«Прошлые жизни» - история о миграции и любви (которой не случилось)

Один из лучших фильмов года

«Прошлые жизни» - история о миграции и любви (которой не случилось)

В 2020 Селин Сон играла в Sims 4 и экранизировала в компьютерной игре чеховскую «Чайку». 2,5 года спустя вышел ее дебютный полнометражный фильм - один из лучших в 2023. «Прошлые жизни» рассказывает историю корейской девочки и мальчика, которые расстались в детстве, нашли друг друга через 12 лет, уже когда жили в разных странах, а потом расстались вновь еще на 12 лет.

Это очень личное и даже автобиографичное кино. Как и главная героиня, Селин Сон в детстве переехала из Кореи в Канаду, ее папа – тоже режиссер, она – тоже театральный драматург по профессии, как и ее муж Джастин Курицкес (и да, он тоже американец еврейского происхождения). А весь фильм родился чуть ли не из одной встречи Селин Сон с мужем и другом детства.

«Прошлые жизни» - история о миграции и любви (которой не случилось)

Это была первая сцена, которую я написала. Она должна была быть немного конфликтной. Нора поворачивается и ломает четвертую стену – это театральный прием, он как бы предлагает зрителю задать себе вопрос, кто он такой

Селин Сон

Сцена в баре открывает «Прошлые жизни» и она же становится кульминацией в другой части сюжета. В ней главная героиня – Нора (Грета Ли) расположена между мужем – американец Артур (Джон Магаро) и другом детства – кореец Хэ Сон (Тео Ю), как между настоящим и прошлым. Этой простой композиции задаются два главные темы: любовь и миграция. Здесь они переплетены. А чтобы понять характер этой связи, Селин Сон показывает героев в прошлых жизнях.

Иногда я говорю о фильме, как о детективе. Загадка в том, кем приходятся друг другу эти три человека. Ты создаешь тайну и приглашаешь зрителей погрузиться в нее, а затем переносишься на 24 года назад. Мы проживаем это время и события, которые приводят к сцене в баре. Но вернувшись та же самая картина выглядит иначе

Селин Сон

«Прошлые жизни» состоят из трех временных периодов:

  • детство героев (Хэ Сона и Норы, которую еще зовут Ен На) – личное общение, естественная встреча, первая влюбленность и первое расставание;
  • юность– дистанционное общение, случайная (но спровоцированная) встреча, резкий интерес и плавное угасание;
  • взрослость – личное общение, запланированная встреча, старая влюбленность и новое расставание.

Структура триптиха отражает перемещение не только во времени, но в пространстве. Если в первой части между героями нет дистанции, а во второй огромное расстояние, то в третьей – они максимально близки, но между ними пропасть. Но это не только тоска по утерянному прошлому, которое сконцентрировано в одном человеке, а еще и осознание того, насколько изменился ты сам.

«Прошлые жизни» - история о миграции и любви (которой не случилось)

В «Прошлых жизнях» рассказывает не о счастливой или несчастной любви, а о той, которая не случилась. Поэтому цель здесь не столько увлечь историей, сколько создать настроение. Для этого используются простые приемы, вроде развилки в родном городе из действа героев: Она идет в гору по вымощенной лестнице, Он – тоже вверх, но в другом направлении и по обычной дороге.

«Прошлые жизни» - история о миграции и любви (которой не случилось)

Другой пример метафоры расставания – поэтический кадр наполненной светом оконной занавески, на фоне которой звучит короткий диалог из двух вопросов:

–Ты хочешь приехать в Сеул?

– Зачем мне в Сеул?

И после этого солнце исчезает и на улице становится темнее.

«Прошлые жизни» построены на полутонах. Здесь нет резких признаний и рубящих откровений. Поэтому и первый взрослый разговор (по Скайпу) заканчивается не фразой из двух местоимений и глагола, которую не просто страшно произносить впервые, а неловко даже присутствовать при таком откровении, а словами: «Я по тебе скучал». И в контексте она не просто синонимична тому пугающему непроизносимому признанию, а еще трогательнее.

Особенным образом поставлена и первая за 24 года личная встреча Норы и Хэ Сона. У памятника: только если в детстве они играли вокруг скульптуры, персонажи которой смотрели друг на друга и не обращали внимание на преграды (как и дети, которые находили взгляды друг друга сквозь камень), то теперь это монолитный барельеф, персонажи которого повернуты спиной друг к другу.

Он и Она вроде бы не чужие люди, но даже после приветственных объятий камера не очень охотно помещает их один кадр, предпочитая переезжать с одного профиля на другой и сохранять дистанцию (прямо как 12 лет назад во времена скайп-звонков). Когда же они все-таки попадают в одно экранное пространство, то не могут подобрать слова и общаются междометиями.

Задний план часто помогает в создании настроении – часто горькой иронии, как в случае с расставленными вокруг парочками при первой прогулке по Нью-Йорку.

«Прошлые жизни» - история о миграции и любви (которой не случилось)

Или в разговоре у карусели, отсылающей в детство. Сцена, в которой герои вроде бы рядом, но не вместе – они никак не могут встретиться взглядами, а как только пересекаются, то тут же прячут глаза то ли от смущения, то ли от стыда, то ли от неловкости. Из таких оттенков чувств состоит весь фильм.

Важный элемент создания настроения – слитая с естественными звуками природы и города музыка (за саундтрек отвечали Кристофер Беар и Дэниэл Россен из группы Grizzly Bear). Для нее будто необходимо пространство, поэтому здесь много немых антуражных сцен.

Впрочем, герои «Прошлых жизней», иногда и проговаривают мысли и чувства. Но это:

  • либо не очень получается, как например в разговоре Норы с мужем о Хэ Соне и корейскости, когда она пытается разобраться в эмоциях и культурной идентичности;
  • либо, наоборот, получается литературно точно: «Он был ребенком из моих детских воспоминаний, потом – картинкой в ноутбуке, а теперь – человек во плоти»; Нора – драматург, поэтому столь емкая и образная формулировка органична ее характеру;
  • либо иронично – род деятельности Норы и ее мужа объясняет насмешку над сюжетом о пронесенной сквозь годы любви и воссоединении родственных душ, в котором третий не просто лишний, а омерзительный тип, наделенный всеми негативными чертами; подобной иронии над сценарным клише может быть и недостаточно для еще одного слома четвертой стены, но хватает для пары трещин.

«Прошлые жизни» говорят со зрителем одновременно и на корейском, и на английском. Язык как мостик между прошлым и настоящим – важные мотив, объединяющий центральные темы фильма. Он возникает в сюжете как самодельная корейская раскладка для клавиатуры у Норы, как выбор Хэ Сона между изучением китайского и английского, как рефлексия американского мужа героини: «Ты разговариваешь во сне на корейском – внутри тебя целый мир, который мне не известен».

«Прошлые жизни» - история о миграции и любви (которой не случилось)

«Если в прошлых жизнях ты был знаком с кем-то, то вы обязательно найдете друг друга в новой, не обязательно в тех же ролях, это может быть даже случайная разовая встреча» - это вольная формулировка концепции ин-ён, которая раскрывается в «Прошлых жизнях». В фильме Селин Сон она не только и не столько про переселение душ, сколько про их изменение в одном теле. Встреча взрослых Норы и Хэ Сона – это встреча с тем, кого они когда-то знали (сначала как друга детства, который не боялся чужих слез, потом как друга по переписке, ради которого можно не обращать внимание на часовые пояса); с тем, кого, возможно, не успели полюбить и не могли остаться; с тем, кого знали в прошлых жизнях и кого наверняка встретите в будущих.

4747
6 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

Ага, это из той же сери "что этим произведением хотел сказать автор?" И в итоге автор что хотел сказать он уже написал. Додумывают только за других

1
Ответить

Классный фильм, тонкий и нежный. По большому счету, в фильме ничего не происходит, но кино пространство то расширяется, заставляя тебя смеяться, то сужается так, что не находишь себе место и переживаешь за героев

1
Ответить

Это плакать?

Ответить

Не, вообще не про это

Ответить

Азиатский фильм от А24 здорового человека.

Ответить