Карабинеры

Вчера был день рождения Жан-Люка Годара, и мы продолжаем вас убеждать, что это главный главный режиссер 20-го века. О «Безумном Пьеро» мы писали здесь, а сегодня хотим рассказать о его антивоенном фильме “Карабинеры”.

Карабинеры

“Карабинеры” (1963) важный фильм “французской новой волны” (мы писали о ней здесь и здесь) – направления, родившегося вместе с молодежными протестами в послевоенной Франции. Режиссеры “новой волны” тоже протестовали, но в основном на территории кино. Годар же хотел, чтобы территория протеста от улицы и университетов расширилось до кинотеатров.

Одной из главных тем дискуссий была война. Казалось, что недавно закончилась тяжелейшая Вторая Мировая, и подобного больше не будет. Но вот одна за другой загорались новые войны — в Корее, Алжире, Вьетнаме и т.д. Надо понимать, что буквально было предательством юности. Молодежь должна была строить новую жизнь и исправлять ошибки родителей, а те снова решили погрузить мир в огонь и отправить своих детей убивать и умирать. Логично, что такая ситуация для левого интеллектуала равносильна концу света. Фашизм как будто снова наступал, только теперь он снял с себя свастику, построил универмаги, но все равно остался тем же фашизмом.

Фильм Годара внутри этого контекста - это как будто взгляд в будущее из того момента времени – фильм-предупреждение о том, где все могут снова оказаться. Теперь уже кажется, что это предупреждение будет всегда актуально.

Карабинеры

Действие происходит в альтернативном антиутопичном мире. Два дурачка-брата, Улисс и Микеланджело, живут в хижине на свалке со своими неряшливыми женами. Однажды приходят карабинеры и передают им письма, где король их лично приглашает на войну. Им обещают все, что нужно настоящему мужчине: разграбление, разрушение и веселье. “Мы сможем убивать невинных и не платить за ужин в ресторане?” - спрашивает Улисс. “Конечно, это же война” - отвечает карабинер. Радостные, братья отправляются на службу.

Война судя по всему происходит везде, король явно пытается захватить весь мир. Братья отправляют открытки домой со всего света. Сначала они прямо как Наполеон прошли по Италии и затем отправились в Египет. Дальше они окажутся и в Азии и в Америке. Примечательно, что в сценах почти нет никакой жестокости, она в основном сконцентрирована в рассказах Улисса и Микеланджело о своих “подвигах” — у них есть определенные бытовые трудности, но они очень радуются насилию. Ужас войны заключается не в мясе с кровью, а в ненависти в сознании людей.

При этом фильм вполне можно назвать комедией, только черной. Там есть уморительная сцена похода одного из солдат в кино, с которым он явно встречается впервые: он как и первые кинозрители боится надвигающегося поезда и пытается запрыгнуть в ванну к роковой красотке.

Карабинеры

Годар пользуется исключительно кинематографическим языком, то есть монтажом. Сцены, в которых почти нет жестокости скорее всего были сняты недалеко от той хижины, где начинался фильм, но монтируя их с интертирами с содержанием писем и кадрами хроник с огнями Нью-Йорка и египетскими пиратами, Годар отправляет главных героев в путешествие, которое возможно только в кино. Ведь они буквально скачут по всему миру.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал! Там мы рассказываем о классическом и современном кино.

И это является главной революцией французской новой волны, кино сдвинулось с места. До этого у Годара также с помощью монтажных склеек по Парижу скакал Мишель Пуакар в “На последнем дыхании”. Фильмам теперь тесно в павильонах. Важно это не столько с технической точки зрения сколько с тематической. Мир теперь не стоит на месте, он движется меняется как и люди. Студент в середине 20-го века совсем не знал, что его ждет через пару лет.

Карабинеры

Действие многих фильмов "новой волны" происходит в лиминальных пространствах, "пространствах-между". Герои находятся ни в одной из точек, а в переходе — трансформации. И в этом фильме эта трансформация самая страшная — Годар буквально с научной точностью показывает, как милитаризуется сознание, и человек становится с фашистом. Одного из главных героев не зря зовут Улисс (латинская версия имени Одиссей). Как и у Гомера странствующие должны вернуться домой. Но принесли ли из своего похода Улисс и Микеланджело какие либо ценности? В их чемодане сотни открыток c дворцами, самолетами, машинами и т.д. Все что на них изображено, утверждают братья, принадлежит теперь им.

Фильм черно-белый. Но эти цвета подчеркивают банальное разделение мира на черное и белое, своих и чужих. В одном кадре Годар делает инверсию: мы видим черный фейерверк на белом небе. Война делает границы сильнее, стирает цветовой градиент и разнообразие. Но именно тогда эти границы окончательно теряют свой смысл и одно легко подменить другим. Внешняя война проиграна, но люди все равно празднуют, все равно фейерверк. Теперь наступило время внутренней войны. Ведь что на самом деле солдат может привезти с войны домой? Только войну. И концовка трагически очевидна.

Наш телеграм-канал: https://t.me/zerkaltce

2525
4 комментария

Комментарий недоступен

1

Комментарий недоступен

Творения Годара прекрасны, один из любимых режиссеров.