Spider-Man: Across the Spider-Verse

Революция не случилась. Собственно говоря, как не случилась и в 2018 году, когда вышел Spider-Man: Into the Spider-Verse. Но это совсем другой разговор. Оправдал Spider-Man: Across the Spider-Verse возлагаемые на него надежды? И да и нет, в основном нет. В основном это просто коммерческая попытка повторить успех первого фильма со всеми вытекающими. Плохим это мультфильм не делает, кстати.

Spider-Man: Across the Spider-Verse

Но давайте по порядку. Я бы хотел начать с Альберто Мьельго, непростого человека, но однозначно талантливого аниматора. С него начался Into the Spider-Verse, невзирая на то, что в итоге из проекта товарищ выбыл. Именно Мьельго нашел стиль (да-да, просто еще один стиль в анимации, хватит видеть революции там, где ими даже не пахнет), и во многом стиль так хорошо был принят зрителем, потому что за ним стояло искреннее желание художника исследовать комиксы и кинематограф, понять, что же получится, если попробовать их соединить. Мьельго не старался повторить уже чей-то успех (привет Warner Brothers!), человек искал что-то новое, как и положено художнику, с соответствующей одержимостью. Именно он в итоге задал тон, стиль, динамику мультфильму, именно он изобрел самые запоминающиеся сцены.

Визуальный импрессионизм, как все это называет сам Мьельго. Здесь, по-хорошему, чтобы лучше понимать, стоит глубоко капнуть в само понятие импрессионизма и пройтись по ключевым художникам этого направления. Но я думаю мы ограничимся этим:

Основой импрессионистического метода является восприятие и изображение объектов окружающей художника действительности не автономно, а в отношениях к окружающей пространственной и световоздушной среде: рефлексах, бликах, тепло-холодных отношениях света и тени. Сосредоточив своё внимание на тональных отношениях и валёрах, живописцы ослабили рисунок, композицию, чувство формы и материальности изображаемых предметов.

Детализируя – упрощай. Идея, которой в итоге так хвастались создатели первого фильма. Не будем трогать подковерные игры при создании первого фильма и то какое отношение к заложенному фундаменту имели эти создатели, да они нас и не интересуют. В итоге, на границе смешения стилей, в месте столкновения артхауса и мейнстрима, там где бушевали скандалы и интриги, мы получили новую запоминающуюся картинку. Думаю, не будет преувеличением сказать, что Into the Spider-Verse стал лучшим визуальным переносом комикса на экран.

А что в итоге с Across the Spider-Verse? А ничего на самом деле. Ничего нового, совсем. За обилием вселенных, каждой со своим стилем, не скрывается ничего, это просто много вселенных, каждая со своим стилем. Не важно, показали нам шесть вселенных с шестью стилями или шесть тысяч. Это повторение, копирование, как сильно ты его не умножай. Ничего нового стилистически фильм не приносит, это все тот же заложенный в Into the Spider-Verse фундамент, без какой либо попытки исследовать выбранное направление глубже.

Светлым лучиком во всем этом становится мир Гвен Стейси. В первом фильме он тоже был акварельным, но другим, и на мой взгляд был лучше. Судите сами.

За прошедшие с 2018 года пять лет Питер стал школьником. Ох уж этот Питер Баттон.

В новом фильме, как по мне, излишне гиперболизировали акварель, лишили фоны детализации, совсем. Иногда и вовсе отказались от их прорисовки. Это слишком на поверхности, это пихают зрителю в глаза, а это плохо. И тем не менее мир Гвен прекрасен, потому что он менял цвета и оттенки в зависимости от настроения персонажей в кадре. Вот здесь есть новое, завораживающее, здесь происходит химия со зрителем, увлекая его исследовать свои ощущения и эмоции от происходящего на экране. Помните выше - визуальный импрессионизм, ослабить рисунок, сосредоточив внимание на тональных отношениях? Вот это оно и есть! Когда только появилась информация о сиквеле, ходили слухи, что новый фильм будет полностью посвящен Гвен Стейси. Очень жаль, что это оказались только слухи, потому что у такого фильма были бы все шансы вывести акварельный рисунок в анимации в широкую аудиторию. Сделать то, что сделал Into the Spider-Verse - задать новое направление. Сделать больше, встав на шею прошлому самим же и созданному. Искусство в чистом виде, художники, которые превосходят самих себя.

Первый фильм композиционно можно сказать безупречен, некоторые его сцены или кадры даже при повторном просмотре пробирают до мурашек. Опять же, пример.

Отлично заданные тон и динамика даже не рождения нового героя, а эволюции его "Я"

Что нам дает новый фильм? Повторение и копирование. Снова перевернутый город под разными углами, снова те же заигрывания с планами. Сцена с Гвен и Майлзом, сидящими вниз головой милая, трогательная, отличный план. Но уже было! Где новое?

<i>Красивая картинка ради красивой картинки. И клейкие паучьи задницы.<br /></i>
Красивая картинка ради красивой картинки. И клейкие паучьи задницы.

Курьезным во всем этом является то, что Альберто Мьельго, так категорично выступающий против однообразия современной мультипликации, копирования коммерчески успешных стилей Pixar и Disney, в итоге сам залил фундамент новому направлению, тиражированием которого занялись крупные студии. И вместо того, чтобы попробовать что-то новое, Sony решили тоже не рисковать.

Spider-Man: Across the Spider-Verse

Про сюжет умышленно ничего не пишу. Фильм обрывается где-то в самом начале второго акта и говорить по большому счету не о чем. Могу только поделиться своими впечатлениями: я весь фильм ждал завязки, а когда она наконец-то произошла, последовали титры. Что-то похожее вы могли наблюдать в Дюне Дени Вильнева. По этой же причине стороной обхожу вопросы, почему второй фильм нарушает свои же правила, заложенные еще в первом фильме. Возможно, третья картина расставит все по своим местам.

Что по итогу? Стильно, красиво, глаз при просмотре радуется. Пересмотрю еще не раз. Но вторично, все это уже было в первом фильме. Расстроил явный уход от «давайте сделаем что-то новое» к банальному «давайте безопасно заработаем много денег». Какие-то окончательные выводы делать рано, подождем третий фильм. А там уже насыплю с горочкой.

2020
53 комментария

Псевдоэксперт пытается в псевдоаналитику

18
Ответить

Ещё и порвался

7
Ответить

Не понимаю претензий. Что значит всё было в первом фильме? Какие-то странные ожидания у тебя были видимо от сиквела, ещё и поделенного на две части. Из-за чего даже о сюжете судить нельзя, потому что нет полной истории.

А доёб до стиля вообще на пустом месте как по мне. Создатели обещали уникальную рисовку для каждой вселенной они её сделали и выглядит каждая здорово

13
Ответить
Автор

Это мое мнение. Ему не обязательно совпадать с твоим или чьим-то еще. Совершенно нормально, когда одним людям что-то нравится, а другим нет. Я лишь постарался подробнее расписать, что именно мне не понравилось и почему.

1
Ответить

Собственно говоря, как не случилась и в 2018 году, когда вышел Spider-Man: Into the Spider-Verse.Дальше эту говноаналитику можно и не читать.

7
Ответить

Расстроил явный уход от «давайте сделаем что-то новое» к банальному «давайте безопасно заработаем много денег».Ну да, это массовый коммерческий продукт. Они с огромным трудом переизобрели то, что осталось от Мьельго и теперь используют это, очень странная претензия.

5
Ответить

Ну тейк про "много денег безопасно" сам по себе странный, фильм так то провалился в прокате и получил сиквел только благодаря бешенной популярности на том же Netflix и победе на Оскаре в 2018 году.

2
Ответить