Почему стоит посмотреть «Андор», даже если вы не фанат Звёздных войн

Почему стоит посмотреть «Андор», даже если вы не фанат Звёздных войн

Make Star Wars great again?

Жизнь полна иронии. После бесконечного потока киносодержащих продуктов, идентичных натуральному шлаку по Звёздным войнам от Диснея, кто бы мог подумать, что сериал про второстепенного персонажа из какого-то там спин-оффа может оказаться вменяемым? Даже не так. Не просто вменяемым, а одним из лучших сериалов года и произведений по вселенной ЗВ вообще? Да не, бред какой-то! Наверное просто приснилось.

Куда уж там ему, если даже над всенародно любимым Оби-Ваном надругались, записали это на камеру и залили в сеть под видом сериала для любителей «экзотики» на Дисней+? Если подававший надежды Мандалорец скатился после бодрого старта, а Боба Фетт даже не успев стартовать? Ну какие вообще шансы у какого-то там Андора, и зачем они вообще взялись снимать про него сериал, делать нечего что ли? Даром, что Изгой-один хоть и скромный спин-офф, но при этом единственный хороший фильм по Звёздным войнам от Дисней. Всё равно уже семь лет прошло, кто-то помнит вообще такого персонажа?

Ну так что, помните меня?
Ну так что, помните меня?

Но вот какая штука. Когда у создателей есть талант, чёткое видение вселенной и материала, с которым они будут работать, когда написан толковый сценарий, а не какие-то импровизированные наброски на обоях кухни от пятилетнего сына продюсера, по которым снимали «новые эпизоды», когда, наконец, «эффективные менеджеры» вроде Кэтлин Кеннеди не вмешиваются в процесс и не мешают людям творить, тогда создать отличное произведение можно не то что про Андора, а хоть про какого-нибудь тускенского рейдера, ляшки танцовщицы-твилека или дроида-уборщика с планеты Эйпентак. Да про что угодно! И вот на наше зрительское счастье тут всё сошлось как раз так. За дело взялась талантливая команда под началом Тони Гилроя, сценариста таких культовых фильмов как Индентификация Борна, Адвокат дьявола, Большая игра, Армагеддон. А главное — человека, фактически спасшего от провала тот самый Изгой-один, возглавив в определенный момент пересъёмки, когда работа над фильмом зашла в тупик. Сделавшего этот фильм, собственно, одним из немногих светлых пятен в новой истории Звёздных войн. У команды было всего одно условие перед студией — не мешать им. И в Дисней, видимо, от отчаяния, но хоть раз прислушались к голосу разума.

Твоё лицо, когда Дисней попросил тебя помочь вытащить культовую франшизу из задницы.
Твоё лицо, когда Дисней попросил тебя помочь вытащить культовую франшизу из задницы.

Не стану рассказывать о сюжете, тем более тут отличной профессиональной рецензией накануне поделился пользователь DTF Дмитрий Козловский. Советую ознакомиться.

Изложу лишь самые главные плюсы сериала на мой взгляд, что выгодно отличают его от предыдущей… кхм «продукции» по ЗВ и поделюсь мыслями о будущем франшизы.

Во-первых, что сразу приятно удивляет, это понимание авторов, что вселенная Звёздных войн это не только «Сила», «Скайуокеры», «Татуин» и чёртов фан-сервис, а вне этих рамок ничего не существует. Ребята в отличие от предыдущих диснеевских «творцов» отлично осознают, что, оказывается, вселенная ЗВ велика и многогранна. В галактике множество планет (а не только, мать его, две планеты-пустыни), множество культур, обычаев и всего того, что наделяет галактику бурной жизнью. И это как раз тот аспект, что приводил в негодование едва ли не больше всего в так называемой «новой трилогии». Как обладающий колоссальными техническими и творческими ресурсами Дисней умудрился загнать столь масштабную вселенную в такие узкие и примитивные рамки самоповторов без капли фантазии и творчества, да ещё вложив такие средства? И, господи, впервые за долгие годы в ЗВ вернулось то самое чувство путешествия по галактике, где на каждой планете нас ждёт что-то новое и интересное. Это именно то чувство, что нам дарили и фильмы Лукаса, и культовые игры вроде Knights of the Old Republic или Jedi Knight.

Если сериал по ЗВ дарит ощущения, схожие с великой классикой, то это не может быть плохой сериал.
Если сериал по ЗВ дарит ощущения, схожие с великой классикой, то это не может быть плохой сериал.

Многие известные игры по ЗВ давали возможность поближе взглянуть на жизнь простых граждан далёкой-далёкой галактики, познакомиться с их бытом, проникнуться атмосферой тех или иных уголков мира ЗВ. И здесь это также наконец чувствуется в полной мере. И всё подчёркнуто серьёзным, местами даже суровым, взрослым тоном повествования. Промышленные планеты, дикие планеты, планета-тюрьма, добротно показанный, наконец, Корусант, где мы можем чуточку заглянуть в его закоулки и ощутить местный быт в тени бесконечных лабиринтов из бетона. Можем понаблюдать за какими-то обычаями коренных представителей тех или иных планет, поприсутствовать на проведении традиционных ритуалов. Всё это автоматически усиливает веру в происходящее. Настолько погрузился в эту атмосферу после Андора, что словил себя на мысли о желании вдруг перепройти Академию или Рыцарей старой республики. То есть желании поиграть в игры по вселенной, как в старые добрые, потому что вновь ожил интерес к ней. Это уже само по себе достижение.

Бурлящая жизнь на Корусанте.
Бурлящая жизнь на Корусанте.

Помимо разнообразия самих мест действия у авторов есть и понимание, что галактика при этом единый организм, где планеты взаимосвязаны политическими, торговыми и прочими отношениями, а значит есть те, кто всем этим заправляет и те, кто им противостоит. Как следствие — это интриги, подковёрные игры, политическая борьба, бесконечная бюрократия, какие-то финансовые и силовые институты и все прочие составляющие жизни в том или ином государственном образовании. Вот это было напрочь утеряно в так называемой «новой трилогии», где вообще не понятно, кто, где, откуда и зачем. Не было ощущения жизни в галактике. Впрочем, как и ощущения жизни в самой трилогии.

Следующая сильная сторона — персонажи. О, да, самому пока не верится, но впервые со времен лукасовских Звёздных войн могу порадоваться, что на экраны вернулись Персонажи. Не болванчики-заглушки, выскакивющие на пружинке из коробочки, чтобы раз в три минуты прокричать «Рээээээй». Не просто NPC в кадре, которые проговаривают написанные нейросетью реплики. Не просто бибикающие или милые игрушки, которые потом тоннами можно продать детям. И не юные волшебницы, постигающие тысячелетние премудрости силы за пару минут, кладя световой болт на всё наследие серии. Именно что персонажи в драматургическом понимании этого слова. У них есть некая предыстория, мотивация и развитие по ходу сюжета. Возможно, не все одинаково толково раскрыты в рамках одного сезона, например, та же сенатор Мон Мотма пока что тонет в хитросплетениях политических интриг и вопросах финансирования повстанческого движения, особо не двигаясь, и этот аспект немного проседает, но тут задел на второй сезон. Зато насколько получились другие, просто наслаждение!

Как же хорош Стеллан Скарсгард!
Как же хорош Стеллан Скарсгард!

Чего стоит герой Стеллана Скарсгарда — Лютен Раэль, ведущий двойную жизнь известного коллекционера и торговца галактическими редкостями, при этом одного из организаторов галактического подполья. Благодаря таланту именитого актёра и проработке самого героя перед нами один из колоритнейших персонажей, фигурировавших в ЗВ в принципе. Хитроумный, решительный, загадочный, готовый на неоднозначные моральные шаги ради цели, но будто бы в душе надломленный и преисполненный неким внутренним драматизмом, который ещё до конца не раскрыт. Или чего стоит осиное гнездо имперской службы безопасности, по сути местном гестапо, где все готовы друг другу перегрызть глотки ради того, чтобы выслужиться перед высшим начальством и продвинуться по карьере.

Полковник СС Ганс Лан... Ой, то есть агент имперской службы безопасности Дедра Меро прибыла.
Полковник СС Ганс Лан... Ой, то есть агент имперской службы безопасности Дедра Меро прибыла.

Среди них особенно выделяется фанатичная службистка Дедра Меро, персонаж которой в иные моменты напоминал мне незабвенного Ганса Ланду из Бесславных ублюдков. Если вы смотрели последних, то должно быть, понимаете, насколько это огромный комплимент персонажу подобного плана. Ведь это один из самых ярких антагонистов в истории кино. А ещё абсолютно неожиданный архетип карьериста-неудачника, старающегося любыми средствами пробить себе дорогу на службе империи и его безумная маман, которая вечно встревает в его дела и вообще едва ли не ругает за не надетую шапку. Крайне колоритная парочка. И ещё россыпь других заметных персонажей, каждый из которых к месту. Но отдельно хочу отметить вовсе нетипичное ощущение для Звёздных войн и массовых фильмов последних лет — шикарные по большей части диалоги и монологи. Блин, чувствуется, что они реально написаны людьми, а не нейросетями, как это принято в индустрии сейчас, а потому ощущаются живыми, захватывающими, увлекательными! Напоминаю, мы говорим про ЗВ от Диснея всё ещё. Мир воистину полон чудес.

Великолепная парочка. Просто охрененная, если я правильно понял.
Великолепная парочка. Просто охрененная, если я правильно понял.

Что любопытно, на фоне прочих, сам главный герой Кассиан Андор даже как-то теряется. Но не потому, что Диего Луна не тянет роль или сценаристы в погоне за проработкой остальных забыли о нём. Наоборот Диего заматерел, поднабрался актёрского опыта со времён Изгоя и воспринимается крайне органично. Просто сам архетип парня, видевшего в жизни некоторое дерьмо с самого детства, прошедший галактические 90-е и выживающего как может, а потом осознающего, что в жизни должна быть некая более высокая цель и посвятившего себя ей, не кажется настолько оригинальным как некоторые прочие архетипы в сюжете. Да и отчасти мы такое уже видели в исполнении Харрисона Форда. Может помните, был такой маленький персонаж в ЗВ когда-то — Хан Соло. Однако это не отменяет того, что за Кассианом и его жизненным путём очень интересно следить, он как персонаж лихой RPG — где-то хитрит, что-то крадёт, кому-то самозабвенно помогает, за что-то получает очки отступника, а в иных ситуациях проявляет себя как истинный герой. В общем, те штришки, которые были обозначены ещё в Изгое-один, здесь раскрываются гораздо глубже, и с этой точки зрения сериал уже полностью отрабатывает свою задачу как предыстория героя.

Это надо видеть!
Это надо видеть!

Ещё один несомненный плюс сериала — это креатив и полёт творческой мысли. Опять же, понятия, не свойственные ЗВ от Диснея вроде бы. То есть сценаристы не просто создали добротную историю и насытили её колоритными персонажами. Зачастую многие сюжетные моменты подаются ещё с выдумкой и огоньком. К примеру, если ограбление, то непременно на фоне безумно завораживающего метеорного потока, под который оно сюжетно подвязано. Ну а что, если у нас как-никак кино, в котором много космоса — надо же и хоть какие-то астрономические явления показать для убедительности, снабдив их даже собственной историей и значением. И тот факт, что сценаристы уделили внимание даже таким аспектам, многое говорит о них, как о людях, по-настоящему страстных в своей работе. Поразила и сцена похорон, напряжение в которой буквально сочится через экран и электризует воздух вокруг.

Имперский ОМОН пытается пресечь уличные протесты. 2022 г. холст, масло. И да, это всё ещё Звёздные войны.
Имперский ОМОН пытается пресечь уличные протесты. 2022 г. холст, масло. И да, это всё ещё Звёздные войны.

Ну а сцена побега из имперского конц-лагеря — это и вовсе одно из ярчайших киновпечатлений 2022 года. Даже не потому, что она как-то гениально сыграна сама по себе, а потому, насколько мастерски авторы нагнетают саспенс на протяжении пары предыдущих эпизодов, сначала поясняя правила существования в этой идеальной имперской тюрьме, а позже давая заключенным понять, что-либо они бегут сейчас, либо им конец, и вкупе с колоритным (как всегда) персонажем Энди Сёркиса всё в совокупности привело к такому эмоциональному взрыву, что просто хотелось кричать вместе с беглецами "Вперёёёёёёд!", когда они пошли на прорыв. Браво! Живые, искренние эмоции от кино/сериалов в наше время редкость. Так что это ещё одна заслуга Андора. После этого эпизода аж захотелось перепройти The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay почему-то. Из-за схожего накала страстей и сюжетной подоплёки вероятно.

The Chronicles of Andor: Escape from Imperial Bay
The Chronicles of Andor: Escape from Imperial Bay

И отдельное маленькое спасибо авторам, что не стали пихать в каждый кадр дурацкий фансервис, который в предыдущей продукции по ЗВ уже дошёл до абсурда. У нас ведь больше нечем удивлять и радовать зрителей, поэтому мы вам внезапно покажем вот того самого персонажа с 21й минуты пятого эпизода! Ну как, вы в шоке? Круто? Тогда продлите подписку и посмотрите следующий эпизод, там в концовке будет кто-то такой, что вообще закачаетесь, уууухъ! А посмотрите на корабль, это же тот самый корабль на котором летал тот самый ну он, вы же помните, да? Тут напрашивается невольно тот пресловутый мем. Ведь по факту рулят всем этим не творцы, а маркетологи, ставя очередные эксперименты на подопытной фокус-группе пытаются вызвать рефлекс как у собаки Павлова.

Реакция зрителей на очередной фансервис по мнению маркетологов Дисней.
Реакция зрителей на очередной фансервис по мнению маркетологов Дисней.

Но выезжать на фансервисе можно поначалу, но когда проходят годы, а у вас кроме него больше нечего дать зрителям, тогда возникают вопросы а-ля «может вы что-то не так делаете?», «может вам поискать более способных людей?», ну и «какого хрена вы вообще творите, а?». Команда Андора имеет в загашнике свои идеи, своё ясное и свежее видение проекта, готова действительно раскрывать и расширять вселенную вглубь, а потому этот фан-сервис им нахрен не сдался для успеха. Если он и есть, то максмимально дозированный и неброский. Да и то скорее как дань наследию, а не в попытках вызвать дешёвый вау-эффект и подкупить зрителя бусами. И в целом, что интересно — не будь Андор частью ЗВ, он не стал бы менее интересен, разве что потерял бы в некоторых узнаваемых деталях. А так это вполне самодостаточное произведение и вовсе не обязательно быть поклонником франшизы, чтобы с удовольствием его смотреть.

Нет, это не любовный интерес героя. Они просто друзья.
Нет, это не любовный интерес героя. Они просто друзья.

Так что, такой прямо вот идеальный весь из себя сериал получился? Да нет, что вы. Конечно и в Андоре есть свои болячки и вопросы к режиссуре. Например, бывают моменты, когда персонажи волшебным образом телепортируются с одной планеты на другую, надламывая логику и сбивая чувство времени между событиями. Не все герои одинаково полезны толково раскрыты. Изредка ощущается затянутость отдельных эпизодов, можно было и в 10 уложиться. Действо было бы ещё плотнее и динамичнее. Впрочем, не помню сериала, который бы не грешил растягиванием времени. Такова специфика данного подвида кино. Да и не все кастинговые решения удачны. Например, командирша группы повстанцев, участвовавших в ограблении, мне не показалась убедительной в своей роли. На мой взгляд мискаст. НО! На фоне всего что было до, а также объективных достоинств Андора на всё это не хочется пенять. Хочется сказать авторам искренее зрительское спасибо. За то что внезапно порадовали, когда казалось, что ЗВ уже безнадёжно забыта и похоронена под песками времени. Как же хорошо, что хотя бы авторы Андора не любят песок, ведь он грубый и жёсткий. А со зрителями так нельзя, ведь рано или поздно с таким подходом даже такая многомиллиардная и непотопляемая франшиза может кануть в лету.

В галактике никак без политики и плетения интриг.
В галактике никак без политики и плетения интриг.

Самый главный вопрос по итогу всего произошедшего: Андор — это первая ласточка возрождения Звёздных войн или просто единичное, случайное везение и франшиза за его рамками продолжит своё «увлекательное» исследование дна мирового океана? Многие на радостях успели символично окрестить Андора — Новой надеждой для ЗВ. И, чёрт возьми, хотелось бы разделять их оптимизм. Но когда-то похожая история произошла с Изгоем-один. После дико ожидаемого, но по итогу оказавшего громким пшиком, абсолютно серого и безыдейного седьмого эпизода, этот скромный спин-офф вышел и внезапно показал, что Дисней, оказывается, может нормально работать со Звёздными войнами и выдавать достойные фильмы. Которые могут согреть душу фанатов, но при этом вполне самодостаточные произведения со своим видением. И после Изгоя все выдохнули, подуспокоились, убедились, что не всё пропало и что вроде как Дисней учится на ошибках, а потому вновь с энтузиазмом стали ждать следующий номерной эпизод с мыслями «ну со второй попытки точно сделают круто». Ха-ха.

Спасибо Изгоям, что оставили светлое пятно в новой истории ЗВ, хоть и ценой своих жизней.
Спасибо Изгоям, что оставили светлое пятно в новой истории ЗВ, хоть и ценой своих жизней.

Дождались… Пресловутый восьмой эпизод и порнорежиссёр Райан Джонсон могли бы запросто забрать награду на AVN-awards в категории «Лучшая групповая сцена», потому что кроме как жесточайшим коллективным изнасилованием Звёздных войн, издевательством над зрителем, здравым смыслом и вообще кинематографом это недоразумение не назвать при всём желании. Когда восьмой эпизод похоронил новую трилогию окончательно и бесповоротно, а свернуть съёмки трилогии уже не было возможности, ведь конвейер должен работать, Джей Джей Абрамс попытался из ошмётков звёздной пыли сшить хоть какую-то затычку для киноэкранов и выдал девятый эпизод. Разумеется, безуспешно. Девятка уже была по сути пародией в стиле "да гори оно всё синим пламенем" и буквально цирком с конями, потому как на материале предыдущих двух «эпизодов» сделать что-то вменяемое физически было невозможно. Был ещё печально известный Хан Соло, который хоть и не так ужасен как эпизоды, но всё равно стал жертвой отсутствия чёткой идеи, видения, производственного ада и прочих прелестей жизни под крылом Диснея.

Кассиан уверенно идёт в следующий сезон.
Кассиан уверенно идёт в следующий сезон.

Ну а затем тонны качественного контента для Дисней+, где вишенкой на торте стал гениальный в своей глупости Оби-Ван. Это поразительный пример того как можно спустить в унитаз колоссальный потенциал проекта, для успеха которого, казалось, на руках было всё. И вот после всего вдруг Андор… Повторится ли история? Или всё-таки после такого в Диснее наконец возьмутся за голову, поставят у руля ЗВ вменяемых и талантливых людей и франшиза вновь с течением времени обретёт былое величие, а не будет дальше прозябать примерно на одном уровне с поделками какого-нибудь сидаба или асайлума? Конечно, хочется верить в лучшее, но пока, пожалуй, не стоит об этом переживать. Сейчас нужно просто радоваться, что в линейке ЗВ появилось достойное произведение, которое дарит искреннее удовольствие от просмотра. Да и как минимум второй заключительный сезон Андора нам точно обеспечен, и сомневаться, что он выйдет отличным, не приходится — над ним работает та же команда и им явно есть ещё что сказать и чем удивить. Такие Звёздные войны нам нужны!

P. S. Не забудьте посмотреть сцену после титров в 12й серии. Она ещё больше добавляет эмоционального окраса эпизодам в имперской тюрьме постфактум.

P.P.S. Всё вышеизложенное — мнение автора и может не совпадать с мнением редакции или читателей. А может и совпадать. Добро пожаловать в комментарии, если что (° ʖ °)

7676
53 комментария

Даа, Андор крайне хорош, это одна из лучших картин по звездным войнам, что выходили за последние несколько лет)

21
Ответить

Не верится, что дождались)

4
Ответить

Да очевидно было, что будет годный сериал, потому что рассказывает про обычного работягу никому неизвестного, а не про этих вечно зеленых джедаев и прочих около главных героев со своими масштабными целями и разговорами о силе

13
Ответить

Комментарий недоступен

21
Ответить

Это да, но помимо хорошей идеи нужно, чтобы за дело взялись талантливые люди, а главное, чтобы им не мешали. В этот раз наконец-то тот случай)

Ответить

Если я считаю Изгой-один лучшим фильмом по ЗВ, при этом не являясь фаном вселенной, Андор типо "must see" получается?

8
Ответить

Получается must see

12
Ответить