«Все страхи Бо» подозрительно похожи на «Джокера»

Делюсь впечатлениями о ТРЕТЬЕЙ работе Ари Астера и ТРЕМЯ способами сделать фильм лучше.

К фильму будут спойлеры. Да и к всему, что попадётся под руку. К «Солнцестоянию» и «Джокеру», например.

Посмотрел я сиквел «Джокера». С первой части ничего не изменилось. Хоакин Феникс всё такой же хороший актёр, а его персонаж снова страдает и депрессует, вываливает боль психиатру и пытается не заблудиться на грани снов и реальности.

Отношения с мамой вновь не заладились, отчего он снова её убивает. А за окошком много недоброжелательных людей ходят да несутся в окончательно погрязшем в хаосе Готэме. Хоть солнышко выглянуло!

Снова мы думали, что это будет комедия, но оказалось, что это трагедия…

Со звуком!!

Но всё же фильм не об Артуре Флеке, а о Бо, блуждающем по своим страхам. Каждый страх — некое препятствие на пути героя, и появляется оно на каждом шагу.

Ари Астер в этот раз не прочерчивает карандашиком контуры предстоящей картины. Нет. Он достаёт ладонью акварель и с возгласом «Эгегей!» размазывает полотно направо и налево.

И он может себе это позволить, так как он шикарный визуализатор. Помимо этого, в каждый кадр добавляет умелый саспенс и креативный монтаж. Создаёт напряжение буквально из воздуха. Магия!

+ звуковой монтаж! Я люблю, когда снято хорошо и не скучно. А кто не любит?

Эпизоды вышли разножанровые, безупречно поставленные и попросту гипнотизирующие. Пасторальной мультипликации — моё отдельное почтение.

😍😍😍

Последним кадрам - так и вовсе низкий поклон.

Умеет Астер эффектно, утверждающе и без претенциозных многоточий завершать своё кино. Не улыбка Флоренс Пью, конечно, но переворачивающая лодка, выход зрителей и титры — это прекрасно!

Я встаю синхронно с массовкой, словно после спектакля, и направляюсь в сторону выхода. В туалет.

Да-да, именно в туалет.

ТРИ ЧАСА ЖЕ!

Именно столько времени шёл фильм, и хорошо, что я его смотрел не в кинотеатре.

Мой текст лишь слегка начинает отдавать бессвязным потоком сознания, но именно в таком духе повествует режиссёр о страхах Бо.

Это главная проблема фильма, от которой и пляшут остальные: слишком непонятно, слишком СПГС-эшно, слишком трешово, слишком поверхностно, слишком сумбурно, слишком спорно.

ВСЕГО СЛИШКОМ.

Вот что сам режиссёр об этом говорит:

«Съемки комедии оказались освобождающим опытом. Ведь здесь все происходит в выдуманном мире, где я мог делать все, что мне придет в голову. Однако при этом мне хотелось сделать связный фильм, чтобы он не распадался на части, а его элементы находились в гармонии друг с другом».

Ари Астер

Получилось ли сделать связный фильм? Ну такое...

А всё потому что Астер решил «делать всё, что придет в голову».

Но связать всё в единое целое помогло бы ничто иное как ДРАМАТУРГИЯ.

Я подробно разжёвывал в статье про «Джона Уика 4», что понимаю под этим словом. А сейчас я попробую разобраться, как можно усилить драматургию в фильме «Все страхи Бо».

Я прикинул три варианта.

1 вариант. Сократить галлюцинации

«Реинкарнация» и «Солнцестояние» не вбрасывали мистику, видения и прочую муть в с первых кадров.

Да, они пытались интриговать и заставить кусать локти с помощью диссонирующих скрипок и прочих средств нагнать гнетущей атмосферы. Но фильмы строили свою историю на реальности.

Именно реальностью прокладывали фундамент для привычного ужастика. И, вовлекая в происходящее, разрушали ожидания.

Когда старики сбросились со скал в «Солнцестоянии» — это было неожиданно. А почему? Потому что завязка ничего такого (при этом показанного настолько реалистично) не предполагала. Каждый из нас мог объединится с друзьями любимого человека и поехать на фольклорную тусовку.

Когда героиня всё больше погружалась в наркотическое опьянение, в результате чего улыбнулась горящим останкам своего парня — это было КАПЕЦ КАК НИЧЕГО СЕБЕ. А почему? Потому что её видели хоть и эмоционально травмированной, но адекватной девушкой. Нас вели за ручку к этой кульминации, лишь постепенно увеличивая градус солнечного кошмара.

В «Страхах Бо» уже первые минуты с героем происходит что-то нереальное. Худо-бедные экспозиция и завязка у нас есть, — вот страдающий Феникс, вот его мать оказывается мертва, — но дальше сюжетный каркас распадается на кусочки вкусненьких фрагментов.

  • Я не переживаю за героя.

Вместо героя я вижу само ВОПЛОЩЕНИЕ страдания, символически завёрнутое в талант Феникса.

  • Я не верю в происходящее.

В сон бы я такой поверил (что только не снится порой), но при просмотре фильма я не сплю и отдаю себе отчёт в этом!

  • Я не удивляюсь твистам.

Твисты — это события, работающие исключительно на контрасте. Но здесь столько всего, что я не удивлюсь, если дракон влетит в спальню во время пробуждения Бо. Не удивлюсь, если мать окажется оборотнем и на четвереньках устремится загрызть своё бедное отродье. Не удивлюсь, если первая любовь Бо, с которой он пошёл кувыркаться спустя столько лет, окажется трансвеститом.

2 вариант. Сконцентрироваться на основном конфликте

Если «Солнцестояние» (да, снова о нём, хе-хе) презентовался как фильм о расставании, то на самом деле он гораздо глубже и интереснее говорил о депрессии, одиночестве и деградации человека из-за нежелания преодолевать жизненные обстоятельства, красной линией подчёркивая вред сект.

Он говорил не о том, что, кажется, планировалось режиссёром («Три тысячи лет желаний» на тему расставаний говорили в 500 раз интереснее, к примеру), но хотя бы всё равно говорил и делал это хорошо.

В «Страхах Бо» основной конфликт явно крутится вокруг абьюзивных отношений Бо и его матери. Бедный Бо страдает в старании угодить ей и не возненавидеть её, а мать подавляет в нём трезвого взрослого мужчину, умеющего принимать решения, и манипулирует им.

Тему родителя подтверждает сам режиссер.

«Просто так получается, что родители играют важную роль в историях, которые я хочу рассказать. В будущем я постараюсь уйти от этой темы. Не хочется застревать на одной и той же территории».

Ари Астер

Все страхи Бо — это следствие отношения к нему его матери. Мать — и есть основной конфликт, который теряется в визуально богатом пиршестве различных фобий длиною в три часа.

"Всё, везде и сразу" какой-то

Вместо того, чтобы исследовать основную тему, фильм выбирает аттракцион. А мы не рефлексируем вместе с героем и не становится участниками его истории.

Мы — зрители-потребители. Мы узнаем себя в отдельных ситуациях с героем Феникса и жуём попкорн.

3 вариант. Замутить сериал короткометражек

Если мы всё же не хотим терять все эти потрясающие эпизоды, но не знаем, как их связать в одно целое, то почему бы не сделать сериал?

Смотрите.

  • Условно 8 серий по 20 минут.
  • Каждая серия пусть будет посвящена отдельному страху.
  • Вокруг страха пусть выстраивается цельное законченное приключение с трёхактной структурой повествования.
  • По ходу сюжета герой бы побеждал свои страхи и рефлексировал о предпосылках.
  • В конце 1, 5 и 7 серии делаем клиффхэнгеры, связанные со сквозной сюжетной линией.
  • И этой линией была бы мать, вышедшая к финалу во всей своей красе в качестве долгожданного антагониста.
  • Получается, сквозь каждую серию герой бы становился ближе к источнику своих страхов, но... был побеждён им. ТРАГЕДИЯ!

Как вам такая структура?

Да, я всё упростил. Но слона едят по кусочкам — раз. Кусочки оправданы драматургией, два.

Кажется, так путешествие Бо гораздо бы легче переварилась, нежели непрерывным трёхчасовым потоком дисгармоничных эпизодов.

Но повторюсь!

Эпизоды шикарные! И снимает Астер великолепно, и какой-то сверхъестественной тревогой наделяет каждый кадр.

Но раз я начал с «Джокера», то и закончу «Джокером». Ступаю на опасную тропу, ставя под одну гребёнку разное кино.

Вот отрывок из превью статьи. Сравните бег Бо и бег Артура:

На фоне контраста операторская работа в «Джокере» моментально проигрывает «Всем страхам Бо». Хотя (ВНИМАНИЕ!) как в первом найдётся множество превосходных кадров, так во втором — обыкновенных.

Но всё же то, что Тодд Филлипс не экспериментировал и не выпрыгивал из штанов — это факт. Он делал во многом вторичное и вязкое кино с прямолинейными страданиями героя и посылами в лоб.

И оно сработало! Так как не мучает нас страданиями героя более 2 часов (включая титры) и не пренебрегает драматургией.

«Все страхи Бо» — свалка крутых концептов и отпадных киношных приёмов, но всё-таки свалка. Надо разгребать. Разгребать амбиции, потенциал, творческий размах Ари Астера и упаковывать в понятную форму.

Но теперь же хочется увидеть, как его авторская рука прикоснётся к чему-то совершенно простому и приземлённому.

«Все страхи Бо» подозрительно похожи на «Джокера»

Понравилась статейка? Буду рад, если подпишитесь на мой блог 👉👈

4444
23 комментария

так-с, отправил твои рекомендации Ари Астеру, посмотрим, что он сможет сделать. если что будем петицию рассылать, чтобы бюджет подтянуть для новой перемонтированной версии. Хотя вот этот момент смущает:

Каждая серия пусть будет посвящена одному отдельному страху.

Так бы не вышло, там же десятки страхов)

Мне фильм понравился, хотя с СПГС чушью явный перебор, и мне жаль Хоакина, потому что он всегда играет каких-то обиженных жизнью. Уже третий хороший фильм Астера, но самый худший среди трёх.

4

Ну так чувак из интернета по фактам Астера раскидал. Фильм просто неинтересно смотреть, а постоянные попытки режиссёра выкинуть твитс или шокировать просто смешные. Какой-то контроль творческий или хотя-бы наративный нужен иначе просто получается винегрет из отдельных сцен.

3

Надеюсь, Ари Астер услышит меня и возьмёт себе в ученики. Скажет, мол, достойный приеемник))

Можно взять один главный страх и несколько сопутствующих. Либо отказаться от неинтересных страхов. Это условно же, главное направление смекнуть)

Хоакина жаль, а «Солнцестояние» у режиссёра пока топ для меня)

1

А мне понравились все 3 фильма. Не могу сказать что этот худший, он просто сильно отличается от первых двух

4

Третий фильм в комедию пытался в отличие от первых двух плюс там от начала и до конца поток сознания.

Редко встречаю тех, кому нравится все три фильма. Ну теперь уже двух людей знаю)

2

Аналогично. Я до конца не знал, на что подписывался, когда шёл на "Все страхи Бо", но лично для меня это, пожалуй, лучшая его работа.

1

Ух, тяжёлый фильм в плане продолжительности повествования, но крутой по атмосфере

3