«Ты здесь, Бог? Это я – Маргарет» - драма взросления, в которой Бог – это умеющий слушать друг 12-летней девочки
Рейчел Макадамс и Кэти Бейтс помогают «дочери Человека-муравья» наслаждаться детством
Маргарет 12 лет (Эбби Райдер Фортсон, исполнительница роли дочери Человека-муравья в первых двух фильмах о супергерое). Ее мама – Барбара – христианка (Рейчел Макадамс), отец – Херб – иудей (Бенни Сэфди, «Лакричная пицца», режиссер «Неограненных алмазов»). Но у них очень любящая семья, поэтому родители держат религиозный вопрос подальше от дочери и придерживаются позиции «вырастет – сама решит, это ее выбор, а не наш». И в 12 лет Маргарет начинает исследовать религии. Это совпадает с переездом в Нью-Джерси из Нью-Йорка, где остается жить бабушка по линии папы – Сильвия (Кэти Бейтс), с родителями мамы Маргарет не знакома из-за религиозных причин.
«Ты здесь, Бог? Это я – Маргарет» — второй режиссерский проект Келли Фрэмон Крэйг. Она дебютировала в 2016 подростковой драмой «Почти семнадцать» с Хейли Стайнфелд, Вуди Харрельсоном и Хейли Лу Ричарссон в главных ролях. Это история о принятии себя через принятие мира и других.
В жизни героини «Почти семнадцать» мало радости: единственный родитель, который ее понимал, внезапно умирает, единственная подруга начинает встречаться с ее единственным (и ненавидимым) братом, а симпатичный ей парень не обращает внимания. И, конечно, ее никто не понимает. «Все люди в мире так же несчастны и безуспешны, как и я, просто они это лучше скрывают. Попробуй как-нибудь, это тебя успокоит», — такой авторский терапевтический прием предлагает мама героини, формулируя идею, что не все кружится вокруг одного человека.
Главная героиня «Ты здесь, Бог?» растет в противоположной среде (у нее нет проблем с родителями, она быстро заводит друзей), но при этом тоже сталкивается с трудностями социализации. Точнее, с сопоставлением стереотипных ценностей и идеалов, которые ей навязывают извне, с тем, какой ей действительно хочется быть. Это основа любой драмы взросления, но здесь она переплетается с религиозным мотивом.
К изучению конфессий и поиску оптимальной для себя Маргарет подталкивает семейная ситуация (особенно сложные отношения родителей мамы с семьей Маргарет) и школьный учитель, предлагающий написать эссе на эту тему (во втором фильме Фрэмон Крейг образ учителя не такой значимый и яркий, как в «Почти семнадцать», где каждая вторая фраза персонажа Харрельсона – это панчлайн). Маргарет посещает синагогу с бабушкой, баптистскую церковь со школьной подругой, оказывается на исповеди у католического священника. Но при этом с Богом разговаривает только наедине или про себя (показательная сцена в церкви после ссоры с одноклассницей, когда в мыслях героиня описывает свои переживания и понимает, в чем виновата, а перед священником теряется).
Ключевой конфликт линии взросления в «Ты здесь, Бог?»: столкновение страха детства (не растет грудь, не было поцелуя, не начались месячные) и честность перед собой (на самом деле я хочу носить носки, хоть подруги и не делают этого; мне не нравится смазливый мальчик, которым принято восхищаться; у меня нет ненависти к одноклассникам, над которыми все смеются). Разрешение этих противоречий – дорога к идентичности.
Похожая сюжетная арка у мамы Маргарет. Ее можно считать второй главной героиней фильма. Барбара проходит путь от социальных ожиданий к настоящей себе: от того, какой хочет выглядеть к той, кем хочет быть. На протяжении фильма персонаж Рейчел Макадамс пытается быть хорошей домохозяйкой, идеальной мамой (и дочерью), безотказной соседкой, но к концу возвращается к любимому делу и учится говорить «нет» на неприятные для нее просьбы-предложения, не боясь показаться грубой. При этом остается идеальной мамой и женой.
«Ты здесь, Бог?» говорит, что быстрое взросление не всегда круто. Для этой идеи фильму нужен образ Лоры Дэкер – одноклассницы Маргарет, которая выглядит старше своих лет и страдает из-за этого. Именно разговор с ней становится поворотной точкой в сюжете и готовит героиню к кульминационному семейному ужину с бабушками и дедушками. Фрэмон Крейг предлагает наслаждаться детством – очень коротким периодом, когда можно легитимно прыгать через поливалки газона, весело проводить время с бабушкой, мечтать о менструации, пробовать все религии и разочаровываться в них.
Обращение, вынесенное в название фильма, повторяется множество раз, когда 12-летняя девочка сталкивается с возрастными трудностями и мечтами. Для нее разговор с Богом — это не молитва, а запись в личный дневник – она рассказывает о своей жизни и просит о простых вещах, которые и так с ней случаться, нужно лишь время. Но в 12 лет Маргарет думает, что взрослеет слишком медленно и поэтому для нее все кажется проблемой. Бог в фильме Келли Фрэмон – это друг (воображаемый или нет – неважно). Ведь друг – это не обязательно тот, кто решает твои проблемы, но обязательно тот, кто помогает их пережить.
Фильм понравился но если честно все время не покидало чувство что фильм детский для детей.
Книжка тоже детская для детей ))
Книжка (одноименная, есличо) в свое время изрядно вкатила ))
Рецензия хорошая, не учитывая ошибки в словах из-за которых я несколько раз перечитывал строки с текстом чтобы понять что хотел написать автор. На досуге глянуть надо будет
Шиза?