Расскажу на примере "Искателей" и "Прошлой ночью в Сохо".Есть такой классический киноприем, со съемкой панорамы природы через дверной проем.Пришло это из вестернов, таким образом визуализируя очень понятное разделение. С одной стороны (внутри дома) — цивилизованный мир, снаружи — жестокий и беззаконный мир Дикого Запада.Впервые такое придумал Джон Форд в своих “Искателях”, там это мощный метафорический прием (прием со съёмкой проема, хи-хи, ха-ха, полиция каламбуров уже выехала, извините).В начале герои выходят из дома в дикий мир, встречать главного героя, Итана Эдвардса.А в конце фильма люди уходят внутрь дома, но Итан остается в свое мире, в мире Дикого Запада — так как не сможет он жить в цивилизации. Дверь за героями (и перед Итаном) закрывается, навсегда их разделяя.И вот недавний “Прошлой ночью в Сохо” Эдгара Райта.Начальный кадр — открывается дверь в темноте, все по канону.Но оказывается, это в наш мир заходит главная героиня (а не наоборот, мы выходим с ней) — окей, свежо, пост-модерно.Значит в конце героиня наоборот, должна уходить от нас в свой мир и закрывать за собой дверь! Подсознательно жду такого.А не тут-то было — оказывается режиссер просто рифмует свой кадр в начале со своим кадром в конце, показывая рост персонажа (сперва героиня дома мечтает о модном показе —> в финале героиня уже на собственном показе).И никакой метафоры с тем, какому миру кто принадлежит и кто где остается.Я погрустил.Ну там еще есть замкнутость в виде тыка пальчиком в зеркало в самом конце. Но где тык пальчиком, а где — двери Джона Форда!Прием, кстати, культовый. Если интересно — простенький гугл “doorway shot” откроет много всякого. Например, угадайте, кто один из главных любителей такого кадрирования.Кстати, про "Искателей", раз уж зашла речь.Этот фильм вообще один из первых нео-вестернов, переосмысляющих насилие и жестокость, еще за 10 лет до Серджио Леоне.И мысль о том, что главный герой, классический good guy, на самом деле может быть садистом, одержимым насилием и местью — довольно революционная для тех лет.Именно поэтому Итан не может уйти со всеми -- его сердце принадлежит этому дикому миру, с беззаконием и вечной войной, без жалости к врагу.Ну и крайне актуальные были расовые высказывания -- про то, что не стоит судить человека только по цвету кожи, и что не все индейцы -- просто звери без человеческих чувств. До "Искателей" так на вестерны никто не смотрел.Правда это не помешало Форду сделать классический голливудский white-washing.И в итоге роль Шрама, брутального вождя команчей играет голубоглазый немец Генри Брэндон :)Но играет отлично.Генри справаГенри посерединеСпасибо за прочтение!Пост взят из моего телеграм-канала Одно Кино: http://t.me/odno_kinot.meОдно кино
Комментарий недоступен
Недавно смотрел Фабельманов, там вспоминали Джона Форда. "Горизонт сверху-круто, снизу-тоже круто, посередине...охренительно скучно".
Текст с разбором крутой. Но скорее всего этот прием начали использовать уже просто как операторский, без всех этих трактовок про мир внутри и снаружи. Потому что тот же кадр с убегающей Шошаной уже так не разберешь.
В 1920х применяется в фильмах о жизни среди дикой природы, становится позднее популярным благодаря вестернам - скорее так.