Польские кинопостеры
Концептуальные. Забавные. Странные.
Люблю сохранять любопытные постеры, и одними из самых интересных со своей атмосферой оказались польскими (как прокатные, так и фан-арты от польских дизайнеров), поэтому сложился небольшой пост. Вернее, это больше подборка с примерами, чем полноценная информативная статья.
Почему польские постеры такие необычные и зачастую сильно отличаются от вариантов из других стран? Думается, что повлияла традиция польской школы плаката (середина-конец 20 века) с её авангардными работами. Плакаты, афиши в основном призваны выполнять чисто утилитарную функцию: сообщать информацию о предстоящем событии, выставке, матче, концерте и т.д. Но польские иллюстраторы подходили к этому с интересным взглядом, объединяя прикладную информацию с яркими, символичными образами.
Что касается кинопостеров, то зачастую поляки не берут те образы, просто напрямую относящиеся к фильму (скажем, набор портретов персонажей или актёров, кадры, локации), а используют атрибутику, отдельные детали, которые фигурируют в сюжете или относятся к героям фильма, создавая из них коллаж, способный передать целую историю или идею ленты.
В моей коллекции немало плакатов к польским фильмам. Они могут удивить людей другой культуры. Иногда смотришь на них и думаешь: что значит это изображение? Но потом понимаешь, что это самобытное культурное явление, потому что связь между фильмами и постерами — уникальна. Как правило, художникам удается уловить основную идею ленты.
Часто такие плакаты метафоричны и легко прочитываются. Например, первый постер в этом посте — Возвращение джедая, легко говорит о поражении Вейдера: его шлем разлетается вдребезги (как Звезда смерти, ещё один символ Галактической Империи), переставая перекрывать белый фон — светлую сторону Энакина, контрастирующей с чернотой костюма. Это мне так кажется. Но этот фон может быть одновременно и очертанием Звезды смерти или некой планеты, и взрывом — всё соотносится с сюжетом фильма. То есть, можно долго натягивать сову на глобус, но главное, что постер позволяет это с собой сделать. Так польские иллюстраторы создают концепт ленты.
Или постер антивоенного фильма "Последний этап", рассказывающий об узниках концентрационного лагеря. Фон — полосатая роба заключенного, цветок — сломанная гвоздика, которая ассоциируется с памятью о трагедии, ведь эти цветы символизируют траур, кладутся на могилы и мемориалы. В общем, смотря на подобный постер, можно чётко и легко понять, о чём будет кино. А ещё он вызывает эмоции.
Но встречаются и такие примеры, которые лично мне, например, вообще ни о чём не говорят. Это Назад в будущее? А это Чужой? Не догадался бы никогда.
И далее просто постеры без лишних слов. Некоторые из них тоже легко понимаются, другие вызывают недоумение.