Красота по-американски (1999)
Посмотрите – дрочу в душе, и это лучший момент моего дня.
Эти слова произносит главный герой и ими же можно описать не только жанр этого кино, но и весь нарратив фильма.
Лестер Бернем работает в офисе и с приходом "кризиса среднего возраста" решает посмотреть по-другому на состав своей жизни, а именно: жена, мечтающая об успехе в карьере, дочь, которая, как и многие подростки, проходящая через стадию Хлои Прайс, соседи справа - счастливые геи, соседи слева - несчастные натуралы. А ещё работа, на которой не ценят, раздражающая музыка за ужином и отсутствие какой-либо сексуальной жизни приводят героя туда, где он оказывается в конце. В луже собственной крови.
Это не спойлер, Лестер говорит об этом в начале фильма из-за чего он превращается в детектив. Но это, скорее, дополнение, чем основной сюжет, призванное показать, что желания и чувства лучше выпускать наружу вовремя, тогда, когда они в нас зарождаются.
Сюжет с этим не спорит, а помогает. Помогает своей смелостью, заходит на такие территории на которых нечасто бывают фильмы вообще.
Отчасти это связано со сценарием, который прописывался с явным знанием цельных и жизненных диалогов, сделанный лаконично и грамотно. И хоть сначала вся конструкция напоминает ситуационную сатиру, немного схематичную и ситкомовскую, то к концу сцены становятся дольше, мрачнее.
Фильм не боится смеяться и относится серьезно, над одной и той же вещью, одновременно! Например, одна из арок заключается в том, что Лестер испытывает сексуальное влечение к несовершеннолетней подруге его дочери. При всей моральной составляющей этого вопроса создатели не побоялись высмеять эту ситуацию в лучших традициях ситкома, и, одновременно показать нам одну из самых трогательных и трагичных изображений педофилии на киноэкране. (прим. Я знаю, что педофилия относится к допубертатному периоду, это я так, для "красного словца")
По фильму, порой можно сразу сказать, культовый он или нет. И это фильм не исключение, с первых кадров и до конца нам показывают по истине виртуозные и изобретательные сцены-метафоры, призванные дополнять и олицетворять чувства и желания героя. Это идеально работает на контрасте с медленной и размеренной жизнью обычного клерка, запертого будто во сне в своем спальном районе пригорода, в котором все будто в депрессии от синдрома отложенной жизни.
Но фильм при этом не затянут. Он шикарно справляется со своей наполненностью на минуту хронометража, лишних сцен просто нет.
Интересно смотреть, как тихие моменты с крупным планом, в котором в тишине ты слышишь монолог героя, но он не говорит, так и моменты, в которых все настолько накалено, что кажется, громко молчит даже бездыханное тело Лестера в конце.
Моя оценка 10 из 10