Почему желтый костюм - моя любимая отсылка в Kill Bill

Обнаружил, что сегодня - день рождения Брюса Ли.
Хороший повод написать о моей любимой пятиуровневой отсылке в Тарантиновской Kill Bill и о том, чем, на мой взгляд, крутые отсылки отличаются от membeberries.

Почему желтый костюм - моя любимая отсылка в Kill Bill

Зачастую отсылки в современном кино - всего лишь подмигивания зрителям. Мол, мы с вами в одном культурном пространстве, круто же, fellow kids?

Почему желтый костюм - моя любимая отсылка в Kill Bill

Однако ягоды вспоминики бывают не только вкусными, но и полезными. Хорошая отсылка создает дополнительный контекст и позволяет взглянуть на происходящее под новым углом.
Мне нравится второе дно отсылки с желтым костюмом героини Kill Bill. Фильм посвящен старым боевикам о восточных единоборствах, и если расплести мудреную тарантиновскую хронологию, то в начале своего пути возмездия Невеста одевается "как Брюс Ли".
Но это не просто отсылка ради отсылки - мол, боевые искусства, Брюс Ли, гыгы.

Невеста растопырила ноги тоже, видимо, в честь именинника
Невеста растопырила ноги тоже, видимо, в честь именинника

Она работает еще на нескольких уровнях.
Во-первых, героиня наряжается под Брюса в эпизоде, где она идет в одиночку и одной сценой мочить толпу японских бойцов, как Брюсовский Чен Джен в культовом "Fist of fury".

Важно, что в фильме герой Ли сражается именно с японцами, вокруг чего крутится весь сюжет
Важно, что в фильме герой Ли сражается именно с японцами, вокруг чего крутится весь сюжет

Герои одинаково дерзко врываются в логово японцев, спокойно дают им окружить себя и начинают лютый махач.

Видом сверху Тарантино подчеркивает сходное положение героев
Видом сверху Тарантино подчеркивает сходное положение героев

Во-вторых, именно этот желтый костюм носил герой другого, последнего фильма Ли - "Game of death".

По сюжету героя (кстати, Билли) однажды расстреляли злодеи, тот пролежал какое-то время в коме, а когда очухался - напялил желто-полосатый костюмчик и пошел дорогой мести, представлявшей собой послетовательную череду сражений с другими мастерами. Четверо приспешников и главарь. То-есть отсылка с костюмом - не просто ягода вспоминика об известном актере, но и яркая параллель с сюжетом фильма, героиня которого тоже по-очереди разбирается с пятью мастеров убийства.

Четверо приспешников и босс из списка Невесты
Четверо приспешников и босс из списка Невесты

Слой третий, спекулятивный.
Тут я потихоньку перебираюсь на территорию зыбких предполжений, но все-же. Тот самый главарь, которого Брюс находит в конце "Игры смерти", поначалу притворяется мертвым:

сцена с главным злодеем начинается на 3:30

Как мы помним, в финале Тарантиновской дилогии Беатрис после душевного разговора "убивает" Билла несуществующим ударом мастера Пай Мея - по пяти точкам. Удар этот - скорее городская легенда, существующая на равных правах с версией, что Пэй Мей живет уже более тысячи лет.
Незадолго до этого нам показывали, как Беатрис и сама притворяется мертвой после дочкиных шуточных выстрелов, и существует теория, что Невеста простила Билла и позволила ему умереть понарошку, лишь изобразив волшебный удар, который, как они оба знают, скорее всего никогда не существовал.

смотреть долго. но, в общем, суть в том, что легенда об этом ударе довольно мутная, а Пэй Мей никому его не обучает.

Не знаю, так ли это, но, быть может, притворная смерть босса из "Игры смерти" намекает на истинный финал Kill Bill

А теперь четвертый слой.
"Игра смерти" был собран продюсерами уже после кончины Брюса Ли. Использовав те эпизоды, где он успел сняться - как-раз последние и самые культовые сцены. Например, та, где он в желтом костюме дерется с шестиметровым черным парнем.

Почему желтый костюм - моя любимая отсылка в Kill Bill

Остальную часть фильма героя играли несколько актеров-"клонов" Брюса в здоровенных солнечных очках на половину лица. Весь замут с комой был нужен для обоснования резкой перемены внешности - пуля раздробила голову и собрали то, что собрали.
В одной сцене даже приклеили фотографию Брюса к зеркалу для имитации отражения:

Подрисованное полотенце тоже выглядит трогательно

Вышел фильм примерно через 4.5 года после смерти Брюса Ли, и все эти годы студия беззастенчиво эксплуатировала образ актера, снимая кучу фильмов с его "клонами" - Брюсом Ле, Брюсом Лаем, Брюсом Люном и тд.
Появился целый жанр "брюсплотейшн":

Кстати, по всей этой тьме подражателей хорошо видно, во-первых, как вроде бы не самый выдающийся актер Ли разработал множество выразительных и запоминающихся жестов. А во-вторых насколько серьезно он прокачал хореографию боевых искусств - клоны постоянно норовят соскочить в привычные для них акробатические ужимки без веса и акцента в ударах.

То-есть продюсеры распоряжались мертвым Ли так же, как алчный санитар - телом Невесты, пока героиня Умы Турман лежала в коме свои примерно 4.5 года.

ну что, давай по-быстрому снимем Jackie and Bruce to the rescue?
ну что, давай по-быстрому снимем Jackie and Bruce to the rescue?

То-есть, резюмируя, желтый костюм (1) отсылает нас к фильмам о боевых искусствах, (2) подчеркивает, что герой идет драться в логово японских бойцов, (3) подчеркивает, что воскресшая героиня встала на путь мести, (4) намекает на скрытый финал дилогии (5) говорит, что режиссер думает о бессовестной эксплуатации образа погибшего актера

Последнее, конечно, иронично смотрится после выхода "Однажды в Голливуде", где Квентин и сам немножко поигрался в брюсплотейшн.

помятуя о "Бесславных ублюдках" я весь фильм надеялся, что в конце Тарантиновской версии с бандой Мэнсона разберется именно Брюс Ли. Хотя и у Питта вышло неплохо

Не могу сказать точно, на каком из этапов меня поглотила трясина СПГС, но, в общем, Тарантино - чертов гений)

Ну а для именинника (а есть у нас какое-то правильное слово для днерожденца?) напоследок хочу поставить хорошую песню.

93
25 комментариев

поскольку Орен Ишии крайне трепетно относилась к вопросу собственного происхождения и, не смотря на то, что была американкой, более всего дорожила своим восточным наследием, Беатрис Кидо выбрала костюм культового китайского актёра, чтобы поражение Орен было на всех уровнях: физическом и культурном.
Думаю, что подобная месть желто-полосатого шмеля ( тут идет подкрепление выбора костюма и одноимённой композицией ) - тонкий, жестокий и расчётливый троллинг со стороны Чёрной Мамбы, осознанный инструмент мести внутри самого фильма

12
Ответить

Кстати, да. Учитывая, что она и в бою троллила Беатрис в жанре "белые не умеют прыгать"

6
Ответить

как легенда нба карим абдул-джабар превратился в шестиметрового парня) вы имели в виду семифутовым или это просто шутейка?

12
Ответить

это мой знак уважения - в моих глазах он шестиметровый)

6
Ответить

Мол, мы с вами в одном культурном пространстве, круто же

То-есть, резюмируя, желтый костюм (1) отсылает нас к фильмам о боевых искусствах, (2) подчеркивает, что герой идет драться в логово японских бойцов, (3) подчеркивает, что воскресшая героиня встала на путь мести, (4) намекает на скрытый финал дилогии (5) говорит, что режиссер думает о бессовестной эксплуатации образа погибшего актера

¯\_(ツ)_/¯

4
Ответить

Ооо, Андрей, я помню твой супер коммент про эту многоуровневую отсылку :)

3
Ответить

таки дошло время оформить его)

2
Ответить