Во власти ритма. Как режиссёры контролируют своего зрителя

Ритм и пауза — важнейшие инструменты в арсенале поэтов, сценаристов, режиссеров — да вообще всех творцов. Почему?

Во власти ритма. Как режиссёры контролируют своего зрителя

Человек – существо изначально ритмичное. С самого рождения в нем живёт ритм нашего пульса. Умение слышать, различать и интерпретировать ритм было залогом выживания. Искусство научилось превращать эту естественную склонность в важный инструмент воздействия. Но как именно оно управляет нашим вниманием и эмоциями?

Что такое ритм?

Прежде всего, ритм – это определенная структура, внутри которой развивается действие. Помимо микро-ритмов, в каждой монтажной фразе или эпизоде существует более общий, глобальный ритм фильма. Многие режиссёры на подготовительном этапе работы над фильмами рисуют своеобразные графики развития действия и эмоций, на которых видно, как насыщенные действием, полные информации сцены в фильме перемежаются более спокойными.

​Иллюстрация из книги Федора Савельевич Хитрука «Профессия аниматор». Здесь можно увидеть, как разными цветами и символами режиссёр отображает настроение и ритмический рисунок эпизодов.
​Иллюстрация из книги Федора Савельевич Хитрука «Профессия аниматор». Здесь можно увидеть, как разными цветами и символами режиссёр отображает настроение и ритмический рисунок эпизодов.

Ритм может быть монотонным, динамическим или на первый взгляд хаотичным, но он всегда присутствует в каждом произведении.

​Ритм в абстрактной визуальной композиции. Даже без нарратива ритмический рисунок способен захватить наше внимание.
​Ритм в абстрактной визуальной композиции. Даже без нарратива ритмический рисунок способен захватить наше внимание.

Ритм каждого эпизода задаёт определенное настроение, настраивает зрительское восприятие, контролирует наше внимание. От того, какой ритм задаёт автор, мы испытываем определенные эмоции. Это легко прочувствовать на примере стихов.

Так звучит ода Ломоносова:

Пускай земля, как Понт, трясет,

Пускай везде громады стонут,

Премрачный дым покроет свет,

В крови Молдавски горы тонут.

А так - «Онегинская строфа» Пушкина:

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра.

От характера ритма зависит то, какую именно эмоцию будет чувствовать зритель. Монотонные, репетативные ритмы затягивают зрителя и характерны для триллеров и фильмов ужасов. Стоит, например вспомнить кадры из фильма «Сияние» Кубрика, когда маленький Дэнни едет по бесконечным коридорам отеля на своём маленьком велосипеде. Движения мальчика, поток проносящихся мимо дверей, всё это оказывает почти гипнотическое влияние на зрителя. Затем появляется самая сильная ударная доля в этом эпизоде – появление близняшек. И пауза.

Вставить слёзы здесь

Пауза похожа на знаки препинания в предложении, но помимо того, что она может разделять разные по настроению эпизоды, пауза даёт зрителю возможность пропустить через себя ту эмоцию, к которой его готовил ритмический рисунок эпизода. Если сказать, что ритм — это энергетика эпизода, то пауза становится местом, где вся эта энергия выстреливает.

Можно вспомнить две сцены, которые наверняка нанесли многим неизлечимую душевную травму в детстве – смерть мамы Бэмби и смерть Муфасы.

Оба эпизода выстроены сходным образом:

​Быстрый, ритмичный монтаж, нарастающее напряжение, кульминационный момент…
​Быстрый, ритмичный монтаж, нарастающее напряжение, кульминационный момент…

И медленные долгие планы, которые навсегда оставят шрамы в душе зрителя:

Во власти ритма. Как режиссёры контролируют своего зрителя

Именно пауза позволяет зрителю прочувствовать важность момента, ощутить полноту заложенной эмоции и посопереживать герою.

Обратите внимание, как темп повествования замедляется перед падением Муфасы. Пауза позволяет усилить напряжение. Сцена становится тяжелее эмоционально.

Как сделать движения понятными

Анимация во многом полагается на ритм и паузу в общении со зрителем. Движения персонажей в кадре анимационного фильма в высшей степени рукотворны. Аниматоры тщательно подбирают тайминг каждого движения, потому что в том числе от его ритма зависит то, как зритель воспримет действия каждого персонажа. Пауза здесь тоже играет ключевую роль – она позволяет зрителю оценить движение и произведенный им эффект, кроме того, она выполняет и вполне утилитарную функцию – разделяет разные движения, делая сцену более читаемой и понятной.

Особенно ярко это заметно в таком явлении, как сакуга. Сакуга – понятие из японской анимационной индустрии, обозначающее высокобюджетную сцену с высочайшим уровнем анимации. Обычно это очень насыщенные действием экшн сцены, включающие битвы и разрушения.

В качестве примера можно привести работу аниматора Норио Матсумото в сериале «Наруто».

В боевых сценах персонажи обмениваются сериями быстрых ударов. После цепи стремительных выпадов следует мощный удар и затем пауза в виде слоу-мо, после чего персонажи вновь ускоряются. Подобный приём можно заметить у многих аниматоров, потому что это делает размашистую и быструю анимацию более понятной для зрителя и к тому же усиливает эффект от ударных долей, позволяя прочувствовать вложенную в движение энергию.

Ритм и пауза как источник юмора

Что человек считает смешным? Что вызывает у нас улыбку? Смех – это реакция на неожиданное событие, переворот в привычном. Ритм задаёт нам правила игры, рамки нормы для конкретной сцены. И когда эти правила нарушаются, возникает смешное. Для того, чтобы отреагировать и отсмеяться, зрителю необходимы паузы.

Обратите внимание на то, как работает речь в ситкомах. Быстрая переброска репликами или стремительно выпаливаемый монолог, затем маленькая пауза перед панчлайном (финальной, добивающей фразой в шутке) и затем пауза подольше — чтобы зрители и персонаж могли отреагировать. При этом у каждого героя есть свой ритмический рисунок и темп, с которым он разговаривает. Например, в сериале «Клиника» («Scrubs») доктор Кокс обладает уникальной манерой очень быстро и экспрессивно бранить каждого попадающегося ему под руку несчастного. Большая часть юмора содержится не столько в словах, сколько в ритмической манере подачи монолога.

Работающие над диалогами в ситкомах сценаристы, если они, конечно, профессионалы, очень серьёзно подходят к ритмизации своих текстов. В основном она достигается за счет использования ключевых слов и фраз, которые несколько раз повторяются в диалоге, превращая его в подобие рифмы. Как пример можно взять диалог Барни Стинсона и Теда Мосби из ситкома «Как я встретил вашу маму».

Барни: Во-первых, сбрей козлиную бородку, она не идет к твоему костюму!

Тэд: У меня нет костюма.

Барни: И во-вторых, купи костюм!

Ритм в кино

Ритм и пауза являются универсальными инструментами любого произведения искусства. Каждый автор использует их силу для управления вниманием зрителя и его эмоциями. Но некоторые позволяют ритму не просто обслуживать идею, а играть главенствующую роль в повествовании. Одним из таких творцов является режиссёр Уэс Андерсон.

Фильмы Андерсона достаточно сюрреалистичны по сюжету. Персонажи часто гротескны, а их действия абсурдны. Для того, чтобы удерживать зрительское внимание и собрать всю эту конструкцию в хорошее повествование, Уэс Андерсон полагается на ритм.

Уэс в своём кино стремится подчеркнуть рукотворность происходящего, он снимает не обычные фильмы, а скорее что-то среднее между театральной пьесой и заводной музыкальной шкатулкой. Каждое его режиссёрское решение подчинено ритму — кадра, действия, повествования.

Его работам свойственна симметричная композиция с главными акцентами в центре кадра или рядом с центром.

В композиции кадра тоже есть свой ритм. Например, Андерсон тяготеет к ​симметричным композициям с главными акцентами в зоне центра. 
В композиции кадра тоже есть свой ритм. Например, Андерсон тяготеет к ​симметричным композициям с главными акцентами в зоне центра. 
Еще один пример такой композиции. Оба кадра спланированы с любовью. Что изысканный отель, что тюремная камера в руках Уэса становятся почти живописными​.
Еще один пример такой композиции. Оба кадра спланированы с любовью. Что изысканный отель, что тюремная камера в руках Уэса становятся почти живописными​.

В кадре всегда много сходных элементов, составляющих своеобразный ритмический узор мизансцены. Пространство в фильме «Отель Гранд Будапешт» начинено огромным количеством интерьерных деталей. Они задают настроение сцены (как, например, оленьи головы и ружья в гостиной мадам Дегофф-унд-Таксис, явно намекающие на враждебность находящихся в ней людей), и направляют внимание зрителя на главных героев.

​Мало что может так пронзительно сказать «Вам здесь не рады».
​Мало что может так пронзительно сказать «Вам здесь не рады».

Также чрезвычайно ритмичны движения персонажей в кадре. У каждого героя есть своя особая, выверенная походка. Часто в фильмах Уэса повторяется элемент, когда несколько персонажей идут друг за другом по горизонтали через весь кадр.

Кадры из фильмов «Отель Гранд Будапешт» и «Семейка Тененбаум»

​«Семейка Тененбаум»
«Отель Гранд Будапешт»
​И вновь «Отель Гранд Будапешт»

Даже речь в фильмах Уэса Андерсона подчинена этому единому чувству ритмизации.

Поддерживает всю эту структуру музыка за авторством Александра Деспла.

Во власти ритма. Как режиссёры контролируют своего зрителя

Если прислушаться к саундтреку к фильму «Отель Гранд Будапешт», вы не только услышите славянские мотивы, но и явное сходство со звучанием механических часов.

Резюмируя всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что ритм и пауза – один из ключевых компонентов любого повествования. Это важная составляющая художественного произведения, обеспечивающая ему жизнеспособность. Каждый автор по-своему использует эти механизмы, как каждый художник по-своему наносит мазки на холст, используя кисть. Иногда ритм и пауза лишь незаметно служат замыслу, а иногда полностью захватывают власть... и лишь творец решает, как именно он будет использовать их в своей работе.

Автор Василиса Тикунова специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации.

Связаться нами можно в ВК, ФБ и на сайте. Отзывы студентов публикуются тут. Скажите, что пришли с DTF и мы предоставим вам приятную скидку.

60
12 комментариев

Можно привести в пример 7 смертных грехов, которые с помощью анимации и рисовки делают фанатам больно.

7
Ответить

Не забываем битву Наруто с Пейном

7
Ответить

Блин, больно... Глазам больно.. 
Мне плохо.

Ответить

Уже от одного вида картинки больно)

Ответить

Я не понял, каким образом связана композиция кадра и ритм. Гляжу на картинку - ну да симметрия есть, но причём тут ритм? Либо я недостаточно понимаю, что такое ритм.

2
Ответить

По сути, ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В рисунке ритм можно передать линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. В кадре - за счет повторяющихся элементов и тех мест, где этот повтор пропадает. 

Посмотрите на кадр с оружием, головами животных и людьми посередине. Обратите внимание, как один и тот же визуальный рисунок повторяется. Это пример визуальной симметрии, с персонажами посередине. Они прерывают повтор, за их спиной дверной проем, который служит им рамкой — это обеспечивает акцент в композиции. Мы в паблике ВК писали о ритме и контрритме в изобразительном искусстве, если хотите, можете почитать еще тут: https://vk.com/@smirnovschool-ritm-i-kontrritm

2
Ответить

ритм - это rhythm,  так лучше?

Ответить