Странный юмор, дети и поиск себя: ранние работы Тайки Вайтити

Что снимал самобытный новозеландский автор до того, как прославился на весь мир.

О необычном режиссёре Тайке Вайтити многие впервые услышали после выхода фильма «Реальные упыри» — одной из самых ярких комедий середины десятых. Дальше его карьера стремительно пошла в гору: приглашение в киновселенную Marvel, чтобы оживить фильмы о Торе, а потом и «Оскар» за сценарий к провокационному «Кролику Джоджо».

К сожалению, между известными работами немного затерялся более личный фильм Вайтити «Охота на дикарей». Но ещё интереснее, что уже к моменту появления «Реальных упырей» режиссёр выпустил больше десятка проектов, получил несколько фестивальных наград и даже номинацию на «Оскар».

Несерьёзные короткометражки

Как и многие другие независимые авторы, Вайтити начинал с малых форм. За свою карьеру он снял множество короткометражек, их полный список можно найти на фанатском сайте режиссёра.

Строго говоря, далеко не все из этих фильмов заслуживают серьёзного изучения. В некоторых фильмах Вайтити лишь дурачится, играя сразу по несколько ролей. Яркий пример — «Отвратительное преступление» (Heinous Crime). Это нелепый судебный процесс, где он и обвиняемый, и судья, и прокурор.

Режиссёр очень любит дурацкие вставные зубы и парики. А его юмор иногда шокирует.

«Опавшая листва» (Fallen Leaves) начинается с забавной сцены: Тайка Вайтити в образе ребёнка мучает человека в костюме кролика.

Потом приходит его отец (тоже Вайтити) и рассказывает, что у мальчика вернулись все его смертельные болезни вплоть до расщепления позвоночника и проказы. А ещё он — гей. Чтобы вылечить ребёнка, им придётся продать лошадь. Дальше сюжет становится ещё более фантасмагоричным и непонятным.

После такого захода отпадают все вопросы к провокационному юмору «Кролика Джоджо».

Ещё Вайтити любит игрушечное оружие и пародии на боевики. Это можно увидеть в Slade in Full. Сюжет рассказывает про военного, который поклялся не убивать, но его всё же заставили вернуться к своей работе.

Или в не менее нелепом «Арабском самурае» (Arab Samurai) — пародии на гонконгские боевики. Эта короткометражка прекрасна лишь предупреждением в начале: «Осторожно, это видео содержит Тайку».

А ещё есть получасовой фильм 2005 года «Чем мы заняты в тени: Интервью с некоторыми вампирами». Именно на нём основан будущий хит «Реальные упыри» (в оригинале названия одинаковые — What We Do in the Shadows). Суть абсолютно та же: съёмочная группа берёт интервью у нескольких кровопийц. Они рассказывают о своих буднях и необычных способностях.

Хороший вопрос: что происходит с одеждой, когда ты превращаешься в животное? Понятия не имею.

Дикон

Тем, кто смотрел полнометражную версию, вряд ли будет интересен оригинал. Большинство шуток повторяются, а видеоряд намного проще. Видно, что весь фильм — просто развлечение компании друзей, иногда даже слышен смех за кадром.

Это первая совместная работа Тайки Вайтити и Джемейна Клемента, с которым они подружились ещё в университете. Впоследствии напарники будут сотрудничать регулярно: вместе напишут и спродюсируют «Реальных упырей» и придумают сериальную версию.

Серьёзные работы

Но не во всех своих короткометражках Тайка Вайтити появляется сам. Тем более, режиссёр не всегда превращает действие в чистую комедию. В его ранних работах можно найти темы, которые будут появляться и в следующих фильмах.

«Две машины, одна ночь» (Two cars, one night)

На парковке возле бара стоят две машины. В одной сидит девятилетний мальчишка с младшим братом, в другой — девочка чуть постарше. Герои замечают друг друга, начинают дразниться, а потом и знакомятся.

Простейшая история на 11 минут снята в чёрно-белой цветовой гамме. Но уже здесь раскрывается талант режиссёра описывать живые характеры, особенно детские. Показана и разница классов, и желание представить себя круче, чем есть на самом деле.

А ещё Тайку Вайтити явно интересует тема первой детской любви. Позже она появится в одном из первых полнометражных фильмов Вайтити «Мальчик», а потом и в «Кролике Джоджо». Везде мальчишки задирают девочек, поскольку не знают, как к ним подступиться.

Именно работа «Две машины, одна ночь» принесла режиссёру номинацию на «Оскар». Увы, он проиграл «Осе» Андреа Арнольд.

«Дети Бога войны» (Tama tu)

Ещё один важный короткометражный фильма Тайки Вайтити посвящён 28 батальону Армии Новой Зеландии, также известному как Батальон Маори. Именно там служил дед самого автора Эруэти Тайка Вайтити. Кстати, они очень похожи.

Lest we forget your smouldering good looks, Papa T.
Ka maumahara tatou kia ratou. #28thMaoriBattalion #AnzacDay https://t.co/3d4Te0FwnN

Во времена Второй мировой батальон, состоявший из коренного населения Новой Зеландии, участвовал во множестве заграничных кампаний. Его члены отличались особой храбростью и получили больше личных наград, чем любое другое новозеландское подразделение.

Тайка Вайтити решил отдать честь своим предкам и снял небольшой фильм на 17 минут. Он рассказывает о небольшом отряде Маори, который занимает развалины где-то в Италии. У солдат не слишком много боеприпасов, и они дожидаются темноты, чтобы направиться дальше.

Съёмки в фильме не слишком сложные, хотя в начале длинные кадры с участием солдат чем-то схожи со знаменитым «1917».

Но важнее, что Вайтити говорит не про войну, а про людей. В его версии солдаты — совсем молодые ребята, которые даже в суровых условиях неизбежно начинают подшучивать друг над другом. И это очень похоже на правду: им просто скучно сидеть долгое время на одном месте.

Режиссёр удивительно сочетает серьёзное с забавным. Не зря в фильме проводят аналогию между реальными военными и игрушечным солдатиком, которого они находят в убежище.

Странный юмор, дети и поиск себя: ранние работы Тайки Вайтити

Война здесь звучит только фоном, а враг и вовсе появляется лишь однажды, да и то в очень неоднозначной сцене. Она заставляет задуматься, что некоторые ценности одинаковы для всех людей.

Но именно такое посвящение выглядит более живым, трогательным и реалистичным, чем все наполненные спецэффектами боевики. И ещё: в этом фильме практически не разговаривают.

«Идеальная любовь» (А Perfect Love)

Совсем короткая, смешная, но милая зарисовка, где Тайка Вайтити сам сыграл главную и единственную роль.

Герой этого фильма очень одинок, ему никто не пишет и не звонит. Он регистрируется на сайте знакомств и уже готов встретиться хоть с женщиной, хоть с мужчиной для любого вида отношений.

Но тут он видит того, кого ему стоит полюбить в первую очередь — своё отражение в зеркале.

Вроде бы это снова чисто комедийная история, и Вайтити явно переигрывает. Но всё-таки 7-минутное видео заставляет задуматься, что на самом деле проблема большинства людей не в одиночестве, а в том, что им некомфортно с самими собой. Если исправить этот недостаток, станет намного спокойнее.

«42. Один порыв воображения» (42 One Dream Rush)

Самая короткая работа Тайки Вайтити. В 2010 году вышел экспериментальный сборник короткометражек: 42 режиссёра сняли фильмы длительностью по 42 секунды, рассказывающие о снах. В проекте участвовали как начинающие авторы, так и мастера вроде Гаспара Ноэ и Дэвида Линча (у последнего получился будто отрывок из третьего сезона «Твин-Пикса»).

Работа Тайки Вайтити называется «Прошлой ночью», и она снята с применением stop-motion. Но её проще посмотреть, чем рассказывать. В видео есть таймкод.

Сериалы

Режиссёру в начале карьеры довелось и поставить несколько сериалов. Вряд ли их можно считать яркими примерами творчества Вайтити, но упомянуть всё же стоит.

«Летучие Конкорды» (Flight of the Conchords)

Проект создал давний друг режиссёра Джемейн Клемент и его напарник Брэт МакКензи. Эта парочка ещё в конце девяностых организовала комедийный музыкальный дуэт, а в 2008-м даже получила «Грэмми» за один из альбомов.

В сериале они играют гротескные версии себя — новозеландскую группу «Летучие Конкорды», которая пытается раскрутиться в США. У них есть одна-единственная фанатка, сами музыканты живут вместе и даже встречаются с одной и той же девушкой.

Каждая серия включает несколько музыкальных номеров, которые напрямую связаны с сюжетом. В русской локализации с ними поступили странно: основной текст канал 2х2 просто перевёл и озвучил, а песни полностью дублировала группа «Градусы», убив значительную часть шарма оригинала.

Странный юмор, дети и поиск себя: ранние работы Тайки Вайтити

Вайтити поставил три эпизода этого сериала, и ему даже доверили снять финал всего проекта. Строго говоря, серии режиссёра не слишком отличаются от остальных. Просто юмор самого Клемента очень уж напоминает подход Вайтити.

«Переростки» (The Inbetweeners)

Ещё один проект, к которому приложил руку режиссёр — американский ремейк известной британской комедии о школьниках. Адаптировал сюжет знаменитый сценарист Бред Копленд («Задержка в развитии»).

В центре сюжета школьник Уилл Маккензи, которого мама переводит из частной школы в государственную, поскольку их отец сбежал с секретаршей. Он тут же завязывает дружбу с группой отщепенцев. Хотя новые приятели сначала общаются с Уиллом только потому, что у него сексуальная мать.

Дальше идёт традиционная подростковая комедия: герои пытаются найти девушек и как-то повысить свою значимость в школьной иерархии.

Странный юмор, дети и поиск себя: ранние работы Тайки Вайтити

Тайка Вайтити срежиссировал пилот и почти половину сезона. Но авторам явно слишком мешала необходимость соответствовать оригиналу. К тому же, они отказались от гротескности персонажей, чем сильно стёрли разницу классов. Именно на этом строили много комичных моментов в британской версии.

Дальше первого сезона проект не протянул.

«Супергород» (Super City)

С комедианткой Мадлен Сами режиссёр уже встречался на съёмках своего первого полнометражного фильма «Орёл против акулы» (о нём чуть дальше). Проект «Супергород» — её авторская работа, к которой Сами написала сценарий и сама же сыграла все роли. Вайтити поставил первый сезон из шести эпизодов.

Актриса перевоплощается в пять разных персонажей, которые живут в Окленде: от стареющей чирлидерши до таксиста-иммигранта.

В сериале много импровизаций, дерзких и провокационных шуток (сейчас многие из них наверняка сочтут оскорбительными). Всё это идеально совпадает со стилем Вайтити: большая часть сцен будто случайно подсмотрена на улице.

Второй сезон Мадлен Сами уже снимала вместе с менее известным Оскаром Кайтли.

Ранние фильмы

Но всё же главное, на что стоит обратить внимание, — первые полнометражные работы режиссёра. Они, конечно, сняты очень просто, но всё же фирменный стиль чувствуется в каждом из них.

«Орёл против Акулы» (Eagle vs Shark)

Дебютный полнометражный фильм Тайки Вайтити посвящён двум молодым людям, которые не могут найти своё место в жизни. И это одна из тем, которые будут мелькать в большинстве его следующих работ.

По сюжету, застенчивая и безобидная Лили знакомится с «плохим парнем» по имени Джаррод. Правда на поверку выясняется, что он — типичный ботаник и социофоб.

Джаррод берёт новую подругу с собой в родной город, где планирует отомстить хулигану, издевавшемуся над ним в детстве. Когда парочка добирается до пункта назначения и встречается с семьёй героя, раскрываются все его комплексы.

Снят фильм очень просто. Хотя и в дебютной картине заметно мастерство режиссёра очень изящно ставить кадр. А stop-motion мультфильм про яблочные огрызки, проводящий аналогию с жизнью героев, и вовсе чудесен.

Странный юмор, дети и поиск себя: ранние работы Тайки Вайтити

Но главное, что Вайтити уже в этом фильме показывает интересных и неоднозначных персонажей. Вроде бы Джаррод — грубиян, который ко всем окружающим относится потребительски. В своём одиночестве он виноват лишь сам. Но это такой злодей, которого хочется только пожалеть, а не возненавидеть. Он откровенно несчастен и просто не знает, как нужно поступать.

А Лили и вовсе понимает, что зря всю жизнь считала себя одиночкой. Вокруг неё много добрых людей, которые всегда готовы помочь.

Фильм вышел очень светлым и жизнеутверждающим. Вайтити каждому в финале даёт шанс стать счастливым. И подобные комедии с налётом грусти он и будет снимать все последующие годы (за исключением разве что пародийных «Реальных упырей»).

«Мальчик» (Boy)

В 2010 году вышел, возможно, самый личный фильм режиссёра. Здесь уже главный герой — ребёнок, которого все называют просто Мальчик. После смерти матери он живёт с бабушкой, братом и всяческой роднёй. Отец Мальчика Аламейн сидит в тюрьме, но юный герой считает его своим кумиром, который даже круче, чем Майкл Джексон.

Но однажды папа со своими друзьями заявляется в дом к сыну, чтобы разыскать давно спрятанные деньги. Мальчик рад встрече с отцом, но вскоре разочаровывается в нём.

Истории про детей, выросших без отца, а то и вовсе сирот часто будут встречаться в фильмах Вайтити. Даже «Тор: Рагнарёк» отчасти посвящён прощанию героя с Одином.

Всё дело в том, что отец самого Тайки бросил семью, а воспитывала мальчика мать. Режиссёр в первых своих работах даже подписывался её девичьей фамилией Коэн.

Странный юмор, дети и поиск себя: ранние работы Тайки Вайтити

А в «Мальчике» он поступил ещё смелее. Тайка Вайтити сам сыграл Аламейна — отца, который собрал буквально все отрицательные черты, которые только можно. Даже Мальчик скоро начинает себя вести более взросло и ответственно.

Хотя удивительно, что и такому мерзкому персонажу режиссёр даёт возможность исправиться. Неизвестно, надолго ли.

Среди ранних работ Тайки Вайтити есть много проходных историй и даже откровенного дуракаваляния. Но если внимательно присмотреться к фильмам «Две машины, одна ночь», «Дети бога войны», а особенно к «Орлу против акулы» и «Мальчику», можно увидеть темы, которые будут постоянно мелькать и в его популярном творчестве. Что ещё раз подчёркивает авторский подход: Вайтити явно снимает искренне и всегда о чём-то близком.

140140
42 комментария

Комментарий недоступен

25

По классике
What We Do in the Shadows (Чем мы заняты в тени) РЕАЛЬНЫЕ УПЫРИ

18

Комментарий недоступен

3

"О необычном режиссёре Тайке Вайтити многие услышали после выхода фильма «Реальные упыри» — одной из самых ярких комедий середины десятых"
Фильм то вроде 2014...

2

2014 далеко от середины десятых?

19

"К сожалению, между известными работами немного затерялся более личный фильм Вайтити «Охота на дикарей»."

В статье он тоже затерялся)) Упоминается ровно один раз.

Вообще 96% на Rotten Tomatoes, успех на Sundance Film Festival и рекорд по гросс в Новой Зеландии. И подход Вайтити в нем очень узнаваем. На мой вкус умнее и лучше "Кролика Джоджо".

5

Статья «Ранние фильмы», выпущенные до «Реальных упырей». «Охота на дикарей» была через два года после.

3