3 хоррора категории Б

Хэллоуин! 🎃🍁🌩🧡 По этому поводу решили для вас рассказать о малобюджетных и безумных фильмах ужасов категории Б. Эти фильмы выделяются среди остальных, а точнее, стоят в углу. Смотреть их, возможно, стыдно, скорее всего мерзко, но всегда страшно весело.

3 хоррора категории Б

Пару десятилетий назад, когда были популярны DVD, киноманы собирали свои шкафы с дисками вместо классических книжных стеллажей. На видных местах стояли классики мирового кино: от Бергмана до братьев Коэн. Но где-то в нижнем углу или совсем за другими дисками лежали фильмы категории Б. Можно с уверенностью сказать, что эти диски с придурковатыми и наглыми фильмами совсем не пылились, а скорее прятались, так как многие из них стали не менее культовыми, чем картины больших режиссёров.

B-movies — явление не слишком популярное в России, поэтому нужно сделать небольшое историческое введение. В так называемую категорию Б входили малобюджетные коммерческие фильмы. Первоначально, во времена "золотого века" Голливуда (1940-ые), этим термином обозначались фильмы, предназначенные для показа после популярных больших картины - A-movies. В некотором роде это напоминает две стороны пластинки, отсюда и название.

Постеры некоторых фильмов категории Б
Постеры некоторых фильмов категории Б

Однако к концу 1950-х годов производство фильмов в США в значительной степени сократилось. Тогда впервые заговорили о смерти кинематографа — пришел телевизор. Отделы по производству Б-фильмов превратились в телевизионные. Кинотеатры же до начала Нового Голливуда (1970-ые) пустовали.Многие однозальные кинотеатры в Америке вынуждены были либо объявить о банкротстве, либо предложить зрителю что-то, что не могло предложить телевидение.

Тогда некоторые из них начали показывать недорогие и неподцензурные фильмы эксплуатационного кино (другое название Б-фильмов), привлекая аудиторию интимными сценами и насилием. Особенно востребованными стали порнографические картины, фильмы ужасов, а также гонконгские фильмы про боевые искусства. Часто в один билет входили два-три фильма, также были популярны ночные марафоны, где фильмы крутили без перерыва. В ход пускались все средства, чтобы вернуть зрителя в зал. Такие кинотеатры назывались грайндхаусами, а название Б-фильмов перекочевало к фильмам, которые в них показывали. И возможно, такие фильмы спасли кино больше, чем Спилберг и Лукас.

Главный герой "Таксиста" (реж: Мартин Скорсезе, 1976 год) сидит в грайндхаусе
Главный герой "Таксиста" (реж: Мартин Скорсезе, 1976 год) сидит в грайндхаусе

То есть в 1960-ые эти фильмы буквально царили в кинотеатрах США и впоследствии сформировали целый жанр, который живет до сих пор. Большинство из них в целом заслуживает статуса второстепенных фильмов, но попадаются и хорошие. Более того, некоторые из них стали не просто культовыми, а во многом определили будущее кино, например, "Психо" Хичкока и "Голова-ластик" Линча. В конце концов, они веселы и свободны, а иногда отлично сняты.

Далее мы расскажем о трех хоррорах категории Б: от самого классического к самому дикому.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал! Там мы публикуем визуальные исследования, рассказываем о классическом и современном кино.

The Blob

В маленьком городке в Пенсильвании ученик старшей школы Стив Эндрюс и его подруга Джейн Мартин целовались в машине. И вдруг за холмом падает метеорит. Из него выползает небольшая желеобразная субстанция, которая вскоре начнет пожирать все на своем пути: собачек, людей и даже машины. Стив и Джейн попытались предупредить полицию, но им никто не верил, пока целый город не столкнулся с этой самой каплей, которая начала пожирать уже и небольшие здания.

"Капля", реж: Ирвин Ш. Йеуорт-младший, 1958 год
"Капля", реж: Ирвин Ш. Йеуорт-младший, 1958 год

Образ невероятно прост — это буквально какое-то желе — ни души, ни позвонков. И это чудесно, эту красную субстанцию каждый может наделить своим смыслом. Сам фильм настолько же прост — снято все внутри павильона, с декорациями к скорее всего другому фильму, если не к рекламе. В послужном списке съемочной команды были в основном религиозные и образовательные короткометражки. Но с учетом наивности сценариев тех лет, у них получился неплохой фильм. Он держит ритм и при определенных условиях даже может напугать.

"Капля", реж: Ирвин Ш. Йеуорт-младший, 1958 год
"Капля", реж: Ирвин Ш. Йеуорт-младший, 1958 год

Но, главное, что он простыми решениями доказывает то, что так сложно формулировали французские режиссеры Новой Волны: кино — это условность, ему не нужно пародировать реальность, оно создает её само. Зритель может переживать героям, понимая, что главный монстр это просто загуститель смешанный с красителем.

Basket Case

Дуэйн Брэдли приезжает в Нью-Йорк с загадочной корзиной и арендует номер в дешевом отеле. Он кормит нечто в корзине гамбургерами и общается с ним телепатически. Дуэйн приехал в Нью-Йорк навестить одного врачу. Оказывается, существо из корзины это его брат-близнец по имени Белиал. И у них с Дуэйном личные счеты с некоторыми врачами.

"Существо в корзине", реж: Фрэнк Хененлоттер, 1982 год
"Существо в корзине", реж: Фрэнк Хененлоттер, 1982 год

Если предыдущий фильм снят в одном павильоне, то этот вообще в каком-то коридоре. Нью-Йорк захвачен крысами и мусором, переулки смердят и наводнены маргиналами. Главный герой гуляет мимо тех самых грайндхаусов и дружит с проституткой. Наверное, этот фильм лучше многих соединяет в себе все черты эпохи.

"Существо в корзине", реж: Фрэнк Хененлоттер, 1982 год
"Существо в корзине", реж: Фрэнк Хененлоттер, 1982 год

Само это существо из коробки буквально олицетворяет и воплощает то, что раньше на экране было невозможно представить. Белиал может рассматриваться как темная сторона каждого из нас. Дуэйн — вечный неудачник, который носит своего монстра в корзине, боясь выпустить его наружу, но тот вырывается сам. Но в монстре есть что-то симпатичное и даже трогательное. И это уже само по себе пугает.

Braindead

Фильм рассказывает историю Лайонела Косгроува, молодого человека, живущего с властной матерью Верой в Веллингтоне, Новой Зеландии. Лайонел влюбляется в дочь местного лавочника – Пакиту, и начинает встречаться с ней, что вызывает недовольство его матери. Однажды крыса-обезьяна укусила маму, превратив её в зомби. С этого момента события начинают разгоняться. Если предыдущие фильмы, только небольшими шагами расширяли границы того, что может оказаться на экране. То в этом фильме границы рвутся с каждой новой сценой.

"Живая мертвечина", реж: Питер Джексон, 1992 год
"Живая мертвечина", реж: Питер Джексон, 1992 год

Фильм постепенно превращается в комедийный ужастик с массой кровавых и абсурдных сцен, наполненных эксцентричными смертями. "Braindead" славится своим черным юмором. Представьте себе ту старушку, которая вас очень раздражает, или задиру, который вас когда-то обижал. А теперь отпустите фантазию, отключите мораль и умножьте свою циничность в тысячу раз. Наверное, такой будет инструкция по созданию подобных фильмов. В каждой сцене мы видим, что авторы сами умирали со смеху и, наверное, пугались того, что придумали.

"Живая мертвечина", реж: Питер Джексон, 1992 год
"Живая мертвечина", реж: Питер Джексон, 1992 год

Кстати, об авторах. Режиссером фильма является Питер Джексон, тот самый, кто снял “Властелин колец” и “Кинг-Конга”. Вспоминая соотечественника Джексона — режиссера Тайку Вайтити, можно даже увидеть у новозеландцев особый талант в создании малобюджетных фильмов. "Braindead" снят безумно талантливо. И слово “безумно” отлично подходит. Ракурсы и монтаж не менее смелые, чем содержание сцен. При этом назвать этот фильм глупым совсем нельзя; по итогу, он про взросление и материнскую гиперопеку: Лайонел убивает зомби-мать, взрывает дом, где рос, и уходит строить новую семью.

Наш телеграмм-канал: https://t.me/zerkaltce

1616
Начать дискуссию