«Ловушка разума»: изобретательная комедия о путешествиях во времени под психоделиками
С отличными ролями Джастина Лонга и Дональда Фэйсона, известного по сериалу «Клиника».
Страховой юрист Фрэнк (Джастин Лонг) готовится к самому важному и прибыльному делу в карьере — он выяснил, что какой-то бедный пожарный сам довёл себя до смерти, а значит, его семье можно не выплачивать четыре миллиона долларов. Джефф (Дональд Фэйсон), друг и коллега Фрэнка, зовёт его отпраздновать такую находку в баре, тот в ответ долго мнётся и в конце концов отказывается.
Однако дома, где его встречает уже утомившая обстановка: стервозная жена, телевизор с 4K-разрешением, но без нормальных фильмов, и собака, которую обязательно нужно выгуливать в свитере — Фрэнк меняет мнение. Успех всё-таки надо отметить. Так что Фрэнк едет в бар, знакомится с девушкой, изобретательным способом пробует с ней неизвестное вещество — и начинается чертовщина. Сперва пропадает бумажник, потом Фрэнк перемещается во времени и пространстве. Дальше — больше.
Как Фрэнку хватает пары минут, чтобы потерять голову, так «Ловушка разума» увлекает уже на вступительных титрах — когда пролёт камеры показывает отрывки воспоминаний о бурном трипе, а Джастин Лонг рассуждает о страхе перед смертью — и не отпускает до конца. Больше всего это похоже на кино 1980-х, на жанр «яппи в опасности»: «После работы» Скорсезе, «В ночи» Лэндиса, «Дикую штучку» Демми — но режиссёр-дебютант Гилли Клабин соединяет в своём фильме сразу несколько времён и традиций.
Странности, которые происходят в «Ловушке разума», — а происходит много всякого, но вежливость велит молчать — напоминают о комедиях Эдгара Райта. Именно в его манере, с характерными монтажными стыками, заточенными под диалоги, Клабин управляет временем и географией, вдобавок заставляя гадать, что и в какой последовательности произошло. И пусть приём не новый, но работает безотказно: всякий раз, когда Фрэнк, например, сперва мирно беседует с дилером, а в следующем кадре растерянно пытается понять, за что наркоторговец гонится за ним с оружием, сердце стучит радостно.
Такой юмор в фильме сочетается в фильме с грубой комедией, со слэпстиком — и в этих сценах «Ловушка разума» перекликается уже с кино 20-х и 30-х. Комический дуэт Джастина Лонга и Дональда Фэйсона, любимца миллионов благодаря «Клинике», неотразим чисто физически — с какими лицами эти двое выбираются из неприятностей, можно попробовать показать, но никак не описать словами.
Но «Ловушка разума», конечно, не просто набор смешных беззаботных сценок. Во второй половине тон фильма становится серьёзнее, и Гилли Клабин не оставляет без внимания ни наркотики, ни страховую систему, ни отношения главного героя с самим собой. Критика капиталистического строя смотрится по обыкновению простовато, но куда важнее здесь вывод о самопознании, об отказе от привычной, монотонной жизни. Зону комфорта, как доказал Фрэнк, можно покинуть за пару минут, чтобы не вернуться в неё уже никогда — и для этого даже не обязательно принимать наркотики.