Событие
В день солидарности в борьбе за женские права вспоминаем о праве женщины аборт и замечательном французском фильме "Событие" (2021). Фильм не является каким-то громким плакатом с важным социальным посылом. А наоборот представляет из себя тонкую работу, заводящую нас в места, куда кино редко заходит — в кабинки туалетов, женские уборные и гинекологические кабинеты.
Мы могли бы поздравить всех с праздником “весны и красоты”, но вместо этого хотим напомнить, что смысл этого дня совсем другой. Он в первую очередь о правах женщин. Неотъемлемым правом человека является право распоряжаться своим телом, а значит все женщины имеют право на аборт. В наши дни как в России так и в Европе это право снова начинает оспариваться.
В первую очередь «Событие» всё же книга. Французская писательница Анни Эрно, родившаяся в 1940-м, почти 40 лет держала в тайне историю нелегального аборта, после которого чудом осталась жива. Стоит отметить, что аборты были уголовным преступлением не только для пациентки, но и для врача, что значительно осложняло поиск человека, который поможет даже за приличную сумму. В 2000 году Эрно решается написать о своем опыте и выпускает книгу, которая встанет в ряд первых примеров автофикшена. А в 2022 году за свой роман писательница получит Нобелевскую премию по литературе.
До автобиографии или мемуаров роман не тянет, нам рассказывается всего один эпизод, а для художественного произведения книга слишком документальна. Дневники того периода авторка перемешивает с воспоминаниями и размышлениями через призму жизненного опыта. Главной задачей было не подробно обсудить тему аборта, а скорее сделать из документального художественное, из случая сделать событие. Кстати, в реализации подобных задач кино сейчас активно догоняет литературу.
Конечно, полноценно экранизировать такое произведение невозможно. Оно слишком завязано на языке и литературной форме как таковой. Но Одри Диван такой цели и не ставила. Исторический контекст ограничивается сводкой о законе против абортов. Черт эпохи мы тоже не наблюдаем, по кадру сложно догадаться в каком именно году происходит действие. Режиссерка тщательно выбрала из книги все самое кинематографичное и развернула это с удивительным мастерством. Это её второй фильм, а в начале карьеры очень сложно удержать себя от визуального буйства. Одри Диван напротив сумела достичь сдержанности и бить зрителя по конкретным эмоциональным точкам.
Мы не знаем детали из жизни героини, но видим множество деталей её физиологии. В этом плане фильм максимально материалистический. Для главной героини как и для зрителя романтическая линия, карьерная и даже семейная отходят на второй план. Осталось лишь тело и ему очень больно.
Одним из представлений о кино является концепция подглядывания. Тут она достигает новой вершины. Камера подглядывает за всем и даже за тем, как героиня пытается спицей решить "проблему" ( именно так в своем романе Эрно называет то, что было у нее в животе). Но не думайте, что фильм опускается в пошлость. Минималистичный и выверенный стиль в какой-то момент даже превращает его в настоящий бодихорррор.
«Событие» стоит посмотреть не из-за так называемой фемповестки. А потому что этот фильм, действительно, открывает нам кинематографичность женского тела с другой стороны и представил сильную альтернативу классическим образам красавиц с декольте.
Наш телеграм-канал: https://t.me/zerkaltce