«Слишком стар, чтобы умереть молодым» и архетипические соответствия. Часть 1

Предлагаю посмотреть на сериал Николаса Виндинга Рефна сквозь призму архетипов таро. Лонгрид в двух частях про «Шута», «Дьявола» и прочие высшие арканы в контексте сюжета для любителей СПГС

Мне нравится рассматривать таро в первую очередь как ряд архетипов, которыми можно описать любую ситуацию, персонажей или целое произведение. Интерпретация сюжета через таро — достаточно вольный метод, не претендующий на объективность. Для меня это медитация, размышление над архетипами и способ подольше побыть с миром понравившегося мне произведения.

Рефн в своем сериале рисует нам достаточно мрачный мир: здесь нет героев в привычном смысле этого слова. Это мир нигилизма, в котором мораль уже давно устарела. В любом случае ни один морально чистый человек, как будто бы, не попадает в прицел его объектива.

«Суть в том, что мы живем в эпоху обесчеловечивания».

Фраза из радио

Этот мир уже летит в пропасть и привычные архетипы преображаются в новые. Представление о злом мире заставило меня смотреть на некоторые арканы несколько по-другому, поэтому я позволил себе выбирать неожиданные интерпретации некоторых значений.

Моя методология во многом вдохновлена разбором аниме «Эрго Прокси», оттуда я заимствовал интерпретацию значений арканов. Поэтому не могу не упомянуть эту прекрасную статью.

Посмотреть же на этот сериал через таро предлагает сам автор — десять серий, названные так же, как и карты, позволяют взглянуть на архетипы с самых разных сторон. Вряд ли они указывают на конкретных персонажей. Например, вторая серия «Влюбленные» указывает на несколько пар героев: это Хесус и Ярица, Дон Рикардо, дядя Хесуса, и Магдалена. Если посмотреть за рамки серии, таких пар еще больше.

В третьей серии «Отшельник» появляется ключевой персонаж — Вигго. Его образ хорошо ложится на этот аркан, но в то же время в какой-то момент за отшельника можно принять и Хесуса, когда он покидает родную страну.

Есть и более обширные образы. Например, аркан «Дьявол» — может быть применим почти ко всем главным героям. Поэтому моя интерпретация не в том, чтобы найти каждому персонажу соответствующий аркан, но скорее посмотреть на весь сюжет в целом. Подобно тому, как идея колоды высших арканов — описание путешествия героя.

Ø – ШУТ – МАРТИН

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» и архетипические соответствия. Часть 1

«Безумец», «Дурак», «Дух Эфира»

Конечно, главный дурак сериала — мальчик, который появляется в самом начале пятой серии. Юный и еще почти невинный для этого мира, он пришел на порно-кастинг, не зная, что его ожидает изнасилование.

Однако если смотреть на весь сюжет сериала, можно сказать, что главный дурак — это Мартин. Нам хочется видеть в нем главного героя.

  • «Шут» в Таро означает начинание, начало пути – и начало жизненного пути.
  • «Шут» отправляется в путешествие без чётко определённой цели, в абсолютную неизвестность, не представляя, с чем ему предстоит столкнуться. Ему присущ интуитивный поиск истины.
  • «Шут» содержит в себе силу или возможности, которым только предстоит проявиться. Это абсолютный ноль и потому абсолютный потенциал.
  • «Шут» стоит на распутье – и символизирует пустоту, которая может быть наполнена.

Мартину не присущи юношеские свежесть и спонтанность. Несмотря на то, что его жизнь как будто только начинается, он больше похож на ноль, чем на потенциал. Ему светит большая карьера, но он совсем ничего из себя не представляет. Его лицо всегда бесстрастно и он всегда молчит. Остается только догадываться, о чем он все время думает.

Он с легкостью принимает все, что ему преподносит судьба. Будь то новый пост в убойном отделе или сделка с Дамианом. Он мог бы стать успешным детективом, но в попытках разобраться в себе с помощью тех, кто обладает Знанием, он идет навстречу совсем другому миру.

I – МАГ – ХЕСУС

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» и архетипические соответствия. Часть 1

«Фокусник», «Волшебник», «Колдун»

На родине Хесус проходит через инициацию и встречает мистическую спутницу, которая будет идти рядом с ним всю оставшуюся историю. Он молчалив, возможно, даже больше, чем Мартин, но это временно. Он уверенно проходит через становление и раскрывает в себе главное оружие мага — непоколебимую волю.

Очевидное противостояние Дурака и Мага мы встречаем в седьмой серии «Маг». В то время как Мартин блюет от страха после того, как впервые совершил свой, по-настоящему свой поступок, Хесус — уже глава картеля, который в начале пути изменения мира. Мартин совсем не знает, для чего он что-то делает и чувствует лишь пустоту внутри, у Хесуса же есть послание для всего мира.

  • «Маг» – это яньский аспект мира. «Маг» представляет собой мужскую активную энергию, созидательный импульс. Он так же является сознанием человека (в противовес подсознанию).
  • «Магу» свойственна решительность и настойчивость, ярко выраженная воля к достижению целей, умение ставить перед собой задачи и получать результат.
  • Характерными чертами «Мага» являются стремление создавать и менять мир, жажда власти и чёткое представление о том, чего он хочет. Пока «Шут» слепо ищет, что надо сделать, «Маг» уже вовсю это делает.
  • «Маг» – это сила, позволяющая влиять на мир при помощи концентрации личностной воли и силы.
  • В греческой мифологии он соответствует Гермесу – сложному и во многом противоречивому божеству, покровителю путешественников, торговцев и мошенников.

Шут и Маг — очень близкие и родственные карты. Маг — первый шаг на пути духовного развития, но становясь магом, шут теряет свой потенциал. Любой выбор ограничивает направление, для мага уже нет всего мира вокруг, его движение направлено. Принимаемая магом сила предопределяет путь, по которому он пойдет. Отсюда рассматривается один из ключевых аспектов этого аркана — ограничение.

До инициации Хесус соглашается со старым Доном: «мир всегда приносит больше денег». Но после того, как Мигель проводит над ним инициацию, Хесус продолжает нести его волю войны. Становление мага завершает жрица:

— Ты больше не сын Магдалены. И не кузен Мигеля. Кто ты?— Я Хесус Рохас, король королей.

Сразу после этого Хесус произносит свою центральную речь:

«Я не хочу моратория на пытки. Я хочу видеть больше пыток. Больше насилия. Больше надругательств. Я превращу весь этот город в луна-парк боли. Пора убивать всех. Вы мексиканцы. Я мексиканец. Я был сотворен из крови и грязи этой страны. Значит, я и есть эта страна, а Мексика - это реальный мир. Свободный мир. Будущее цивилизации. Я жил под этим солнцем с сотворения мира. И останусь здесь, пока с неба не упадет последняя звезда. Мы были здесь до их прихода. И я буду здесь, когда от Америки не останется ничего, кроме руин. Вот куда я вас веду. Ко времени, когда вы будете не считать ваши деньги, а взвешивать их. Ко времени, когда я буду править. Когда все люди поклонятся нам. Ко времени, когда я буду богом».

Это уже слова не молчаливого и слащавого мальчика, которого мы видим в начале сериала, это слова мага.

II – ЖРИЦА – ЯРИЦА

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» и архетипические соответствия. Часть 1

«Верховная жрица», «Исида», «Врата Святилища»

Ярица — Верховная Жрица Смерти. Так она называет себя сама, и так ее называют женщины, которых она спасла. Она медиум, который позволяет связаться с погибшей матерью Хесуса, и единственный из двух персонажей в сериале, который видит Существ.

  • «Жрица» представляет собой иньский аспект мира.
  • «Жрица» – это загадочное непроявленное бессознательное.
  • «Жрица» – это нереализованный потенциал, ожидающий своего часа, когда активная энергия позволит ему проявиться.
  • «Жрица» символизирует интуицию (качество по преимуществу женское) и пассивное восприятие происходящих событий.
  • Для «Жрицы» также характерны стремление познавать этот мир и себя в нем, желание постоянно учиться и приобретать все новые и новые знания.
  • В греческой мифологии соответствует богине Гекате, посылавшей людям ночные видения и прорицания, покровительнице чародейства и магии. Геката была лунной, а потому – женской богиней. И именно женщины молились ей, когда возникала необходимость в ее защите и покровительстве.

В мире Рефна мексиканские женщины молятся жрице Санта Муэрте, и она та, кто действительно спасает их. Ни один мужчина не может остановить её. Дон Рикардо, который был первым, кто её увидел, описывает её так:

«Я нашел ее в пустыне. Ярицу. Она появилась из ниоткуда. Из облака пыли. Одна. Обнаженная. Как будто ждала меня. Она казалась вечной. Она была такой красивой. Нежной. Как бабочка».

Мотивация Ярицы загадочна; всё ведёт к тому, что она ведёт свою игру, но какую — неизвестно. Ей предлагают поучаствовать в игре "две правды и одна ложь":

— Я родилась в пещере. Я убила 23 человека. И моя мать застрелилась.
— Ты бы хоть постаралась, что ли. Ты не убила 23 человека.

Джейни, которая участвовала с Ярицей в этой игре, проигрывает. Несмотря на то, что её подруга говорит, что Джейни отлично разбирается в людях и всегда видит ложь, ей не удается распознать правду о Ярице. Джейни соприкоснулась с частью мира, о которой ничего не знает. Итак, что же из оставшихся двух фактов является правдой? Похоже, что ложь — то, что мать Ярицы застрелилась. Была ли у неё мать? Или её мать сама пустыня или даже смерть?

Ярица до конца остаётся незамеченной и под носом главы картеля расправляется с насильниками и работорговцами. Хесус даже поручает найти её и скормить её родственникам, а потом насадить голову на пику и выставить на всеобщее обозрение. Произойдет ли это? Это тоже останется загадкой, но известно, что маг обладает волей, а за спиной жрицы сама смерть.

Маг всегда будет преходящим, а о жрице будут петь песни:

Верховная Жрица Смерти, в мужчин я вселяю страх. Женщин я благословляю доброй надеждой. У меня лицо как у ангела. Я забираю вероломных мужчин с собой. Их тюрьма - бесконечный цикл. Боль и страдание, таковы пути жизни. Смерть никак не исцелит твои раны. И когда я приду за тобой, твои грехи станут твоей мукой. По всему миру у меня есть преданные последователи глубоко преданные мне. Поэтому они поют мою песню. В хорошие времена и в трудные я защищаю женщин, когда беда настигает их. Я ставлю их врагов на колени. Они все в крови, их плоть разодрана в клочья, но для меня это ничего не значит.

Том X, «Мир»

III – ИМПЕРАТРИЦА – МАГДАЛЕНА

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» и архетипические соответствия. Часть 1

«Венера Урания», «Небесная Любовь», «Природа», «Осмысление»

Магдалена является, возможно, самым влиятельным персонажем в сериале. Несмотря на то, что она умерла задолго до начала всех событий, вся история движима последствиями её смерти и мести за её смерть.

  • Главные характеристики «Императрицы» – нежность, потребность в любви и наслаждениях.
  • «Императрица» представляет собой мир природы и чувственности.
  • «Императрица» также символизирует мать, неисчерпаемую мощь Природы, беспрерывно порождающую новую жизнь.
  • В более абстрактном смысле «Императрица» свидетельствует о наличии у человека большого творческого потенциала и способности реализовать себя в жизни так, чтобы в полной мере проявилось его неповторимое «Я».
  • В греческой мифологии соответствует Афродите.

До некоторых пор Хесус проживает всю жизнь в тени своей матери. Она забрала его из Мексики, потому что хотела, чтобы он родился американцем. По всей видимости, она спала со своим братом и Дон Рикардо — отец Хесуса. Спала также она и со своим сыном. Она была главой картеля в Америке, что намекает на властность, присущую скорее мужчинам. Она воплощение любви и женской власти в этом мире.

Магдалена совмещает в себе женскую и мужскую противоположности, она рождает новый мир, который будет воплощать Хесус в дальнейшем. Благодаря ей рождается мысль, приводимая в реальность твердой рукой «Императора».

IV – ИМПЕРАТОР – ДОН РИКАРДО

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» и архетипические соответствия. Часть 1

«Сын Утра», «Владыка Среди Всемогущих»

В этом жестоком мире настоящую власть имеет только тот, кто готов взять её в свои руки. И самую большую власть — тот, кто способен объединить людей для достижения своих целей. В сериале мы видим трёх глав картеля: уходящего из жизни Дона Рикардо, его молодого наследника Дона Мигеля и, конечно, Хесуса. Как главы преступной организации, они способны сдержать хаос и разрушение внутри себя, несмотря на то, что несут их для всего остального мира.

У Дона Рикардо же удавалось установить порядок и для мира: он был тем, кто заключил сделку с полицией ради больших доходов обеих сторон. Поэтому именно он является главным «Императором» сериала.

  • Для «Императора» характерны власть, покровительство и сила, а также мудрость.
  • «Император» – это отец.
  • В греческой мифологии «Императору» соответствует образ богини Афины – покровительницы мудрости и справедливой войны.
  • «Император» – это сильная личность, авторитет, влиятельное положение в обществе, достаток, поддержка, благоразумие и убежденность.
  • «Император» символизирует стремление к стабильности, безопасности и последовательности.
  • «Император» даёт независимость от условий Природы и собственной природы человека, часто непредсказуемой. Таким образом, он соответствует стремлению к цивилизации.

Император — символ мужской силы и цикла возрождения. Но если есть цикл возрождения, значит, конец уже близок, он предопределен. Можно продлить существование мира во времени, но невозможно отменить его гибель. Власть требует поддержания, но правила созданные для поддержания мира со временем приходят к умалению и пренебрежению законами. Дон Рикардо умирает и с его смертью уходит мир.

V – ЖРЕЦ – ТЕО

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» и архетипические соответствия. Часть 1

«Верховный Жрец», «Иерофант»

Что мы знаем о Тео? Он отец Джейни, мультимиллионер, заработавший состояние на хедж-фондах, его жена была талантливой художницей, и у него дома огромная коллекция игрушечных тигров. Его очень интересуют необычные предметы искусства, и он хочет, чтобы его дочь была его партнёром в его деле.

Он даже не против, что Мартин спит с его несовершеннолетней дочерью. Во всем он пытается её поддерживать, но с глазу на глаз выражает Мартину неодобрение. Он мучает того вопросами: чего он хочет добиться в жизни, сколько ему лет, и ведёт себя чересчур эпатажно. Тео всячески даёт понять, что Мартин у него в заложниках, хотя при этом у него нет плохих намерений. Это лишь попытка объяснить, как мало Мартин значит по сравнению с ним, и что он в его руках.

  • «Жрец» – это пленение и порабощение; по другому толкованию – благодарность и великодушие.
  • «Жрец» представляет собой верования, которые воспринимает растущий ребенок.
  • Он тот, кто хранит тайное знание и мистерии. И хотя этот образ религиозный, «Жрец» может символизировать любые инициации.
  • «Жрец» обозначает веру и знание, приходящие к человеку извне – посредством какого-либо лица, стоящего на более высокой ступени духовного развития (при этом речь может идти как о конкретном учителе, так и вообще о поддержке высших сил).
  • В более обыденном значении «Жрец» указывает на наличие какого-то очень важного союза (не исключено, что брачного).
  • В греческой мифологии фигура «Верховного жреца» соответствует Дионису – богу-покровителю всех плодотворных сил Земли.

Тео не мистический персонаж, но некое тайное знание ему все же доступно. Он демонстрирует Мартину фильм, который буквально повторяет самые первые сцены сериала, в которых полицейские шантажируют девушку. Откуда он взял сценарий для этого фильма неясно, возможно, он даже сам не знает, что в глазах Мартина это выглядит как компромат.

Он главный представитель искусства и единственный, кому удается вывести Мартина из себя. Тео пытается заставить Мартина увидеть самого себя, задуматься о том, кто он есть и увидеть свои преступления. В каком-то смысле нежелание Мартина брать на себя ответственность заставляет Тео вести себя еще более провокативно: указывая на шанташ и секс с его несовершеннолетней дочерью. Он обнажает раздвоенность главного героя: желание стать праведным и избегание искупления за свои проступки.

Забавное совпадение в том, что Тео действительно похож на Диониса. Есть несколько параллелей. Во-первых, Дионис — бог опьянения, а у Тео кокаиновая зависимость. Во-вторых, он очень любит тигров, а тигры, рыси и пантеры — частые спутники Диониса. В-третьих, Дионис, конечно же, умирающий бог. В сериале мы видим, как Мартин одержимо и бессмысленно убивает Тео. Такую смерть очень легко помыслить для любого дионисийского героя.

VI – ВЛЮБЛЁННЫЕ – ВЫБОР

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» и архетипические соответствия. Часть 1

«Выбор», «Дети Голоса», «Распутье», «Возлюбленный»

Ключевая идея «Влюбленных» — выбор, который каждый должен сделать, чтобы прийти к самому концу и увидеть «Мир». Мы видим очень много пар влюбленных, но так же много ли у героев этого сериала возможностей для выбора?

Мартин с самого начала ведом своей судьбой. Хесусу было предначертено по рождению занять своё место. Ярица — несёт знамение смерти, которая идёт за ней по пятам.

  • «Влюблённые» символизируют человека, который в данный момент своей жизни оказался на распутье и поставлен перед необходимостью сделать выбор.
  • «Влюблённые» – это глубокие любовные переживания, но эта карта также показывает, что такой шаг предполагает выбор: отказ от прежнего образа жизни (родительского дома, свободы и легких интрижек) и переход на новую ступень, ступень осознания Любви.
  • «Влюблённые» могут означить и какую-то иную ситуацию выбора, не обязательно связанную с любовью. Тогда она означает, что нам так или иначе придётся сделать выбор, решительно и бесповоротно, не оставляя себе никаких лазеек.
  • В греческой мифологии это бог Аполлон, дающий силу прорицателям, а также охраняющий мировой порядок и гармонию.

Вторая серия «Влюблённые» показывает футбольный матч между полицией и картелем. Спорт — отличный повод выбрать, на кого сделать ставку. Ставки хороший синоним для выбора. Правда, в этом мире выбора нет. Хотя каждое действие влечёт за собой перемены, каждый лишь ставит сам на себя.

Правда, если отвлечься от бравирования, сериал все же намекает на главный выбор, сделать который суждено новому Дону — Мигелю. Сохранить мир между картелем и полицией или разорвать его, положив начало хаосу.

Трехдневный праздник. Чтобы оплакать смерть твоего дяди. И отпраздновать восхождение Мигеля на трон. Ради наших душ. И для того, чтобы узнать, в каком направлении нас поведет наш новый король.

Ярица. Том II, «Влюбленные»

Мигель выбирает хаос.

VII – КОЛЕСНИЦА – ПОБЕДА В РУКАХ СИЛЬНЕЙШЕГО

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» и архетипические соответствия. Часть 1

«Колесница Гермеса», «Победа»

Один из самых сложных в контексте этого сериала образ — это «Колесница». Отчасти потому, что он не персонифицирован и сам автор не использует его в названии серий. Колеснице не важно, в какую сторону двигаться, потому что ей управляет возница, а возница — тот, кто задаёт направление — это всегда немного «Маг». В этом смысле мы видим череду столкновений и побед между самыми разными персонажами. Одно из самых занимательных — погоня за Мартином на электромобиле.

  • «Колесница» обозначает помощь, оказанную в тяжелую минуту, и провидение, а также войну, триумф, самонадеянность, месть, беспокойство.
  • Основное значение «Колесницы» – преодоление препятствий и достижение цели благодаря собственным усилиям, без особой поддержки судьбы.
  • «Колесница» символизирует силу и ловкость («управление Колесницей»), но также и неопытность (путешествие в неведомые края).

Мартин отправляется в другой город, в котором не бывал раньше, чтобы выполнить свой первый мистический заказ, который при этом нашел сам. Он уже повстречал тех, кто направил его на новый путь защиты невинности. Ему нужно убить братьев Рода и Стиви, которые снимают на камеру изнасилования.

В конце концов, Род самонадеянно полагается на свой любимый электрокар и терпит неудачу в погоне за совершением мести. В каком-то смысле мы видим схватку двух магов, ведь проповедник называл братьев магами. Так, в этом сюжете мы видим проявления аспектов «Колесницы»: изляшняя самоуверенность Рода, месть за смерть брата и, конечно, тяжело добытую победу Мартина. Это метафорическая гонка на колесницах, в которой побеждает сильнейший.

VIII – СИЛА – ДАЙЕН

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» и архетипические соответствия. Часть 1

«Равновесие», «Дочь Пылающего Меча», «Повелитель льва»

В фигуре Дайен виднеется еще одна «Жрица». Её преследуют видения, и она слышит послания от Существ. Судя по всему, её собственный культ основан именно под влиянием её духовных откровений и посланий. Культ совсем небольшой: она во главе и всего два исполнителя, один из которых — Мартин. Но у неё много "прихожан". Она работает советником по делам жертв в прокуратуре и консультирует тех, кто подвергся насилию. В сериале мы видим, как она помогает одной семье организовать месть мужчине, который изнасиловал их сына.

  • «Сила» символизирует власть, энергичность, действие, храбрость и великодушие.
  • «Сила» – это знак уравновешенности и способности найти разумный компромисс по многим спорным вопросам.
  • В греческой мифологии «Силе» соответствует нимфа Кирена, укрощающая львов без оружия.
  • «Сила» в определенном смысле сродни «Магу». Жизненная сила, смелость и страстность этого Аркана есть выражение того равновесия, которое цивилизованный человек находит со своей животной натурой.
  • «Сила» наглядно показывает, что подлинная цель – не в том, чтобы научиться скрывать свои инстинкты под покровом бледной добродетели, а в том, чтобы научиться укрощать их любовью, мягкостью и настойчивостью.

При помощи гадания Дайен определяет, кому из насильников суждено умереть следующим. Она видит свою цель в том, чтобы восстановить справедливость. Этот мир, который летит в тартарары и погряз в насилии, нуждается в убийцах, которые будут убивать тех, кто хуже остальных.

Дайен даёт цель своим исполнителям и помогает им справиться со своей животной страстью к убийствам. Она укрощает Мартина, ведь после встречи с ней он отказывается убивать человека за то, что он задолжал кому-то денег. Дайен помогает ему понять, что даже его тяга к насилию может сделать мир лучше.

IX – ОТШЕЛЬНИК – ВИГГО

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» и архетипические соответствия. Часть 1

«Пророк Вечности», «Искатель»

Вигго — бывший агент ФБР, который работает вместе с Дайен. Уже много лет он является её киллером. Он давно отделился от мира и уже не является его частью. Он смертельно болен и перед своей смертью хочет убить как можно больше насильников и убийц. По сути, всё, что его волнует — чтобы после его смерти за его матерью был должный уход, о чем обещает позаботиться Дайен.

  • «Отшельник» свидетельствует об осторожности и отстраненности от житейской суеты.
  • Это Аркан отрешённости от мира, путь к себе. Это период интроверсии, когда человек «закрывается» от внешних влияний, чтобы вдали от суеты и людей обрести покой и, главное, найти самого себя.
  • «Отшельник» объединяет в себе два полюса: глубочайшие переживания и высочайшее познание.
  • Он представляет собой необходимость глубокого понимания истины.
  • «Отшельник» – это знак победы над собственными страстями и желание постичь внутреннюю природу всех происходящих событий.
  • «Отшельника» часто изображают в виде Диогена (старика в капюшоне с лампой при свете дня), который «ищет честного человека».

Мартин находит Вигго в результате расследования. Он ищет убийцу насильника и справляется достаточно быстро. Однако вместо того, чтобы арестовать Вигго, предлагает ему пойти в кафе и поговорить. Он находит родственную душу, ведь сам является киллером. Они обсуждают, каково это ничего не чувствовать после убийства, и Вигго становится наставником Мартина.

Мартин благодаря «Отшельнику», наконец, осознает свое одиночество и отрешенность. Вигго приводит его к Дайен и делает своей правой рукой. Теперь, увидев ненужность прошлого опыта и ненужность прожитой жизни, приходит время встретить свою судьбу. Все, что ты делал в прошлом, окажет на тебя влияние и то, как ты с этим справишься, повлияет на финал. Это движение описывает «Колесо Фортуны».

X – КОЛЕСО ФОРТУНЫ – УДАЧА И ГОРЕЧЬ ИСТИНЫ

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» и архетипические соответствия. Часть 1

«Колесо Судьбы», «Колесо Счастья», «Повелитель Сил Жизни»

Фортуна — женщина, поэтому её благоволение зависит во многом от необъяснимой прихоти и случайности. В своем путешествии Мартин узнаёт о праведном пути. Несмотря на то, что он — убийца, всё ещё есть способ служить благой цели. Однако несколько раз подряд он отворачивается от возможности быть праведным до конца.

Дайен предлагает Мартину ответить на вопросы:

— На обочине дороги авария. За рулем - пьяная молодая девушка. На пассажирском сиденье - женщина постарше. Машина горит. У тебя есть время, чтобы спасти только одну. Кого выберешь?
— Молодую.— Почему?
— Ей дольше жить.— На лугу играют дети, они гоняются за бабочками. Маленький мальчик ловит бабочку и отрывает ей крылья. Ловит другую. Ты его остановишь?
— Да.— Почему?
— Потому что это бессмысленно.
— Подросток испытывает к тебе сильнейшее влечение. И предлагает себя тебе. Что ты сделаешь?
— Откажу.
— Правда?
— Да.

Возможно, это та единственная ложь, которая отвернула от него удачу, ведь мы помним, что Мартин уже несколько лет встречается с несовершеннолетней Джейни.

  • «Колесо Фортуны» обозначает удел, судьбу, удачу, веселье, счастье.
  • В этом Аркане воплощена идея Удачи: вам повезло – и вы поднимаетесь вверх по колесу успеха; вы в чем-то промахнулись – и удача ушла от вас, предоставив опускаться все ниже и ниже.
  • «Колесо Фортуны» несет на себе отпечаток бессилия человека перед своей судьбой.
  • На десятом Аркане обычно изображено, как Колесо Фортуны возносит вверх Анубиса или обезьяну — туда, где сидит мудрый Сфинкс.
  • Сфинкс символизирует стремление человека разрешить загадку своей судьбы и, если человеку удается разрешить эту загадку Сфинкса (о круговороте жизни и смерти), то ему на какое-то время сопутствует удача, и он постигает свой путь. Но человек недостаточно объективен и праведен, поэтому не может всю жизнь держаться на верху колеса и падает с него вниз, подобно изображенному на карте чудовищу Тифону.
  • Так, ответив на загадку Сфинкса, мудрый Эдип стал царем – но, добиваясь правды, он узнал, что случайно убил своего отца и женился на матери, и тогда, выколов себе глаза, он отправился бродяжничать по свету.
  • Видение истины не принесло ему радости: Сфинкс дал ему власть, но не открыл превратностей будущего пути.

На преступления Мартина также указывает и Тео, но Мартин, вместо того, чтобы смириться со своим положением, просто убивает его. В своем нежелании принять искупление он уподобляется насильникам и растлителям, на которых начал охоту.

Благодаря удачному стечению обстоятельств Мартин спасает девушку, зарытую в пустыне. Но её страх показывает ему его истинную природу — он такой же, как и те, кто её заживо похоронил. За это девушка протыкает Мартина ножом и оставляет ему незаживающую рану под грудью.

Прошлое вернётся снова и снова, и Колесо будет вращаться до тех пор, пока ты не осознаешь необходимость «искупления», не примешь на себя ответственность за все совершенные тобой поступки. Принятие этой истины приводит к покорности перед собственной судьбой и осознанию того, что всё, что случается, справедливо.

XI – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – РЕВОЛЬВЕР

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» и архетипические соответствия. Часть 1

«Правосудие», «Равновесие», «Дочь Пламенного Меча».

В сериале Рефна мы видим мир, в котором утеряна справедливость. Сильный волен делать со слабым, что пожелает. Поэтому единственный способ удержаться в этом мире — стать сильным самому. В речи фашистского проповедника можно с легкостью прочитать известный афоризм об оружии: «Бог создал людей сильными и слабыми. Сэмюэл Кольт сделал их равными». Вот, что он говорит:

Рядом с нами живет еще одно создание - гремучая змея. У нее два клыка, полные яда. Если не трогать ее, всё хорошо. Она никому не причинит вреда. Но если наступишь на нее - почувствуешь ее клыки. Ну, у меня тоже есть два клыка. И я не позволю, чтобы на меня наступали. Мои клыки - это «смит-вессон», револьвер и полуавтомат. И я не велю вам совершать безумные поступки, я просто говорю вам: не позволяйте им лишить вас клыков. Вы сильны, пока вас объединяет мощь и магия свастики.

  • «Справедливость» символизирует беспристрастность, равноправие, честность, неподкупность, исполнительность.
  • Обратное значение – закон во всех областях, фанатизм, предвзятость, чрезмерная суровость.
  • В греческой мифологии этот образ соответствует богине Деметре, дарующей земле силу плодородия. Также её изображают в виде богини правосудия Фемиды или богини-воительницы Афины Паллады.
  • Идея этого Аркана – осознание человеком своей нравственной силы и способности сопротивляться даже самым неблагоприятным явлениям жизни.
  • «Справедливость» предполагает высокую меру ответственности человека за свои поступки. Она недвусмысленно показывает, что ничто не дается даром, но ни в чем и не будет препятствий, если мы готовы отвечать за все, что получаем.

Готовность нести ответственность за свои поступки — эта ключевая черта аркана «Справедливость». Именно её несут Вигго и Мартин, и именно от неё Мартин пытается бежать.

Ты можешь потребовать воздаяния сам и принять его в виде искупления совершенных ошибок. Но воздаяние так же может застигнуть тебя врасплох. В этом «Справедливость» несколько синонимична с «Колесом Фортуны». Воздаяние рано или поздно придёт к Мартину, но будет ли оно справедливым? Пока этого ответа нет, можно считать, что он находится в чрезвычайно подвешенном состоянии. Настаёт время, когда ему уже не избежать своей судьбы.

О «Повешанном» и следующих арканах пойдет речь в следующей части

5050
20 комментариев

Визуально очень крутой сериал, медленно наплывающие или вовсе статичные кадры, актеры-статуи немногословны, редкий экшен. Короче, обдолбался я в ноль и посмотрел с искренним удовольствием все серии в 2 захода.

6

Друг-травокур мне как раз этот сериал и посоветовал)

1

Вот это ты упоролся) Не люблю таро и СПГС, но люблю увлечённых людей)
И вспомнил, что я его ещё не посмотрел

2

кек, спасибо! на самом деле, я просто не нашел ни одной статьи на русском про этот сериал и таро, поэтому пришлось чуток упороться, да)

есть только парочка на английском статей, но они не совсем про то, что хотелось

2

Комментарий недоступен

1

После "Слишком стар, чтобы умереть молодым" будешь месяц отходить.

2

глянул сегодня первую серию ковбоя, он, конечно, пободрее, как будто, будет
и короче, конечно

1