"По-мужски" с Антоном Лапенко

Мнение о камерной драме про страшное слово «маскулинность»

"По-мужски" с Антоном Лапенко

Спокойный Глеб (Антон Лапенко) и его хабалистая жена Полина (Екатерина Щербакова) вместе с двумя ее подругами решают отдохнуть на хай-тековой даче, но неожиданно на их участок прилетает пакет с мусором.

Его подбросил пьяный сосед — гопник Артур (Сергей Васин), который сначала хамит девушкам, а затем дает нарывающейся Полине пощечину. Поздно подоспевший к разборке Глеб заминает конфликт, а после начинает рефлексировать по поводу того, что не «ушатал» Артура.

Масло в огонь подливает и дующаяся Полина. Чтобы доказать (в первую очередь самому себя), что он настоящий мужик, Глеб идет к Артуру, но ничего хорошего из этого не выходит — их конфликт только обостряется

Аннотация с портала afisha.ru

Думаю, что подобная завязка будет знакомой для значительной части мужского населения СНГ. Как будто магическим образом, такой эпизод случается в тот или иной период жизни мужчины и выступает в роли развилки.

Налево пойдут те, кто защитит "честь" и близких инстинктивно, и скорей всего потом даже не вспомнят об этом эпизоде. Направо — избежавшие конфликта тихони, которые стерпят унижения и не смогут заступиться за себя или дорогого человека.

Вот как раз им и не избежать когнитивного диссонанса, кризиса маскулинности, самокопания и прокручивания этого эпизода перед сном в течение долгих лет. И далеко ходить незачем, достаточно вспомнить недавнюю историю пользователя DTF, бросившего жену и ребенка (не своего, если это важно) и убежавшего, после матерной перепалки с гопником.

Так вот, кто из обладателей этих двух архетипов тварь дрожащая, а кто право имеет? Поможет ли нам с ответом фильм «по-мужски»? Далее спойлеры

"По-мужски" с Антоном Лапенко

"А что я мог сделать? А если бы после моего удара, он бы упал, ударился головой и умер? Или пришел потом с друзьями и сжег наш дом?" прокручивает в голове Глеб. Но подобный аутотренинг не помогает ему оправдать собственную нерешительность, особенно под давлением окружающих. Жена всем своим видом дает понять, что перестает видеть в нем мужчину, ее подруги смотрят на него с презрением, лучший друг говорит, что проблемы нужно решать кулаками. Что уж говорить, даже сам антагонист не раз удивится: "Как ты мог такое схавать?"

Кадры низкого разрешения, так как фильм еще идет в кинотеатрах
Кадры низкого разрешения, так как фильм еще идет в кинотеатрах

Все это приводит череде попыток героя восстановить в себе мужское начало, и одна оказывается нелепее другой. Все из-за того, что Глеб пытается быть тем, кем не является. Вот от зашел в гости к Артуру на следующий день с просьбой извиниться, но тот его послал на***, и он ушел, не зная что ответить.

Вот, напившись ночью, он идет к дому Артура выяснять отношения, выкрикивая оскорбления и угрозы. Но все что он сделал, это напугал его жену и детей (Артур был на работе), перед которой пришлось извиняться. Дальше — хуже, но рассказывать не буду, чтобы был интерес посмотреть самим. В какой то момент у Глеба получается одержать маленькую победу — он пошел разобраться с громким соседом (по городской квартире, второстепенный персонаж) и получить от него по лицу.

"По-мужски" с Антоном Лапенко

Вот она, та самая доза тестостерона, после которой можно заняться с женой жестким сексом, как в том боевике, грозно попросить закурить у подростка на площадке и спровоцировать толпу гопников, бряцая перцовым пистолетом. Но бывалых впечатлить такой игрушкой не вышло, и Глеба просто погнали под задорные смешки. Воздушный замок сдуло ветром, и психика героя начала подталкивать его к финальной точке.

Мысль авторов считывается довольно ясно, во всем виновато пресловутое общество со своими гендерными стереотипами и патриархат в частности. Он ломает жизнь Глебу, оказавшемуся не готовым к иерархической борьбе, идущему против своего естества и совершающим в итоге непоправимое.

"По-мужски" с Антоном Лапенко

Перемалывает и Артура, который учит жену ее роли побоями и при этом тянет ее и детей на себе, не жалуясь на тяжесть жизни, ведь мужчинам нельзя.

По касательной получает и жены. Супругу Глеба с практически закрашенным бинго независимости (чайлдфри, не готовит/убирает, работает даже из отпуска) разрывает от противоречий, ведь хоть она самодостаточна и прогрессивна, ее муж должен подраться за нее, если она спровоцирует на конфликт маргинала, ведь она же девочка, а он мальчик. Жена Артура же — типичная заложница абьюзера со стокгольским синдромом, готовая пожалеть и прикрыть его в любой ситуации. Hear me out. Patriarchy.

"По-мужски" с Антоном Лапенко

И надо отдать должное, создателям удалось превратить такой, казалось бы не слишком притягательный для нашего зрителя посыл, в настоящий интертеймент. Весь фильм тебя постоянно бьют разрядами кринжа разной мощности, отчего все время хочется продолжать узнавать, что будет дальше. А это, пожалуй, наиболее важное качество для кино.

Если придираться, в "По-мужски" слишком удобный образ жены Глеба для истории (если она была более ответственной в выполнении своего "брачного контракта" переложить часть вины на нее было бы сложнее). Но даже с таким "удобным" образом я не уверен, что получил те эмоции, которые хотели от меня авторы в сцене катарсиса Глеба.

В ней он говорит, что "Правильно он сделал, что тебе *бнул", мотивируя это ее противоречивой натурой, о которой я говорил ранее, и нежеланием брать на себя ответственность. Наверное зритель должен был почувствоваться некое "торжество справедливости", но я ощутил те самые, родные разряды кринжа, которые уже к тому моменту успел полюбить.

Еще нельзя упомянуть пошловатую концовку, которая нас будто бы пробуждает пощечиной с фразой "все таки вы смотрите фильм, а не срез жизни", наверное можно было придумать что-то изящнее. Но в целом — это яркий дебют, и не в последнюю очередь силами Антона Лапенко, судя по результату, очень ответственно подошедшего к этой драматической роли.

"По-мужски" с Антоном Лапенко

Возвращаясь к нашему изначальному вопросу, "А как все таки надо было поступить в той ситуации?"

Так как во всем виновато то самое Общество с его смысловыми болячками, герои "По-мужски" выступают скорее в роли нарративных инструментов. Фильм никак не помогает в ответе на этот вопрос, такой цели нет, так что с вашими "мужскими" решениями и их последствиями жить вам самим. А пока живете, можете сходить в кино

111111
137 комментариев

интертейментОткуда вы лезете, блядь?

55
Ответить

Фром зе ворлдвайд веб, камон

27
Ответить

А что не так? По-моему очень affordable.

6
Ответить

Я понимаю, что блюстители чистоты языка — бдят, но лучше бы настоящих преступников ловили

6
Ответить

Троглодиты как есть.
Каждый знает, что правильно "[э]нтертейнмент".

1
Ответить
Ответить

Глебу нужно было просто спросить совета на одном интернет ресурсе. А потом пойти и насрать Артуру под дверь.

48
Ответить