«Нулевой пациент» — круги советской Преисподней
После второго сезона «Пищеблока» нам очень нужно было восстановить пошатнувшуюся веру в отечественные сериалы — поэтому мы взялись за пропущенного в своё время «Нулевого пациента». Смотрели параллельно с «Ван Писом» от Netflix и... честно сказать, проект Кинопоиска увлёк нас даже больше!
... Но сперва опять отвлечём вас от дальнейшего чтения. Строго говоря, подобные статьи изначально задумывались для нашего Телеграма... Но в какой-то момент мы решили выкладыть их и здесь.
Если вам понравится — то подписывайтесь на ТГ! Там у нас выходит много отзывов, заметок и прочих материалов о всяких интересных штуках из мира кино, видеоигр и литературы. Всем будем рады!
Сюжет «Нулевого пациента» — это художественное переосмысление реальной истории о том, как в СССР началась (и так до сих пор не закончилась) эпидемия ВИЧ. 1988 год — в калмыцкой Элисте молодой педиатр Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов) замечает у нескольких детей в своей больнице одинаковые и очень странные симптомы. Ни на одну из привычных болезней они не похожи... разве что на СПИД — но откуда ему в стране взяться, если все газеты и телепередачи хором твердят, что это болезнь капиталистов, наркоманов и проституток, а при коммунизме таких быть не может?
Втайне от руководства больницы Кирсан отправляет анализы детей в московский центр изучения ВИЧ, которым руководит эпидемиолог Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов). Худшие опасения подтверждаются — и Гончаров срочно выезжает в Элисту, чтобы остановить зарождающуюся эпидемию, пока она (как тогда казалось) ещё не вышла за пределы одного города. С врачом увязывается КГБшник Пётр Шипов (Павел Майков), чтобы отстоять партийные интересы, а за ними — пронырливый журналист Игорь Карахан (Евгений Стычкин), чтобы привезти сенсацию.
Но в Элисте их поджидает не только зарождающаяся эпидемия, но и ещё один враг: сама советская система. Насквозь прогнившая, надрывающаяся из-за своей громоздкости и никудышного управления. Кажется, что все её винтики ополчились против главных героев — от завравшегося чиновника до медсестёр, подделывающих больничные списки. И всё это никак не помогает искать ни титульного «нулевого пациента», ни ответ на сложный вопрос — как правильно рассказать (и рассказать ли) гражданам правду о загадочной и очень опасной хвори?
Силы в этом противостоянии врачей и системы — неравные. Даже саму четвёрку главных героев не получается назвать союзниками, ведь каждый из них преследует свои интересы. Кирсан хочет защитить детей и персонал больницы. Гончаров — не остановится ни перед чем, лишь бы не выпустить эпидемию из Элисты. КГБшник аккуратно манипулирует информацией, чтобы не допустить народной паники. А Карахан поначалу раззадоривает этот самый народ — а потом сам же сталкивается с последствиями.
Советский народ и его мнимая сплочённость — это вообще одна из главных тем сериала. «Одна страна» моментально разваливается, когда в Калмыкии кто-то вспоминает расовый вопрос. «Одна идеология» не мешает отдельным сотрудникам клиники подрабатывать на стороне.
Ну а «одна беда» так и вовсе становится бедой единиц: когда слухи о ВИЧ распространяются по Элисте, горожане принимаются гнобить больных, винить их во всех смертных грехах и угрожать поджогом, если те не уедут из города. Дремучесть сознания в сочетании с тотальной неинформированностью приводит к панике: жители не верят врачам и не понимают, как передаётся вирус.
Трагедия небольшого города показывается через множество второстепенных сюжетов и небольших историй, которые переплетаются с центральной драмой сериала. Молодую учительницу, только что потерявшую ребёнка, выгоняет с работы бьющаяся в истерике мать одного из школьников — «своего похоронила, теперь решила всех наших детей перезаражать!». Парочка подростков, узнав о диагнозе девушки, боится сообщать информацию её отцу-мусульманину — а вдруг тот обоих прибъёт в гневе. Местные мужики в гаражах намекают недавнему товарищу, что тому пора переезжать — а тот режет руку ножом и грозится измазать их своей кровью. Некогда мирный городок проходит через все круги дантевского ада, только вместо дьявольских сил местной преисподней заправляют люди.
В общем, драма в «Нулевом пациенте» — мощная и завязанная на персонажах. И те бы не смогли как следует раскрыться без отменной актёрской игры — таких талантливых перфомансов (кроме, пожалуй, одного) мы в отечественных сериалах не видели.
Никита Ефремов, который нас ещё в «Тетрисе» очень порадовал, тут показывает весь спектр эмоций — от бессильного отчаяния до опустошающего гнева. У Аскара Ильясова получился бесконечно добрый и идейный врач, который иногда попросту не знает, как сопротивляться окружающей системе. А Павел Майков поначалу кажется самым стереотипным и бездушным сотрудником КГБ, но через несколько серий показывает, что даже у такого персонажа есть совесть и своеобразная этика.
А отдельно хочется отметить Евгения Стычкина. Не только из-за актёрской игры — хотя сыграл он не хуже других — но и потому, что Стычкин совмещал на съёмках место перед камерой с местом ЗА камерой. За режиссуру он отвечал вместе с Сергеем Трофимовым — и у двух постановщиков получился интересный баланс опыта и новых идей.
«Нулевой пациент» отлично выглядит и звучит. Тут нет лишних кадров или затянутых эпизодов, а глаз постоянно цепляется за интересные детали, которые зачастую несут сразу несколько смыслов. Пустынные калмыцкие степи, по которым Кирсан едет на очередной вызов, показывают удалённость Элисты и подчёркивает одиночество врача. Громадный, но неизменно пустой кабинет чиновника — это не только дотошное воссоздание советских интерьеров, но и намёк на то, что перед нами лишь очередной маленький человек, мало на что могущий повлиять.
А вот музыку в сериале зритель замечает редко. Большую часть хронометража она служит оформительным элементом, помогает истории — а не задаёт её: звенит лёгким эмбиентом или минималистичной электроникой на фоне, иногда давит фортепианными и симфоническими мотивами. Но в ключевые моменты, когда эмоции зрителя должны зашкаливать в унисон эмоциям героев, саундтрек просыпается и мощной волной прокатывается по сцене.
В общем, мы даже не пытаемся скрывать наших восторгов от «Нулевого пациента» — потому что эти восторги полностью обоснованы. Можно, пожалуйста, побольше таких сериалов? «Можно!» — отвечает Кинопоиск и анонсирует сразу два сериала от той же команды. Евгений Стычкин уже снял готовящуюся к выпуску детективную драму «Цикады», а Сергей Трофимов сейчас занимается перезапуском фэнтезийной «Этерны», но… Опыт «Пищеблока» показал, что у Кинопоиска пока не всегда получается развивать успех хороших проектов — поэтому и насчёт этих двух сериалов у нас есть сдержанные опасения. Но подождём — увидим.
А пока что у нас есть просто отличный мини-сериал, который нам зашёл на одном дыхании. Даже если у него не появится «духовного» продолжения (прямого там по определению не может быть) — «Нулевой пациент» более чем заслуживает просмотра, если вы его в своё время пропустили. Любите истории про борьбу людей с системой, про мутное правительство и искажение правды во имя «высшего блага»? Тогда настоятельно советуем посмотреть.