Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?

Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?

Открывающая сцена в "Мертвеце" - одна из моих любимых в кино. Она словно бы является ключевой для определения "своего" зрителя. После нее кто-то из зрителей обязательно проникнется неторопливой, и в чем-то литературной атмосферой фильма, а кто-то поймёт, что фильм явно не для него.

В первой сцене нам представляют главного героя ленты - Уильяма Блейка (извините, но не того самого знаменитого поэта, а обычного работягу). Он живет в, условно, цивилизованном восточном побережье, но теряет работу и личную жизнь. В поисках душевного исцеления он решается на смену обстановки и принимает приглашение на работу бухгалтером в город с красноречивым названием "Город машин", где царит атмосфера старого грубого дикого запада, а всем заправляет магнат, держащий под собой как судей, так и шерифа.

Однако все это потом. Все детали сюжета мы узнаем лишь позже, а пока что мы просто наблюдаем на незнакомым нам героем в поезде. Он из сцены в сцену то просыпается, то снова засыпает, и в это время люди, сидящие вокруг него, меняются. Неспешно нам каждый раз показывают пейзаж за окном и паровоз. Герой ни с кем не взаимодействует, и просто едет.

P.S. Извините, но ютуб не предложил мне сцену в качестве лучше (может, вы найдете где посмотреть фильм отдельно)
И вот здесь наступает тот переворотный момент. Да, речь, конечно, и о неспешной и лиричной атмосфере лент Джармуша, но я хочу поговорить о восприятии. О поиске символов, визуальных образов. Для кого-то это будет банальный набор одинаковых сцен. Кто-то увидит, что люди в поезде меняются вместе с пейзажами. Леса и поля меняются на пустыни все ближе к западу, а люди меняют смокинги и книги на на бороды, грязные одежды, ружья и бутылки. Но мне кажется, здесь все еще глубже. В одной скетчевой сцене режиссеру удалось не только погрузить зрителя в атмосферу дикого запада, но и погрузить в контекст истории штатов. Через один только визуал.

Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?
Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?
Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?
Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?
Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?

Глазами Уильяма мы видим тихо едущий поезд и размеренно покачивающуюся лампу, а затем и пассажиров самого состава: они одеты словно с иголочки. Смокинги, галстуки. Женщин почти столько же, сколько мужчин. Они - словно олицетворение новоангличан, которые пытались перебраться в новый свет со старым, британским джентльменским укладом жизни. За окном мы видим девственные непроглядные леса, еще не тронутые и только ждущие появления человека. В этот момент герой засыпает.

Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?
Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?

В облике толпы все еще можно разглядеть старых-добрых по джентльменски одетых мужчин, но появились дамы с будто бы печальным взглядом, а мужчины стали одеваться в более простую одежду и меньше следить за щетиной и волосами. Так первые европейские поселенцы современных США вынуждены были отказываться от прошлого уклада жизни и удобств, больше ориентируясь только на себя и собственный ручной труд.

Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?
Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?

Блейк читает книжку о новинках в сфере разведения пчел и собирательства. Казалось бы, зачем бухгалтеру читать такую литературу? Только затем, чтобы показать - это символ попытки приручения нетронутой природы, развития городов и инфраструктур.

Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?
Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?

А выглядывая в окно мы вместе с героем замечаем уже не девственный лес, а повозку стоящую посреди него. Что это, как ни подчинение себе новых земель, заселение все дальше на запад?

Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?

В очередной раз выглядывая за окном, мы видим смену ландшафта. Продвижение вглубь будущих штатов. На переднем плане еще остается привычный лес, но он так быстро мелькает в кадре, что на нем невозможно остановить взгляд.

Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?

Да и сами люди изменились. Они стали выглядеть все большими дикарями, хоть и с попытками сохранить что то от прошлого. Об этом говорят словно бы добрые и уставшие глаза и аккуратные усы у одного из пассажиров (сидящий за женщиной).

Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?
Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?

Поезд едет все дальше, и вот мы оказываемся в южных землях. Тот самый дикий запад, которым завершалось историческое путешествие от океана к океану. Что же изменилось?

Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?

Люди стали выглядеть крайне агрессивно. Они в открытую пьют и посматривают на главного героя. Совсем не осталось женщин, у каждого есть оружие, а сиденье порезано.

Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?
Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?

Выглядывая в окно Блейк видит разоренные и разрушения поселения коренного населения. Это открыто говорит нам о периоде геноцида индейцев. Даже в далеких южных резервациям им не остается место, даже здесь их пытаются уничтожать.

Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?

К герою подходит машинист, перекинутся парой слов в минуту отдыха, а на заднем плане пассажиры оживляются и начинают открывать окна.

Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?
Не просто поездка на поезде. Как "Мертвец" Джима Джармуша за 10 минут рассказывает об истории страны?

Они начинают стрелять вдаль, а машинист, словно хвастаясь, говорит: «Стреляют по бизонам. Власти говорят, что только в том году убили миллион штук».

Для людей жестокое убийство животных уже не является чем-то важным для выживания. Территории захвачены, облагорожены, и теперь убийство и жесткость для этих людей лишь аттракцион. Развлечение, которое приведет к вымиранию видов и отрезу коренного населения от основного вида пищи.

Так Джармуш всего лишь за 10 минут в рамках одной локации показал путь людей от попыток перевезти культуру за океан до ожесточения и захвата земель. Конечно, в прогрессе и истории было много хороших вещей, но Джим в «Мертвеце» словно напоминает нам: и о плохих моментах нужно помнить. Делать выводы на ошибках, дабы не повторить их впредь.

3434
17 комментариев

Чёрно-белый RDR, красотища!!! Если без шуток, то не смотрел ещё кино, никак не доберусь. Стоит оно того?

1

Хороший фильм, с очень хорошим ost`ом от Neil Young`а.
https://www.youtube.com/watch?v=YkG7P8i64x8

6

Если посмотрел хоть один фильм Джармуша до конца или просто любишь неспешное медитативное кино - стоит

3

Фильм визуально очень крутой и тягучая электрогитара Нила Янга очень атмосферная. Сюжет сходу не самый понятный, но можно потом разборы с интерпретациями почитать. Чем-то похож на старого Блейдраннера, такой же роскошный аудиовизульный синтез. И бонусом наиболее точное изображение в кино быта шахтерского поселка.

2

Стоит, оно неспешное, без выноса мозга или стресса

1

Комментарий недоступен

Фильм в первую очередь о том, что ты в нём видишь. Каждый находит свой смысл, которых за весь сюжет и не счесть.