«Отряд самоубийц»: расширенная версия — что изменилось
Спойлер: по большому счету не изменилось ничего. Если расширенная версия «Бэтмена против Супермена» коренным образом меняет восприятие фильма, то в случае с «Отрядом самоубийц» всё не так. Но выбирая между двумя версиями лучше смотреть всё же расширенную. И вот почему.
Муки творчества
«Отряд Самоубийц» был воспринят публикой в основном негативно: на популярном сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes фильм получил рейтинг 26%, на Metacritic — 40, на IMDb — 6,6. Похожая судьба постигла и «Бэтмена против Супермена», другой важнейший фильм в киновселенной DC Comics. Обе ленты пали жертвами ошибочных ожиданий и неумелого монтажа.
С ожиданиями всё понятно: Marvel в кинозалах обскакали своих прямых конкурентов давным-давно — публика привыкла к их фильмам, снятым по определенному и прекрасно зарекомендовавшему себя шаблону. DC Comics поспевает на «паровозик хайпа» изо всех сил и действует хаотично: не представляя своих героев заранее, сразу сталкивает их между собой. В результате незнакомые с комиксами зрители выходят из залов озадаченными — кто такая Чудо-Женщина, что за флэшбеки у Бэтмена, что происходит вообще? Добавьте сюда рваный монтаж, и ситуация становится катастрофичной. Из «Бэтмена против Супермена» вырезают тридцать минут фильма и оставляют обреченно болтаться в воздухе целые сюжетные ветки.
Благо, расширенная версия «Бэтмена против Супермена» расставила все по своим местам: в фильм вернули две сюжетные линии, благодаря которым конфликт между знаменитыми супергероями стал логичным, а мотивация главного злодея фильма, Лекса Лютора, — оправданной и понятной.
На дополненный «Отряд Самоубийц» возлагались те же надежды. В финальный фильм не вошло очень много материала, который, меж тем, уже засветился в трейлерах. Зрители ждали больше Джареда Лето в образе Джокера, больше отношений внутри самого отряда, больше логики в поступках, больше всего. Но лента стала длиннее всего на 13 минут и в целом отношение зрителя к себе изменить неспособна. Если вам «Отряд самоубийц» совсем не понравился, то расширенная версия этого, увы, не исправит.
Это по-прежнему хороший, стильный и смешной фильм с несколькими критичными промахами. В центре сюжета — отряд из суперзлодеев, которые на деле оказываются вполне себе героями. Наемный убийца Дэдшот, вор Капитан Бумеранг, отвратительный мутант Убийца Крок, поджигатель Эль Дьябло, мастер узлов Слипкнот и сумасшедшая Харли Квинн — все они получают по миниатюрной бомбе в шею и отправляются на службу правительству Америки. В самоубийственной миссии их сопровождают солдат Рик Флэг и японка с пожирающим души мечом Катана. Ещё здесь есть ведьма Чародейка и, собственно, Джокер.
Глупо было бы ожидать, что всем им достанется поровну экранного времени, правда? Поэтому Дэвид Эйр сосредоточился, по сути, на двух парах: Дэдшот с Риком Флэгом, и Харли Квинн с Джокером. Первая пара — история про преданность и взаимопонимание, вторая — про больную, но чертовски искреннюю любовь. Эти отношения расширенная версия раскрывает гораздо четче и правильнее театральной.
Отношения — это сложно
Сравнивая две версии понимаешь, насколько всё-таки неудачный в стандартной версии монтаж: там, где по задумке режиссёра должны были быть диалоги, остались просто немые сцены. Показательный пример — момент в баре.
В расширенной версии рассказ Эль Дьябло о своей судьбе начинается с конфликта: в нем копится ярость и выплескивается на Дэдшота — они говорят о надежде и доверии. Но после монтажа сцена попросту потеряла свой зачин: вместо острого диалога — монолог Дэдшота, который смотрится глупо и нелогично. С чего вдруг его прорвало? Откуда взялась реакция Эль Дьябло, и почему это он решил рассказать о себе? Буквально пара минут полностью меняет восприятие этой сцены.
Отношения между Риком Флэгом и Дэдшотом обретают новую грань: поначалу Дэдшот истово ненавидит Рика и хочет пристрелить, а затем — дважды его спасает и наконец признает как соратника. Нужно договариваться. Возвращается вырезанный диалог, в котором Рик Флэг жалуется Дэдшоту на свою любовь к Чародейке, переметнувшейся на сторону зла: раньше он считал, что любовь — это что-то сродни НЛО, люди в неё верят, но никаких доказательств существования нет.
Эта и несколько других сцен показывают зрителю моральный рост Дэдшота и полнее раскрывают личную трагедию Флэга. Рик Флэг — больше не тупоголовый вояка, исполняющий приказы, он растет над собой. Дэдшот это понимает и признает в нем живого человека, а не просто солдата.
Полнее раскрывается и больная любовь Харли к Джокеру. В новой версии королю преступного мира Готэма дается чуть больше времени, чтобы показать всю сложность своих отношений к Харли. Он избегает привязанности к своей «игрушке», и само чувство любви для него неприемлемо. Однако же что-то он испытывает, но просто не может понять что именно.
«Меня нельзя полюбить, я — всего лишь идея» — говорит он в сцене, которую просто нельзя было вырезать из фильма. Нельзя!
Однако же 13 дополнительных минут и более гладкий монтаж не меняют общего впечатления о фильме и не решают его главных проблем.
Во-первых, кино вводит магию в киновселенную DC — это очень важный и позитивный момент. Магия может убить Супермена! Но в «Отряде самоубийц» магическая концепция смотрится абсолютно не к месту — никаких политических интриг, как в комиксах, а просто условное магическое зло в качестве главного врага? Безыдейное, безликое, несостоятельное. Вместо действительно умного, хитрого противника — просто ворох спецэффектов.