ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА: кафкианский ужас и абсурдное путешествие по сознанию

Что-то мне подсказывает, что многие из смотрящих это видео хоть раз испытывали тревогу или нервозность при виде доблестных сотрудников правопорядка, которые, казалось бы, просто проходят мимо. По крайней мере, такой вывод я могу делать исходя из опроса Левада-центра, (внесен в реестр иноагентов), который показал, что только 41% россиян считают, что полиция заслуживает доверия.

И именно на этом ощущении недоверия к полиции и работает фильм “Человек из Подольска”. По крайней мере, так кажется на первый взгляд.

Главного героя, Николая, внезапно задерживают сотрудники полиции, хотя, казалось бы, он ничего не нарушал. В полицейском участке начинается стандартная установка личности, однако постепенно вопросы полицейского становятся все более абсурдными.

Происходящее на экране все меньше напоминает работу правоохранительных органов, а полицейский участок превращается из обычного административного здания в безумный лабиринт, где есть место как для барабанной установки, так и для лаборатории со странными вроде как медицинскими аппаратами и теплицы с рассадой.На весь этот кафкианский кошмар можно посмотреть с двух сторон: с одной стороны нелепые и на первый взгляд абсурдные методы работы полиции выглядят очень забавно: героя заставляют то петь, то танцевать, то попробовать домашние огурчики. Дикость и трешовость событий забавляет, и к этому относишься как к комедии, да и вообще жанр фильма как-бы комедия.Однако с другой стороны беспомощность героя и вседозволенность полиции, несмотря на происходящий абсурд, воспринимается вполне реалистично и тревожно, а когда Николай начинает сопротивляться и возмущаться происходящему, ему намекают, что будет если он не начнет сотрудничать, и фильм превращается в бытовой хоррор о вседозволенности полиции.

ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА: кафкианский ужас и абсурдное путешествие по сознанию

На таком стыке смешного и страшного балансирует фильм по началу, однако чем дальше мы смотрим Человека из Подольска, тем меньше действия органов правопорядка напоминают издевательскую репрессивную машину, и все больше начинают походить на эдакую экзистенциальную полицию.

Вопросы, которые полиция задает Николаю, поначалу выглядят максимально абсурдно и бессмысленно: сколько человек живет в Подольске, какой институт оканчивал главный герой, какого цвета стены в подъезде его дома… Однако через ответы перед нами постепенно возникает такой знакомый и привычный образ, который отлично описывается как “Человек из Подольска”.

Полицейские наводящими вопросами выстраивают личность главного героя, разочарованного в жизни. Николай живет в нелюбимом городе, который считает отсталой провинцией, отучился в институте на историка, ходя до истории ему нет никакого дела, работает на нелюбимой низкооплачиваемой работе. Все проблемы на личном фронте и неудачи в попытках стать музыкантом герой списывает на внешние обстоятельства: вот тут жена нашла мужчину получше, а в этой стране никому не нужна его музыка, в отличие от Европы, где люди толпами идут на фестивали.

ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА: кафкианский ужас и абсурдное путешествие по сознанию

Диалоги с полицией также приобретают другой окрас: если в начале фильма над главным героем как будто откровенно издеваются, то ближе к финалу мы видим столкновение двух взглядов на один и тот же мир. Не зря в начале полицейский говорит, что проводит воспитательную работу.

И здесь, как мне кажется, фильм делит зрителей на два лагеря. По итогу просмотра вы можете оценить Человека из Подольска как экранизацию кафкианского кошмара, в котором герой оказывается пойман в бесконечную и бессмысленную ловушку, или же взглянуть на происходящее как на работу экзистенциальной полицией, которая задержала героя, чтобы вытащить его из рутины бессмысленного существования.

Какую сторону займет зритель – это дело зрителя, что касается Николая, то его мнение о происходящем вокруг выливается в одну из самых ярких сцен фильма (которую, будем честны, режиссер отчасти подглядел у Ханеке).

Человек из Подольска – это яркий и необычный авторский фильм, который я бы посоветовал всем неравнодушным к отечественному кинематографу. Режиссер умело балансирует на стыке жанров, где комедия абсурда соседствует с напряженным триллером, а открытый финал не навязывает зрителю одну точку зрения, позволяя, как говорится, все выводы сделать самому.

ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА: кафкианский ужас и абсурдное путешествие по сознанию
1515
5 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

это например какими?
как часто они случайно подстреливают кого то или штурмуют чей то дом?

1
Ответить

Посыл фильма то какой? Надо брать пример с настоящих полицаев?

Ответить

Нет никакого посыла. Смотрел эту постановку в театр.док
Тот самый случай, когда хайп поднялся только из-за участия полиции. Зачем-то копипастнули процесс Кафки.
Идея сама по себе была не плоха, но не дожали, слабо очень. Сколько обзоров не читал из хвалебных примерно все такие же, как у автора - вода.

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить