«Я польщён, что люди считали, будто я взорву реальную бомбу»: Кристофер Нолан об «Оппенгеймере», CGI и забастовках
The Hollywood Reporter опубликовал материал, посвящённый созданию биографического триллера Кристофера Нолана «Оппенгеймер». Журналисты пообщались с создателями фильма, актёрами и самим постановщиком, а Нолан рассказал о творческом процессе и о том, чем картина отличается от других его работ.
Мы выбрали главное из текста.
О сценарии
Идею фильма о физике-теоретике и «отце атомной бомбы» Роберте Оппенгеймере режиссёр вынашивал давно, но с особым интересом он вернулся к ней после съёмок «Довода». Роберт Паттинсон, исполнивший в том фильме одну из главных ролей, подарил Нолану сборник речей Оппенгеймера — включая те, что тот давал уже после бомбёжки Хиросимы и Нагасаки.
После этого режиссёру и пришло в голову рассказать историю учёного его же глазами.
Когда читаешь слова людей тех времён, то видишь, как они сами пытаются осознать потенциальные и реальные последствия произошедшего. Последствия того, что они сделали.
И я очень увлёкся идеей того, чтобы рассказать реальную историю о тех событиях, погрузиться в те времена и дать людям возможность ощутить, каково было быть Оппенгеймером в те минуты.
Желание показать реальность произошедшего, как и личные переживания Оппенгеймера, привело Нолана к идее как бы поделить фильм на две части — «субъективную» и «объективную».
Значительную часть сценария он написал от лица самого учёного, включая ремарки — эти эпизоды режиссёр решил снять в цвете. Остальные сцены, более «объективный» взгляд на события, сняли на чёрно-белую IMAX-плёнку, которую произвели специально по просьбе Нолана.
Как отмечают актёры, сценарий был чрезвычайно подробным: в нём в деталях описывались в том числе кадры, призванные изобразить некие понятия квантовой физики и идеи Оппенгеймера. Киллиан Мёрфи, которому режиссёр сразу предложил главную роль, и вовсе назвал сценарий «Оппенгеймера» лучшим, что он прочёл за свою карьеру. Как отметил Нолан, для него было редкостью писать сценарий, заранее определившись с актёром для главной роли.
Обложка книги «Американский Прометей» была у меня перед глазами несколько месяцев. Я глядел на эту фотографию — чёрно-белую, с которой своими голубыми глазами на меня пристально смотрел этот человек.
И я подумал: «А ведь я знаю, кто сможет так же».
О съёмках
Разорвав отношения с Warner Bros., участвовавшей в производстве большей части его картин, постановщик вместе со своей супругой и продюсером Эммой Томас начал искать новых партнёров.
Причём на встречах с крупными киностудиями он сразу же перечислял руководству все свои требования, вплоть до расширенного окна кинотеатрального проката. Судя по всему, он хотел сразу же понять, кто действительно заинтересован в столь крупном и рискованном проекте, а кто побоится.
Я сразу говорил им, что это будет трёхчасовой фильм. Фильм с рейтингом «R». Я говорил им, какой необходим бюджет.
Мы с Эммой посчитали, что прямо сказать студиям, что мы хотим сделать, и придерживаться своих слов — это самый простой способ.
По возможности Нолан хотел снимать фильм в реальных местах, где разворачивались события тех времён. Ему удалось получить разрешение на съёмки в реальном доме Роберта Оппенгеймера в Нью-Мексико, а также кабинете Альберта Эйнштейна в Принстоне. Он пытался договориться даже с руководством полигона «Уайт-Сэндс», где в 1945 году и прошло испытание «Тринити», однако не смог подобрать удобное для всех время.
В итоге Лос-Аламос начала XX века воссоздали в пустыне неподалёку от военной базы. Причём некоторые учёные, которые работают в местной лаборатории, решили принять участие в работе над фильмом и присоединились к массовке.
Как отметили актёры, съёмки шли в «спартанских» условиях: аппаратной поблизости не было, не прибегали даже к меткам на земле, которые обычно помогают заранее определить мизансцену. Однако это ничуть не мешало, ведь Нолан был способен давать очень чёткие указания.
Мы как-то сделали несколько дублей одной сцены, и она мне никак не давалась. Может быть, я пытался быть слишком напористым.
Он наклонился ко мне и просто сказал: «Он не боксёр, он шахматист». Бум. И ты сразу всё понимаешь. Даже к этим огромным, чертовски большим камерам, которые следуют за тобой по пятам, привыкаешь. Ты просто стараешься отыграть всё так правдиво, как это только возможно.
Об использовании графики
Во время подготовки к съёмкам Кристофер Нолан много общался с физиком-математиком Робертом Дейкграфом — и в ходе одной из бесед столкнулся с неожиданной для себя проблемой.
Одной из сложностей для физиков со временем стала, как выразился Дейкграф, невозможность представить себе, как выглядит атом. Само собой, меня это напугало.
Я сказал ему: «Но ведь это как раз моя работа. Именно это мне и нужно сделать. Как это вы не можете себе его представить?» И он ответил: «Не можем, потому что это энергетические поля, которые расположены одно на другом. А не шарики для пинг-понга, которые летают тут и там».
В итоге постановщик решил найти выход из ситуации вместе с монтажёром Дженнифер Лейм и подобрать визуальный ряд и звуковое оформление, которое помогло бы убедительно изобразить законы физики. По его словам, он хотел добиться «не интеллектуального, а эмоционального эффекта», заставить зрителей ощутить «силу стихии».
Все подобные кадры удалось отснять практическими способами. Специалисты по визуальным эффектам всячески экспериментировали с самыми разными материалами, включая пластик и краски, а также пытались снимать с разной скоростью, чтобы получить нужные изображения.
Нолан отказался раскрывать, что именно в итоге показано на попавших в фильм кадрах, но подчеркнул, что компьютерную графику не использовали.
На CG по самой сути своей очень комфортно смотреть. Графика — это безопасная, успокаивающая штука.
Поэтому во время работы над «Оппенгеймером» я сказал нашим специалистам: «Это не должно выглядеть безопасно. На это не должно быть комфортно смотреть. Это должны быть угрожающие кадры. В равной мере прекрасные и страшные».
Режиссёр в курсе, что некоторые поклонники, знающие, как кинематографист полагается на практические эффекты, подумали, что для фильма снимут реальный атомный взрыв. Однако он заверил, что ничего подобного делать не пришлось.
С одной стороны, я польщён, что люди считали, будто я действительно способен на что-то столь дикое. Но с другой стороны, это немного жутко.
Нолан отметил, что действительно привык делать всё, используя «аналоговые» средства, но никакого отвращения к цифровым технологиям и прогрессу в целом не испытывает.
Мои дети наверняка назвали бы меня настоящим луддитом. Но я, пожалуй, с этим не соглашусь.
Я считаю, что технологии, как и то, что они способны принести людям — это удивительная штука. Просто я определился для себя, как часто буду ими пользоваться. Всё дело в том, как они отвлекают внимание. Если я сам генерирую идеи, произвожу материал, пишу сценарии, то сидеть весь день, уткнувшись в смартфон, для меня было бы не слишком полезно.
О забастовках
Постановщик дал интервью THR ещё до того, как актёрская гильдия объявила о забастовке, однако прокомментировал протест голливудских сценаристов.
Как подчеркнул Нолан, дело не просто в справедливых условиях и оплате труда каких-то конкретных работников. Проблема в том, что кинобизнес как таковой изменился до такой степени, что стал совершенно непрозрачным — как для обывателей, так и для большей части работников индустрии, за исключением разве что руководства студий.
В последние несколько лет очень часто было трудно понять намерения студий. Почему они работают над тем или иным проектом, что они собираются с ним делать, как они планируют его монетизировать. И собираются ли монетизировать вообще? Работают ли они в убыток, чтобы привлечь подписчиков к своему сервису?
И причина нынешней забастовки во многом заключается в том, что мы должны заставить стриминговые сервисы выплачивать реальную стоимость производства. Ведь бизнес-модели сейчас будто не работают вовсе.
Режиссёр добавил, что подобные проблемы обсуждались и с Гильдией режиссёров США, которой удалось договориться о новых контрактах и условиях в июне. Он считает, что та сделка должна помочь и другим профсоюзам, и очень надеется, что студийные руководители всё-таки пойдут на уступки.
Сейчас крайне важно, чтобы каждая из гильдий добилась хороших для себя условий. Это переходный момент.
С переходом на онлайн-кинотеатры стали видны многие экономические проблемы, с которыми столкнутся в каждой из гильдий, и сценаристы в частности. И теперь нам необходимо эти проблемы решить.
«Оппенгеймер» выйдет в прокат 21 июля. Мировая премьера состоялась в Париже, и в сети ранее появились отзывы первых зрителей.
Так и не взорвал? Зассал, получается
Просто Кристиан Бэйл был занят, не смог сыграть атомную бомбу
Не взорвал бимбу - не мужик
А разговоров то было.
Сейчас бы ты уже не писал эти строки на DTF
речь про атомную шла, может петарду взорвали да и все
Галя, отмена!