Гиблое дело: «Бремя»
Мартин Фриман пытается спасти маленькую дочь от зомби, а зомби и их жанр — от полного разложения
И без того богатая на смертоносную фауну, Австралия в ближайшем будущем пополнится ещё одним хищником. На континенте распространится болезнь, из-за которой люди превратятся в каннибалов с характерной походкой (слово «зомби» в фильме не прозвучит ни разу). Среди них окажется и незадачливая Кей; а после того, как её муж Энди малодушно откажется оказывать ей первую медицинскую помощь — пробивать голову стальным шприцом — заразится и он. Чтобы спасти остаток семейства, маленькую дочь Рози, у Энди будет 48 часов. За это время он встретит достаточно потенциальных кандидатов в приёмные родители; большинство из них, впрочем, не пройдёт отбор по предсказуемым причинам.
Принято считать, что между Netflix и западной прессой идёт холодная война, однако «Бремени» она не коснулась — критики высоко оценили и перформанс Фримана, и то, как австралийская картина переосмыслила зомби-жанр. Что именно нового она открыла, как водится, никто не сообщил. Зато устаревшие стилистические ходы видны и без чужой помощи — сравнивать безудержных потребителей с безмозглыми людоедами стало дурным тоном ещё при живом Джордже Ромеро, а теперь и подавно.
К неблагоприятному антропологическому прогнозу режиссёры Бен Хоулинг и Иоланда Рамке добавили разве что национальный критерий — мор переживут только непорочные (и) аборигены. Что ж, копья им в руки. Радует, что эту мысль авторы благородно уместили всего в полтора часа (хотя остановиться стоило, пожалуй, на семи минутах).
Сюжет про заботливого отца — тоже штамп, но пока ещё высекающий искру из чувств — в должном исполнении мог бы оправдать эти временные затраты. Образцового родителя, однако, подменили на Мартина Фримана, который привычно путает эмоциональные противоречия с бесконечной суетливостью. Людей кроме него в кадре не замечено — лишь наброски, обречённо старающиеся как можно трагичнее выбраться наконец из фильма (эту часть авторы явно подсматривали у Дарабонта, но в механизме не разобрались). Так что резонов не хоронить «Бремя» в братской могиле неудавшихся зомби-фильмов не остаётся.
Безысходность зомби-жанра — единственное (помимо величественных австралийских широт, но над ними постаралась природа), что авторам удалось наглядно изобразить. Скорее даже подтвердить — вслед за неприлично низкими рейтингами «Ходячих мертвецов» и ожидаемой посредственностью Days Gone. Что с этим делать, решительно непонятно; есть мнение, что повсеместно закапывать. Либо же отправлять на аутсорс, кажется, всемогущим корейцам.
***
Попытка австралийского «Бремени» раскритиковать общество не засчитывается — тогда как польское «Лицо» с этой задачей успешно справилось. Буду рад, если вы прочитаете эту и другие мои рецензии.