«Анатомия падения»: портрет женщины в шале

Триумфатор Канн, ловко маскирующийся под судебную драму, на деле оказывается тонкой историей про психологию обвиняемого и распад человеческих отношений.

«Анатомия падения»: портрет женщины в шале

«Жизнь успешной писательницы Сандры Войтер переворачивается после загадочной смерти мужа. Ей предъявляют обвинение в убийстве. Однако чем дальше ведется расследование, тем больше всплывает подозрительных обстоятельств. Что же произошло на самом деле в их уединенном шале во французских Альпах?» — Кинопоиск.

Жюстин Трие — всего третья женщина, получившая главную награду фестиваля. Сделать это ей позволила судебная драма про известную писательницу, которую обвиняют в убийстве мужа. Свидетелей преступления в альпийском шале практически нет — только слепой сын пары, который нашёл тело. Подозрения падают на жену, и её необходимо доказать собственную невиновность.

«Анатомия падения»: портрет женщины в шале

Судебный процесс становится центральным событием фильма, которое показывают во всех деталях. Здесь есть и консервативный прокурор (образ которого сама Трие признавала немного карикатурным), и присяжные, и, конечно же, адвокат, который будет защищать обвиняемую. Сам процесс долгий, порой несправедливый, иногда абсурдный для зрителя. Но он не нудный. За ним интересно наблюдать — зритель будто лично присутствует в зале.

Главный приём, встречающийся на протяжении всего фильма, это «ненадёжный рассказчик». В определённый момент зритель понимает, что в этой истории вряд ли есть хоть один человек, который говорит чистую правду, и у каждого есть свои мотивы этого не делать. Действительно ли Сандра Войтер не могла убить своего мужа? Её сын Дэниел предоставляет суду свои воспоминания, или он подменяет их, пытаясь спасти мать от правосудия? За два с половиной часа зритель успевает перейти от безоговорочного доверия к героям к сомнениям касательно каждого из них. Именно этот эффект работает в фильме вместо привычного саспенса: чувство недоверия остаётся и после финальных титров.

«Анатомия падения»: портрет женщины в шале

Попасть в будущий наградной сезон и, возможно, на «Оскар» фильму поможет не только «Золотая пальмовая ветвь», но и великолепная игра Сандры Хюллер. Она играет стойкую женщину, не проявляющую много эмоций, которая для суда становится «идеальным преступником». Хюллер вместе со своей героиней переживает распад брака, а затем и судебный процесс, который превращается в вытаскивание наружу всего нижнего белья. Очень хорош и Мило Машадо Грайнер, который отлично исполняет роль слепого мальчика, который может верить только своему слуху и ощущениям (а они иногда подводят).

150 минут для фильма, который изучает, скорее, психологическую часть обвинения — большой хронометраж. Но Трие тратит это время на постепенное посвящение зрителя в историю, она выдаёт информацию по частям. Режиссёр постепенно собирает нам портрет жертвы, обвиняемой, свидетеля и жизней этих людей. И зритель осознаёт, что это не криминальный детектив об убийстве, а история неудачного брака и отстранения людей друг от друга.

«Анатомия падения»: портрет женщины в шале

***

Режиссёрская работа Жюстин Трие оставляет после себя множество вопросов, ответы на которые зритель будет искать сам. Он будет анализировать сцены, диалоги, и искать малейшие детали, способные указать на настоящего убийцу. И в конце обязательно придёт к главному вопросу фильма: кому же можно верить? Существует ли правда или правдой становится то, во что верит сам человек?

Если вам понравился этот пост, то вы можете тыкнуть в мой телеграм канал «Молчащие ягнята», где я выкладываю краткие обзоры фильмов/сериалов и новости кино.

99
4 комментария

Комментарий недоступен

А фильм Лантимоса ("Бедные-несчастные") где триумфатором был? В Венеции?

Да, в Венеции