То, что провернул "Шерлок" с Кумбурбутчем, аж 80 лет назад провернул "Шерлок Холмс" с Рэтбоуном!

Кажется, я знаю, откуда пошла тенденция современных переосмыслений культового героя с бесконечными отсылками. Делюсь впечатлениями, наблюдениями и личным топом фильмов про Шерлока Холмса 1939-1946 годов.

То, что провернул "Шерлок" с Кумбурбутчем, аж 80 лет назад провернул "Шерлок Холмс" с Рэтбоуном!

При всём уровне задротства по вселенной Шерлока Холмса, я каким-то образом постоянно обходил стороной серию фильмов про Холмса с Рэтбоуном в главной роли. А ведь зря!

Зря не потому что фильмы выдающиеся... Увы, многие из них оказались посредственными. Но после просмотра нескольких фильмов серии я убедился в следующем:

Именно рэтбоуновский Шерлок открыл ящик Пандоры!

То, что провернул "Шерлок" с Кумбурбутчем, аж 80 лет назад провернул "Шерлок Холмс" с Рэтбоуном!

Кажется, именно с него начали черпать вдохновение современные хайповые экранизации по типу камбербэтчевского Шерлока. Посудите сами.

  • ПЕРВОЕ: кино с Рэтбоуном - вовсе не экранизация. Это серия самостоятельных фильмов лишь ПО МОТИВАМ произведений Конан Дойла.

А мы-то знаем, насколько современные авторы не любят покадрово экранизировать рассказы про Холмса. Сегодня этот персонаж перестал быть детищем одного автора и стал общественным достоянием. И как бы я не хотел увидеть серию обычных расследований-приключений сыщика, на это пошли лишь фильмы с Джереми Бреттом, оказывающие сегодня снотворный эффект.

Право же, осилил лишь пару серий "Холмса" с Джереми Бреттом, несмотря на то, что канон. Канон лишь в книгах хорош, а здесь он чопорный, нудный и затянутый. Но речь не о нём...
Право же, осилил лишь пару серий "Холмса" с Джереми Бреттом, несмотря на то, что канон. Канон лишь в книгах хорош, а здесь он чопорный, нудный и затянутый. Но речь не о нём...
  • ВТОРОЕ: это серия блокбастеров, или ФРАНШИЗА с набором отсылок и пасхалок.

Того сиди, гляди да тыкай в экран со словами “ой, это же фраза из Жёлтого лица”, "ой, а это те самые пять зёрнышек апельсина”, “ой, а это как в Знаке четырех”.

То, что провернул "Шерлок" с Кумбурбутчем, аж 80 лет назад провернул "Шерлок Холмс" с Рэтбоуном!
  • ТРЕТЬЕ: рэтбоуновский Шерлок настолько задал тенденцию франшизы для фанатов, что камбербэтчевский Шерлок и даунимладшевский Шерлок отсылались не только на КАНОН, но и на фильмы с Рэтбоуном.
Гифка со звуком! ОТСЫЛОЧКА!
  • ЧЕТВЁРТОЕ: события некоторой части фильмов с Рэтбоуном были перенесены… В СОВРЕМЕННОСТЬ. А современность того времени - Вторая мировая. А не припомните, какой ещё сериал про Шерлока переносил действия в современность?

Вот-вот, многим чем отличился Шерлок с Камбербэтчем, почти сто лет назад уже отличился Шерлок с Рэтбоуном. Хотя он больше напоминает комиксы про условного Бэтмена, в разных изданиях которых снова встречался не менее условный Джокер с новый вариацией противостояния.

ГИФКА СО ЗВУКОМ! Бибисишный Шерлок ждёт, как заповедовал РЭТБОУН!

Посудите сами. Мало того, сюжеты фильмов не связаны между собой...

...и мало того, что действия происходит как в 19 веке, так и во время Второй мировой войны…

...так здесь три раза появляется Мориарти в исполнении трёх разных актёров!

То, что провернул "Шерлок" с Кумбурбутчем, аж 80 лет назад провернул "Шерлок Холмс" с Рэтбоуном!

И эти версии Мориарти никак не связаны друг с другом, словно это не имя конкретного соперника Холмса, а имя нарицательное, несущее в себе мощь криминального ума.

И все трое Мориарти по итогу падали в какую-то пропасть и подыхали. Упс, спойлер! Но назови их как-нибудь по-другому, ничего бы не изменилось. Не чувствовалось в них особой угрозы или харизмы.

ГИФКА СО ЗВУКОМ! Найди 10 отличий

Пройдёмся по плюсам и минусам, минусам и плюсам...

То, что провернул "Шерлок" с Кумбурбутчем, аж 80 лет назад провернул "Шерлок Холмс" с Рэтбоуном!

+ Каждый фильм идёт всего от 60 до 80 минут. Это даже меньше, чем серия Шерлока с Камбербэтчем. Никаких филлеров и растянутых сцен, только сюжет. Фильмы будто осознают, что не являются чем-то большим, чем лёгким развлекаловом для фанатов на вечер, потому оставляют в себе лишь самое интересное, отчего и щёлкаются как орешки. Учитесь, современные блокбастеры, раздутые до двухсполовинойчасов!

И даже при таком небольшом хронометраже некоторые сюжеты умудряются вызывать по разным причинам скуку.

+ Рэтбоун в образе Холмса прекрасен. Ибо каноничен: и ум, и характер, и внешность. Истинный джентльмен, по-доброму подстёбывабщий Ватсона.

После того, как Холмса перемещают во времена Второй мировой, его фирменный лук меняют на одеяние скучного полицейского инспектора, у которого нет чувства вкуса. Куда глядели ответственные за костюмы? Зачем его так наряжать?

То, что провернул "Шерлок" с Кумбурбутчем, аж 80 лет назад провернул "Шерлок Холмс" с Рэтбоуном!

Ватсон - дурачок. Я конечно понимаю, что он во многом должен уступать Холмсу, чтобы тот на контрасте с ним выглядел умным. Поэтому Ватсона изображали и тормозом, и мальчиком на побегушках… Но я не помню, чтобы его изображали умственно отсталым с почти нулевым уровнем айкью. Теперь запомню!

ГИФКА СО ЗВУКОМ. А это моя любимая сцена со здешним Ватсоном. В первый раз ржал в голос :))

+ С другой стороны, к такому Ватсону привыкаешь, он несёт на себе всю комедию, разбавляя пафос интриг, в которых вертится Холмс. А их тандем с Холмсом получился весьма забавным и душевным.

+ У этих фильмов есть свой вайб - вайб мира черно-белого кино. Где-то наивного, где-то карикатурного, но такого славного и милейшего. Холмс и его окружение так органично существуют в этом мире, им так идут чёрно-белые тона и местами куцая, но очаровательная постановка... НРАВИЦА!

Ватсон так палевно смущается, когда Холмс о нём тепло говорит. Так происходит почти в каждом фильме. Ути пути

Если мы хотим наблюдать за тем, как Холмс разгадывает преступления и разоблачает преступника, которым оказывается Мистер Твист, то увы… Несмотря на профессию главного героя, здесь преступно мало самого детектива. Детективные линии, которые есть - скупы, а Холмсу особо негде проявить свою дедукцию. От этого страдает главное - сюжеты. Они здесь - набор отсылок, выстроенных в формулу шпионского триллера.

Военная тематика. С одной стороны, фильмы снимались во времена Второй мировой, и тогдашним зрителям была необходима антинацистская повестка. С другой стороны, Холмс как бы вне политики, а причина, по которой после двух первых фильмов его перенесли в 20 век, в актуалочке “Нет нацизму”. Крч, военная тематика сделала фильмы хуже, раз, сама по себе она мне не близка, два. Насытился, спасибо...

У фильмов с Рэтбоуном есть слабость к подобным эпилогам. Можем ли мы за это их винить? Низнаю

Что ж, настало время сказать о каждом фильме по паре слов!..

Личный ТОП-10 фильмов про Шерлока Холмса с Бэзилом Рэтбоуном!

К сожалению, в топ не вошли ЧЕТЫРЕ фильма.

Из них "Шерлок Холмс и голос ужаса", "Шерлок Холмс и секретное оружие" и "Шерлок Холмс в Вашингтоне" не вошли из-за военной тематики. Никакого интересного сюжета и дедукции там нет. Включая их, я в скором времени засыпал. В "Секретном оружии", разве что, появлялся Мориарти во второй половине, но ничего интересного он не провернул.

И в топ не вошла... "Собака Баскервилей". Насколько я знаю, в отличие от остальных, этот фильм куда прочнее упирается на исходный материал. А классическая "Собака Баскервилей" - одна из самых скучных историй о Холмсе. НА МОЙ СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД, КОНЕЧНО!

Итак...

10 место. "Шерлок Холмс перед лицом смерти"

Происходят убийства в доме Месгрейвов. Тут и загадки поместья, и шахматная игра на полу и прочие квесты. Но меня никогда не увлекали квесты, да и обставлены они скучно. Зато финал шикарный, Холмс красиво разоблачает и обыгрывает преступника.

9 место. "Женщина в зелёном"

Некто убивает бедных девушек на улицах Лондона, словно Джек-Потрошитель. Какая интригующая завязка! Но Холмсу не остаётся ничего как тыкнуть пальцем в небо, и сказать, что за всем стоит профессор Мориарти! А ещё здесь есть гипнотизёрша. А ещё Холмсу предстоит не упасть с крыши высокого здания. По-детски наивная, не шибко интересная история, где рулит не сюжет, а отсылки и пасхалки.

8 место. "Паучиха".

Или Женщина-Паук. В оригинале СПАЙДЕР ВУМАН! Лайк за название!

Лондон в панике от серийных самоубийств, а Холмс погибает на отдыхе в Шотландии, упав в овраг. Но, конечно, великий детектив на самом деле лишь инсценировал свою смерть. Как? Не важно.

В следующие минуты он воскресает и говорит, что за всем стоит… Какая-то женщина. Вовсе не Ирен Адлер, но женщина, чей ум может посоревноваться с умом Мориарти.

Как он догадался о том, что это она стоит за убийствами? Тоже не важно. Интуиция, наверное. Холмс будет играть с ней в кошки-мышки, мол, кто кого раскусит первым? Эти интриги так напоминают мне одно аниме... Хм, вертится на кончике языка… Что-то там про Тетрадку и смерть.

7 место. "Замок ужаса"

В старом замке члены одного мужского клуба поочередно получают конверт с зернышками апельсина и погибают. Кто же убийца??? И финал удивляет. Ведь не так важно, кто УБИЙЦА, сколько то, кто УБИТЫЕ?! А вот что было между завязкой и развязкой, я не помню, были и погони, и приключения, и шутки, но ничего не зацепило. Надо пересмотреть!

6 место. "Прелюдия к убийству"

Классический случай, когда к Холмсу обращается клиент с пустяковой, но крайне любопытной загадкой, из которой последует цепь преступлений, в свою очередь выливающаяся в нечто более масштабное. Всё начинается с попытки похищения дешёвой музыкальной шкатулки, которая служит причиной убийств в дальнейшем, а ответ всех неприятностей кроется в мелодии, что звучит из этой шкатулки!

Увы, Холмс быстро понимает, кто за всем этим стоит и просто действует в открытом конфликте с плохишами. Занятная криминальная история, которой так не хватило интриги.

5 место. "Погоня в Алжире"

Холмсу поручают сопровождать принца Восточного царства, дабы никто даже не покусился на его жизнь. Снова преступники нам известны с самого начала, зато Холмс красиво и многократно из обыгрывает на наших глазах. Фильм полон юмора и интриг, а в конце радует ещё и небольшим твистом, что отметит выдающийся ум Шерлока Холмса. Жаль лишь, что детектива не завезли...

4 место. "Жемчужина смерти"

Холмс возвращает похищенную драгоценную жемчужину на место, но её тут же крадут. Очевидного подозреваемого задерживают, но ввиду отсутствия улик отпускают. Следом происходят серия убийств... Но, как мы знаем, если в одном фильме происходят два разных преступления, они по умолчанию должны быть связаны между собой, правда ведь?

Но на самом деле всё строится не только на смелых догадках Холмса, как может показаться в начале. А история - весьма занимательная версия рассказа "Шести Наполеонов". Хотя здесь всё-таки немного перемудрили и растеряли по ходу сюжета всю интригу, но да ладно...

3 место. "Багровый коготь"

Занимательная детективная история с отсылками на Собаку Баскервилей. В некой деревушке по болотам шастает привидееение! Да ещё людей убивает. А привидение это - кто-то из жителей деревушки. И, о эта величайшая штука грим, мы в какой-то момент увидим убийцу в лицо, но всё равно его не узнаем! Только когда в конце фильма его личность раскроют, мы закричим:

"Аааа так это ооон, как я не узнал!!!"

2 место. "Ночной террор"

Холмсу поручают охранять очередной драгоценный камень в декорациях поезда, несущегося в Эдинбург. Конечно, его похищают, а человека, при ком не оказалось алмаза, убивают. И начинается весьма активное расследование, которые становится смешным, когда Ватсон хочет попытаться в сыскной деятельности самостоятельно.

Холмс, в свою очередь, интуитивно тыкает в небо и сообщает, что за похищением стоит сам полковник Моран! Но никто не знает, как он выглядит, поэтому детективная история, хоть и ненадолго, сохраняет интригу, балуя под занавес твистом!

1 место. "Приключения Шерлока Холмса"

Это безупречный лидер среди всех фильмов с Рэтбоуном. Мне нравятся здесь живая динамика взаимоотношений героев. Нравятся характеры персонажей и их место в истории. Нравится наиболее каноничная и уютная для Холмса атмосфера Лондона 19 века с его туманами и кэбами.

Сюжет вместо напыщенного таинственного пафоса прокладывает продуманную драматургию, где найдётся место и приключениям, и погоням, и убийствам, и драме, и юмору, и Мориарти, и дедукции, и отсылкам. Всего по чуть-чуть, но все эти элементы так сбалансировано и вкусно преподнесены, что кино смотрится максимально нескучно и увлекательно в сравнении с предыдущими примерами из топа.

Конечно, этих комплиментов "Приключения Шерлока Холмса" удостаиваются сугубо в сравнении с остальными фильмами серии. Так как местами и это кино валяет дурака, когда Мориарти хочет показать себя непревзойдённым гением преступного мира, хе-хе.

Завершающая писанину, гифка со звуком - в студию!

Танцует, кстати, переодевшийся Холмс. Он вообще часто переодевался на протяжении всех фильмов, всё как по канону!

P.S. Если вам понравилась статья, заходите подписаться на мой блог. Время от времени пишу там что-то интересное :)

138138
39 комментариев

Лучший Холмс все равно в исполнении Ливанова

21
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

Я ждал здесь этот комментарий 😁☝️

3
Ответить

Совершенно согласен. Как бы мне не понравились Фильм с Дауни младшим и сериал с Камбербэтчем, когда я после этого посмотрел Холмса в исполнении Ливанова (а также прочитал оригинал) - первые два показались мне просто посредственным дерьмом в сравнении. А человек который вам ответил скорее всего просто не смотрел лучшего Шерлока. Я бы назвал это синдром клоуна - желание сделать высер по теме в которой ничего не понимаешь.

1
Ответить

Спасибо за такой обзор! Я далеко не фанат приключение Холмса, но при этом и версии с Кукумбером, и версии с Ливановым, и версии с Тони Старком — ставил не меньше 8/10. А про этот черно-белый вариант слышу впервые (не фанат же). И уж точно теперь посмотрю минимум первые три серии в твоём ТОПе.

11
Ответить

Ееее) Приятного просмотра. Как говорится, фильмы не шедевр, ни лучший Шерлок, но имеет историческую ценность, что-ли )

Тони Старк, Кумбумбутч, Ливанов - навсегда в нашем сердечеке ❤️

2
Ответить

Рэтбоун - классический образ, и вправду много на что из позднейшего повлиял :)

1
Ответить