⠀У композитора (в данном случае, меня) всегда есть определённое техническое задание, в котором даются пожелания режиссёра (а порой и точные указания) насчёт музыки – какой она должна быть; иногда это делается в устной форме, иногда как пометки в сценарии, и композитор приступает к сочинению.
⠀Во время работы композитор и режиссёр находятся в постоянном контакте – нравится/не нравится музыка, что хотелось бы изменить, отредактировать или вообще написать заново. И настаёт момент, когда мнения расходятся – композитор видит, что музыка хорошо ложится под данную сцену (соответствует ей), но режиссёр просит переписать её; или наоборот, когда режиссёру нравится какой-то набросок и хочет, чтобы он развился во что-то более полноценное, но композитор считает, что эта музыка явно не из той оперы (а ему ещё в титрах быть и за всю музыку отвечать).
⠀
⠀Как же быть в этом конфликте мнений? Композитор предлагает своё видение, предлагает рассказать историю именно так, предлагая краски, о которых режиссёр, возможно, даже и не задумывался, но последний может иметь несколько другое представление о законченном материале и отказаться от предложенных композитором идей, которые на самом деле могут сделать фильм уникальным и по-настоящему авторским.
Ну для начала.
Как звукорежиссер кино и сериалов.
Обижен конкретно как бы, за то что про них не слова)
Если мы говорим про большое и малое кино - то звукорежиссер там не последнее место, если не одно из главных в кинопроизводстве. Если вы делаете экшен-муви с фантастической подоплекой(например Трансформеры или даже старый-добрый Робокоп) - если вам не запилят сочно и классно шумовое оформление, то до сраки все остальное будет) Ну да ладно, перейдем к сути.
теперь к разбору вопросов уже сугубо по делу
То как финально будет выглядеть любая сцена напрямую зависит от звукорежиссера, композитора,оператора-постановщика и самого по сути режиссера(ну там еще цветокор, прочая лабуда, сократим весь список до простых столбов и опор фильма). Каждый специалист в своем разрезе профессионал, и его мнение превалирует в своей сфере перед остальными участниками проекта.
У каждого из участников могут совпадать мнения, так и могут расходится. Это нормально.
Но важно понимать следующее - последняя инстанция в принятии решения в таком всегда является режиссер (а за ним уже продюсер). Конкретно он в ответе за все, что происходит на площадке и какой продукт в конце концов дойдет до зрителя. Ты можешь можешь триста раз иметь крутое мнение по поводу музыки или операторской работы - но если режиссер хочет так, и ты по вот чутка не так. То будет ровно "режиссеркое так" и никак иначе.
Фильмы они как ремонтные работы. У каждого мастера(звукарь, композитор и оператор) триста вариантов как тебе сделать ванную и туалет - но только тебе(как режиссеру) потом жить с этой ванной и туалетом(конечный результат фильма).
Если кратко.
Если режиссер сказал вот так - значит вот так. Все. Это его проект, его ответственность. Именно по этому и существуют тандемы, в котором есть стадартное трио - Режиссер, композитор и оператор. К примеру Спилберг всегда работает с Янушем Каминским(оператором) и гением Джоном Уильямсом(композитор) - все потому, что они на одной волне и они доверяют друг другу. Принятие решений это так же уровень доверия режиссера к каждой детали механизма, который создает его детище. И доверие нужно заслуживать, а не продавливать просто потому "я так хочу"
Отличный развёрнутый комментарий, спасибо! У нас было так: у меня был сценарий и кое-какую музыку я написала под него (в частности, под финальные титры). В сценарии были пометки по настроению, референсов не было. Посмотрев черновой вариант монтажа, мне в голову пришли идеи, которые местами шли вразрез с пожеланиями режиссёра, я записала их и показала ему. Он сказал: "Мне нравится из всей музыки только пара сцен". После этого я написала музыку под его руководством (здесь так, а здесь вот так) и мы сделали финальный монтаж и опубликовали - так вышел фильм. После этого мне пришла в голову идея сделать свою версию и просто сравнить их вместе, советовалась с режиссёром, насколько корректным будет этот поступок. Он дал добро и так появился этот пост :) Мне действительно интересно узнать, что об этом думают другие люди и понаблюдать за обсуждением. Поэтому искренне благодарю за Ваши мысли!
UPD: Не написала про звукорежиссёров и прочих, потому что было интересно обсудить именно взаимотношения композитора и режиссёра. Ни в коем случае не умаляю важность работы остальной команды и понимаю, что везде есть свои подводные камни.
Недавно был пост от режиссёра этого фильма, который рассказывал о нём :)
композиторская верси Опечатка
И у вас в начале большинства абзацев лишний пробел стоит - не очень красиво выглядит - видимо при копировании текста сбой произошел...
Upd: исправила, но абзацы не выходит.
Ой, спасибо. Наверное, уже нельзя исправить.