Фильм «Бешенство», или исцеление в Сибири
Приезжают как-то полицейский, охотник, бизнесмен и наркоман в лес, а там бешенные волки и очнувшийся раньше времени медведь. Из оружия пистолет и ружьё, а из укрытий — уазик и зимовье (с неприлично большими для него окнами). Потом, как не сложно догадаться, резня на фоне слепяще белого снега и...
В феврале этого года вышел новый фильм режиссера Дмитрия Дьяченко «Бешенство». Было неожиданно видеть триллер с элементами драмы по теме «отцы и дети» от человека, который делал такие комедийные и приключенческие вещи, как «День радио», «О чем говорят мужчины», «Последний богатырь» и «Чебурашка». Но смена настроения в работе режиссера — это не страшно.
Страшно — это поменять настроение ради так себе фильма.
По сюжету отец (Алексей Серебряков) везет сына (Всеволод Володин) в тайгу. У отца бизнес, проблемы с законом и смерть жены, у сына наркозависимость и потеря матери. Они останавливаются в небольшом поселке у приятеля этого самого отца. Чтобы не дать сыну шанса принять еще дозу, отец садит его на цепь. В это же время зараженные бешенством волки «срываются с цепи» и нападают на людей.
Сам поселок и дом, в который попадают главные герои, показаны колоритно и относительно правдоподобно, ведь деревенско-снобское нутро постоянно хочет выйти из тени и язвительно прокряхтеть:
Так не бывает, вот в мое-е-е-ей деревне, заборы другие, и дома тоже не такие, и....
Очень уж не хотелось верить в то, что москвичи постараются понять сибиряков. Попытка была, но на второстепенных героев она не распространилась. Слишком уж любят киноделы клишированных персонажей.
Друг отца, конечно же, гостеприимный дурачок, готовый укрыть у себя почти уголовника и его сына-наркомана (о сибирском добродушии ходят легенды) и заставивший своего ребенка на глазах у местной детворы разбить топором игровую приставку, чтобы она не сделала из него зависимого (потому что сибиряк человек необразованный, ведомый и жестокий, если верить фильму «Бешенство»). Другие герои не лучше. После начала нападений волков уже в самом поселке появляются:
кочующий из фильма в фильм, ленивый полицейский-взяточник
и честный, опытный охотник, самый настоящий хозяин Тайги (почти лесник из одноименного сериала НТВ).
Больше про этих двоих сказать нечего. Если друг хотя бы раскрылся как так себе отец, добрый друг и запуганный муж, то полицейский, он просто плохой, а охотник, он просто хороший. Естественно, когда они обнаруживают парня-подростка в плену у какого-то мужика после нападения волка на друга главного героя, полицейский решает проблему по схеме «как-нибудь договоримся», а охотник включает профессиональную чуйку и собирается проявить свои лучшие моральные качества. Однако следует другое нападение, и охотник вынужден идти на внеплановую охоту на бешенного волка.
Под шумок главные герои уезжают глубоко в лес, в старое зимовье, чтобы переждать всё (теперь уже не только ломку, но и нашествие волков и честного охотника). Он, кстати, едет за ними в компании полицейского.
С этого мы и начали.
В зимовье на некоторое время будто включается камерное кино. Учитывая обстановку и зимний пейзаж (а позже литры крови), получается такая «Омерзительная восьмерка» по-российски. Герои разговаривают в рамках отведенных им клише: родитель о ребенке, наркоман о дозе, охотник о зверях, а полицейский... Хотелось бы сказать о спасении граждан, но, к сожалению, этот больше говорил о побеге из леса на романтический ужин.
После нашествия волков героев ждет встреча с главным босом, медведем-шатуном. Сцены с этим животным заставили нервно сглотнуть и невесело подумать: «Ну, всё, смерть». Животный страх героев перед зверем, который может одним ударом срезать лицо с человека и выпустить ленты кишок, мерзко просачивается через экран. Образ медведя ужасающий не только очевидной опасностью животного, но и тем, что шатун от холода и желания есть не испытывает страха, он будет убивать без раздумий и опасений. Только ради этих сцен можно включать фильм.
Нападение медведя стало ключевым моментом в жизни сына-наркомана. Наверное, это первый раз, когда он почувствовал близость смерти не из-за передоза или плохого трипа, а из-за существа из внешнего, хаотичного мира, который не подчиняется конкретной дозировке. Он был вынужден поменяться с отцом местами и стать тем, кто тащит человека из лап смерти. Это стало единственным внятным проявлением амбивалентности персонажа в фильме.
Конец фильма не воспринимается как часть триллера. Он существует в виде предсказуемого финала нарратива про наркомана, несет надежду и исцеление. Что-то вроде «Дневника баскетболиста». Только в американском фильме герой попадает в тюрьму, а в российском — в лес. Для полного преображения он мифологично омывается в воде и выходит из нее не наркоманом, а молодым парнем по имени Вова.
Все-таки не вышло у Дьяченко поменять настроение своих работ. То, что показано в последних минутах фильма, драматично и угнетающе, но то, как это показано, по дискурсу мало отличается от того же «Чебурашки».
О, спасибо, как раз думаю, что посмотреть-такой жанр мне нравится.