Обзор фильма "Путешествие"(Journey, 1959)
Моральная дилемма советского майора, участвующего в "наведении порядка" в Венгрии.
Небольшая историческая справка
В 1956 году в Венгрии возник политический кризис, результатом которого стали столкновения между многочисленными демонстрантами и органами государственной безопасности. Для противодействия "контрреволюции" правительство Венгерской Народной Республики обратилось за помощью к Советскому Союзу. На территорию страны были введены войска Красной армии.
Считалось, что одно появление советских войск устрашит оппозицию. Это предположение было ошибкой, поэтому когда повстанцы оказали вооружённое сопротивление, советские военные оказались к нему не готовы ни морально, ни физически. Многие солдаты дезертировали, за что впоследствии были расстреляны как "предатели родины"(суд над ними проводился по законам военного времени). Некоторые перешли на сторону оппозиции.
О самом фильме
Внезапно начавшаяся гражданская война застала иностранных туристов в Венгрии врасплох - они не могут покинуть страну, т. к. аэропорт заняли советские самолёты. Один из туристов, англичанин по имени Флемминг, с трудом держится на ногах из-за начавшегося у него заболевания. Застрявшим в аэропорте путешественникам предлагают доехать на автобусе до границы с Австрией, откуда они смогут спокойно попасть на родину.
По пути у пассажиров возникают сомнения в том, что Флемминг на самом деле англичанин. Он теряет сознание и говорит в бреду что-то на незнакомом языке. Его пытается оправдывать пассажирка по имени Диана, утверждая, что она знает его, и сомневаться в нём не стоит, но это не даёт эффекта, теперь и к ней относятся подозрительно.
На пути к границе автобус останавливает советский майор Зуров. Наши герои вынуждены остановится в гостинице, по совместительству являющейся штабом майора. Он обещает, что они не будут задержаны надолго, нужно только тщательно проверить их паспорта, что займёт некоторое время. Зуров(ударение на у) по какой-то, ведомой только ему, причине не отпраляет паспорта на проверку. Напряжение увеличивается ещё больше, когда во время ужина со своими иностранными гостями майор ведёт себя довольно агрессивно.
В своём диалоге с гостями он обвиняет повстанцев, не понимая, как они могут ненавидеть русских, которые, между прочим, освободили Венгрию от фашизма. Также нам показывают его склонность к подчинению приказам в одном забавном диалоге. Поедая огурец с солью(и обязательно запивая водкой, ведь, как известно, все русские любят водку, и не пьянеют даже после целой бутылки), майор спрашишает одну гостью:
—Вы любите огурцы?
—Огурцы? Я очень люблю.
—А я терпеть не могу. Иногда нам приходится есть то, что нам не нравится.
Несмотря на такие стереотипы(порой смешные, надо признать), майор Зуров в исполнении Юла Бриннера получился просто феноменальным. Он умён, храбр и справедлив. В диалоге с туристами он пытается докопаться до правды. Уже упомянутая фраза про огурцы намекает на то, что у него есть собственные принципы, местами противоречащие необходимости выполнять приказы. Дальнейший сюжет как раз таки и будет построен на усиливающемcя диссонансе между принципами майора и его долгом по службе.
Кроме внутренних противоречий Зурова, нам показан конфликт между Дианой и другими туристами. Путешественники боятся, что Флемминг не является тем, за кого себя выдаёт, и хотят рассказать о своих догадках майору. Их опасения о том, что они столкнутся с неприятностями, если майор догадается обо всём сам, не кажутся такими уж беспочвенными.
Диана почему-то защищает Флемминга, её мотивы будут раскрыты позже. Изначально кажется, что конфликт Дианы с другими пассажирами является нравоучением о необходимости самоотверженно защищать слабых, эдаким символом того, что Запад должен помочь Венгерскому народу в сопротивлении оккупации и репрессиям. Это окажется верно только отчасти.
Я не возмусь судить о том, кто был прав, а кто виноват в конфликте 1956-го в Венгрии. Скажу только то, что русские солдаты показаны в фильме сочувственно, и уже за это ему хочется сказать спасибо. Никаких "злых русских". Режиссёром фильма выступил Анатоль Литвак, родившийся в Киеве и долгое время проживавший в России.
Главную роль сыграл Юл Бриннер(при рождении Юлий Борисович Бриннер), также родившийся в России. Персонаж Бриннера разговаривает с туристами на английском языке, а со своими подчинёнными, как и положено, на русском, вполне внятно и с терпимым акцентом.
Вообще, все персонажи в фильме разговаривают на своём языке, Венгры - на венгерском, русские - на русском, англичане - на английском. И если вы не знаете венгерский, то это ваша проблема(на самом деле нет, всё, что нужно, вы поймёте и со знанием одного языка). Танки советского производства достать было невозможно, поэтому их заменили "Шерманами".
Любопытно, что в 1956-м в советской армии действительно всё ещё использовались американские танки, полученные по программе "ленд-лиза". Съёмки проходили на Австро-Венгерской границе всего через три года после восстания. Короче говоря, аутентичность фильма является ещё одним несомненным его плюсом. Правда, фильму всё же сильно не хватает глубины в сравнении с некоторыми другими картинами, затрагивающими политические темы. Если вам действительно нужен фильм о репрессиях и конфликтах в Восточной Европе, то лучше посмотрите "Признание" Коста-Гавраса с Ивом Монтаном в главной роли.
Несмотря на поверхностность и проблемы с раскрытием двух из трёх основных персонажей, фильм сильно впечатлил. В первой половине мы затаив дыхание ожидаем беды, потом фильм знакомит нас с майором Зуровым. Его появление нагнетает атмосферу ещё больше. Спустя пол часа Зуров полностью перетягивает на себя внимание, и, как это ни странно, мы начинаем ему сочувствовать. Финал получился даже лучше: фильм можно было закончить хэппи эндом, но я рад, что создатели выбрали горько-сладкую концовку, наводящую на дальнейшие размышления.