"Дурак" Юрия Быкова: Ночное приключение в российской провинции
Начну свои обзоры "радикального кино" с вышедшего в 2014 году фильма "Дурак".
Главный герой замечает огромную трещину в доме, и безуспешно пытается донести эту проблему до общества. Вспоминается "Идиот" Достоевского, в котором проповедь любви князя Мышкина закончилась для него превращением в "овоща" - полной потерей рассудка. Юрий Быков идет еще дальше, и герой фильма "Дурак" погибает от рук жителей дома во время своей последней "проповеди".
Можно сказать, что такова судьба наивного, верящего в справедливость одиночки - и не нужно быть как "Дурак". Но стоит развить мысль дальше. То, что мы видим в конце - радикальная иллюстрация ненависти в обществе к "униженному и оскорбленному" брату по несчастью, в противовес толерантности "небожителям", которые этим обществом управляют. Как писал Николай Лесков: "Ко всякому отвратительному положению человек по возможности привыкает и в каждом положении он сохраняет по возможности способность преследовать свои скудные радости".
Бог такую жизнь придумал. И нас жить заставил.
Было время, когда я тоже верил в добро и справедливость. Такой период в жизни, уверен, был почти у каждого. Но, покинув страну "розовых пони", можно сбиться с пути и потерять ориентиры. Герой "Дурака" пострадал за то, что осознал проблему слишком поздно. А соседям, свершившим над "Дураком" суд, предстоит погибнуть под руинами этого дома. Однако авторы фильма жалости к ним не испытывают.
О примере другого отношения общества к гибели товарища (тоже из отечественного кинематографа) расскажу в следующий раз.
Погрузиться в тему, прочитав любопытное интервью с режиссером фильма "Дурак", можно здесь.
Мой телеграм-канал: https://t.me/radical_cinema