Человек без имени: взгляд на фильм «Телохранитель» (1961)

Истории об одиноких путниках всегда привлекали внимание определённого круга аудитории. Помимо шарма интригующего приключения, воссоздающего в памяти авантюрные романы XIX века, нам нравятся и главные герои. Протагонисты в подобных сюжетах обладают притягательными чертами характера, и это не обязательно такие положительные качества, как благородство, смелость и сострадание к слабым, ибо в качестве «гвоздя программы» могут выступать и антигерои — противоречивые персонажи, которые ради достижения своей цели могут совершать спорные поступки либо сами по себе имеют сложное и запутанное прошлое. Эталонным примером качественного приключения, местами напоминающего героический эпос о воине с высокими моральными принципами, является культовый мультсериал «Самурай Джек», в котором главный герой, попадая в самые разные передряги, путешествовал по сюрреалистическому миру, бывшему смесью научной фантастики и фэнтези.

В 1961-м году легендарный режиссер Акира Куросава выпускает боевик «Телохранитель» (яп. Yojinbo), с Тосиро Мифунэ в главной роли. Данный актер участвовал во многих проектах мастера, включая небезызвестные «Семь самураев», что и позволило ему обрести славу.

                                        Тосиро Мифунэ в фильме «Семь самураев» (1954)
                                        Тосиро Мифунэ в фильме «Семь самураев» (1954)

Немаловажно, что сам фильм послужил источником вдохновения для режиссера Серджио Леоне, снявшем знаменитую «долларовую» трилогию спагетти-вестернов. Первая картина, «За пригоршню долларов», во многом повторяла сюжет «Телохранителя» — настолько, что между Леоне и Куросавой даже были судебные разбирательства. И действительно, заимствования видны невооруженным глазом: и самурай, и ковбой в исполнении не менее харизматичного Клинта Иствуда воплощали один и тот же образ немногословного, брутального и уверенного в себе воина, готового сделать все, дабы достичь желаемого.

Человек без имени: взгляд на фильм «Телохранитель» (1961)

Действия начинаются в Японии XIX века, незадолго до революции Мейдзи, сделавшей отсталую Страну Восходящего Солнца одной из ведущих в мире. Некий одинокий ронин (самурай-бродяга) прибыл в захолустный городок, который терроризируется двумя противоборствующими бандами. В ходе развития сюжета самурай, используя интеллект, смелость и силу, уничтожает обе стороны конфликта, избавляя простых жителей от гнёта. Просто? Да, однако присутствуют определенные нюансы, делающие произведение не столь тривиальным.

Первое, что бросается зрителю в глаза первые пять минут, — эпизод с собакой с оторванной частью руки в зубах, и этот фрагмент, с одной стороны, является комичным, что подходит общему настроению картины, но с другой — это один из тех ключевых моментов, отражающих всю суть действа. Автор ненавязчиво показывает приземленность и жестокость жизни, и простой человек невольно может стать жертвой в междоусобицах, интригах и предательствах. Как бы подтверждая данную точку зрения, Куросава в дальнейшем показывает небольшую сцену потасовки, в ходе которой самурай хладнокровно отрубает руку одному из бандитов, который, встав на колени, кричит от невероятной боли.

Главный герой, именующий себя Куватабакэ Сандзюро, что дословно с японского переводится как «тутовый сад тридцатилетний» («Лучшее имя для того, кто желает быть никем», — цитата персонажа), явно не олицетворяет собой тот самый романтизированный облик самурая, который мы привыкли видеть, — доблестный воин-альтруист, для которого честь и защита слабых превыше всего. Напротив, в фильме представлен куда более близкий к реальной жизни образ, который, несмотря на полное отсутствие экспозиции и психологизма в кинокартине, достаточно умело раскрывается автором через поступки и короткие фразы. Ронин источает почти всегда абсолютное спокойствие, эмоционально отстранен, зачастую ищет выгоды, как типичный наемник, и у зрителя создается впечатление, что воин повидал очень многое, побывал в бесчисленном количестве конфликтов и, очевидно, имеет темное прошлое. Герой — или антигерой? — способен хладнокровно зарезать своей катаной трех бандитов из одного клана, дабы зарекомендовать себя в другой в качестве телохранителя, получив неплохой заработок, а потом оставить работодателей, наблюдая за развитием конфликта со стороны или нанимаясь телохранителем в другую банду. Самурай спокойно распространяет дезинформацию, чтобы спровоцировать кровопролитную бойню, и способен без зазрения совести уничтожить в одиночку семь охранников и освободить невинную женщину, соврав работодателям, что их захватила пятнадцать человек из вражеской банды. Здесь как раз таки ещё одна ключевая сцена фильма: охранники убиты, освобожденная женщина и её муж выражают благодарность, бандиты на подходе, чтобы выяснить обстановку, и самурай восклицает: «Ненавижу несчастных и жалких людей! Покиньте город и никогда не возвращайтесь, поспешите». Куросава ясно даёт понять, что протагонист, ненавидящий сентиментальность, проявляет человечность и в глубине души все-таки является тем самым самураем, готовым встать на защиту невинных людей, пусть и его методы борьбы с террором являются неоднозначными и несколько радикальными. Даже когда планы Сандзюро раскрываются и работодатели захватывают его, чтобы посредством пыток и допросов выяснить местоположение женщины, в этой ситуации он не теряет самообладания и, превозмогая, абсолютно израненный и избитый сбегает из заточения и временно залегает на дно, чтобы восстановиться и нанести финальный удар. Безусловно, персонаж мог бы не воплотиться на экранах должным образом, если бы роль не исполнял соответствующий актер. Игре невероятно харизматичного Тосиро Мифунэ веришь, словно он и в самом деле является хладнокровным мастером меча, способным мгновенно отправить на тот свет несколько человек ради парочки йен.

Если внимательно проследить за всем повествованием в фильме, становится понятно, что Акира Куросава показывает различные оттенки человеческого зла, считая, что абсолютное добро попросту отсутствует и существует лишь в сказках. Бандиты грабят мирных жителей и терроризируют город, но дело не доходит до откровенного беспредела, значит, это не самое большое зло. Однако в середине сюжета появляется антагонист, сын главаря одной из банд по имени Унносуке, умело сыгранный актером Тацуя Накадаи. Унносуке приехал из Америки и носит собой доселе невиданное для японского народа оружие — револьвер, которым охотно пользуется, стреляя в бандитов с катанами, позже — в безоружных главаря вражеского банды и сына. По сути, он является представителем большого зла, и Сандзюро должен уничтожить его. Самурай убивает оставшихся бандитов, включая Унносуке, в умело срежиссированной экшен-сцене, и, едва дыша, антагонист говорит самураю: «Увидимся в аду». Куросава, словно намекая зрителю устами персонажа, дает понять, что Сандзюро вполне может являться частью этого самого зла, одним из его оттенков, учитывая, сколько им крови было пролито по ходу хронометража. «В городе теперь будет тихо. Пока, старик», — говорит самурай и разворачивается. Загадочный воин, пришедший из ниоткуда, ушел в никуда.

                                                                              Унносуке
                                                                              Унносуке

Что касается технической части киноленты, то все выглядит достойно, даже в 2020-м году. Прекрасная режиссура Акиры Куросавы, вкупе с восхитительной работой съемочной группы, позволила фильму успешно пройти проверку временем и спокойно смотреться в черно-белом формате. Операторская работа позволяет вдоволь разглядеть сцену, будь то столкновение банд, сцена локальной драки или какой-то незначительный диалог, где преобладает статика, но акцентируется внимание на отличной актерской игре, и удачно синергирует с работой Куросавы: повествование развивается довольно динамично, не перегружая зрителя философскими рассуждениями, а статисты, исполняющие роль карикатурных бандитов или стражников-трусов, этому хорошо способствуют, равно как и ненавязчивая и легкая композиция Масару Сато, что так же не делает картину чересчур серьезной и тяжеловесной.

Подводя итоги, можно сказать, что перед нами отличный приключенческий боевик, который хорошо смотрится по сей день и имеет интересную проблематику, заставляющую задуматься, но вконец не заскучать. Приятного просмотра.

P.S. Данная статья была ещё опубликована на странице ВКонтакте, и я решил поделиться ею здесь, подискутировать о творчестве такого режиссера всегда интересно, да и сам жанр самурайского кино крайне любопытен, в нем можно найти и свои бриллианты (чего стоит фильм «Харакири» Масаки Кобаяси 1962-го года). Если получится, я в будущем напишу статью об удачном сиквеле «Телохранителя» с подзаголовком «Отважный Сандзюро» — там тоже присутствуют свои интересные нюансы.

9696
5 комментариев

Рад что посмотрел до долларовой трилогии, охуенный фильм.

6
Ответить

А я после, как и большинство, наверное.
На рутрекере есть замечательная серия документалок о создании Куросавой своих фильмов. Называется "Акира Куросава: Творить – это замечательно!".
Всем советую. 

1
Ответить

Поставьте пожалуйста тег #японскоекино в конце поста. Спасибо за статью о великой классике!

Ответить

Сделано =)

1
Ответить

Интересно, сам Куросава заплатил ли Хэммету? И как коммунист Хэммет относился к таким судебным сварам за деньги?

Ответить