Зомби-кинематограф. От Джорджа Ромеро до новых корейских сериалов

28 января на Нетфликсе выйдет очередной корейский сериал про зомби — «Все мы мертвы» (All of Us Are Dead). В этот раз заражение произойдёт в школе и ученики будут пытаться выжить и спастись от вируса.

Зомби-кинематограф. От Джорджа Ромеро до новых корейских сериалов

Особенность корейских зомби-фильмов, по которой сразу можно определить страну происхождения — жуткая пластика заражённых. Они выгибаются и ломаются так, что сразу понятно — перед нами уже не человек, а корейский зомби.

Так уж вышло, что сегодня именно Корея — серьёзный поставщик зомби-картин. Давайте посмотрим, что интересного выпустила эта страна на рынок. Но для начала вспомним, с чего всё началось.

Любители зомби-жанра знают Джорджа Ромеро. Благодаря его фильмам, живые мертвецы обрели популярность и стали частью нашей культуры, а термин «зомби» в кинематографе стал аналогом ходячих мертвецов. При этом Ромеро, как режиссёр, снял не так много зомби-фильмов — всего шесть.

Ночь живых мертвецов — 1968 год

Если вдруг вы помните роман «Ночь живых мертвецов» и думаете, что по нему и был снят фильм Ромеро, то нет — это лишь новеллизация и вышла она после фильма. Сам фильм — чёрно-белый, правда, его несколько раз раскрашивали, последний раз в 2004 году, а в 2009 году перевели в 3D и заново прокатили в кинотеатрах.

Зомби-кинематограф. От Джорджа Ромеро до новых корейских сериалов

Джордж Ромеро работал с ограниченным бюджетом, его фильм обошёлся всего лишь в $114 000. По сегодняшним меркам, с учётом инфляции, это меньше миллиона долларов.

Зомби в этом фильме носят минимум грима, режиссёру приходилось экономить. Зато такая внешность добавляет дополнительной жути — кажется, будто покойники только вылезли из могилы и ещё свеженькие.

Зомби-кинематограф. От Джорджа Ромеро до новых корейских сериалов

Любопытно, что сам Ромеро в этом фильме не называет ходячих мертвецов словом «зомби», а употребляет слово ghoul. Режиссёр вдохновлялся романом «Я — легенда», который впоследствии обрёл самостоятельную экранизацию. В дальнейшем режиссёры и сценаристы будут придумывать разные обозначения для мертвецов, а главный герой фильма «Зомбилэнд» зашёл дальше всех и умудрился каталогизировать всех мертвецов, в его мире есть Гомер, Хокинг, Ниндзя и даже Т-800. Этот фильм — комедия, скорее пародирующая жанр, также как и фильм «Зомби по имени Шон» (Shaun of the Dead), который до сих пор остаётся самой удачной пародией на фильмы про зомби.

Но что же представляет собой самый первый настоящий зомби-фильм «Ночь живых мертвецов»? Это довольно компактно снятый ужастик, в котором большую часть времени показывают вовсе не мертвецов, а людей.

Зомби-кинематограф. От Джорджа Ромеро до новых корейских сериалов

Когда в кадре появляются мертвецы, то двигаются они медленно и берут количеством. Режиссёр рисует безрадостную и пессимистичную картину зомби-апокалипсиса — надежды нет, а главному герою, которому зрители сопереживали на протяжении всей картины, фатально не везёт в последние мгновения фильма.

Зомби-кинематограф. От Джорджа Ромеро до новых корейских сериалов

Яркое пятно фильма Ромеро — актёр Уильям Хинцман, за ним закрепилась слава первого зомби. Именно он совершает атаку на посетителей кладбища в начале фильма. Любопытно, что Хинцман играл и в других фильмах про зомби, а в 1988 году, вообще, снял свою версию «Ночи живых мертвецов» и назвал её «Пожиратель плоти», где сыграл одного из зомби. К сожалению, фильм зрители не оценили, одной харизмы актёра оказалось недостаточно.

После чего последовало ещё несколько ремейков фильма Ромеро, в частности это кино переснимали в 1990 и в 2006 годах, а также поставили оперу.

Опера «Ночь живых мертвецов»

К творчеству Ромеро обращался даже Зак Снайдер, в 2004 году он переснял «Рассвет мертвецов» — ещё более культовый фильм Ромеро.

Прошло уже пятьдесят лет, а зомби всё так же интересуют кинематографистов. Каждый из них старается внести что-то новое в жанр. Тот же Зак Снайдер совсем недавно снял «Армию мертвецов», где разделил зомби на разные виды — часть мертвецов эволюционировало и с ними теперь можно вести переговоры. Сюжет же крутится вокруг ограбления казино — по сути Снайдер смешивает зомби с фильмом про ограбления.

Любят модернизировать зомби и в Корее.

Корейские зомби

Первое, что приходит в голову — это «Поезд в Пусан». Это настоящая классика корейского зомби-кино. Особенность фильма в том, что герой и его дочь оказываются в изолированном пространстве — поезде, который едет из Сеула в Пусан. В поезд проникает заражённый пассажир и вирус постепенно начинает распространятся по вагонам.

Зомби-кинематограф. От Джорджа Ромеро до новых корейских сериалов

Задача отца — спасти дочь, вот только, похоже, что пассажиры поезда — одни из немногих в этом мире, кто ещё не заражён и с каждой минутой здоровых в движущемся составе становится всё меньше и меньше. В «Поезде в Пусан» можно полюбоваться тем самым зомби-балетом, когда мертвецы корчатся в жутких позах. В отличие от первого фильма Ромеро, концовка даёт надежду. Спустя несколько лет, этот фильм получил продолжение под названием «Полуостров», которое было негативно встречено зрителями, в частности, многие отмечали слабые эффекты и это несмотря на то, что бюджет фильма вырос в два раза.

Кстати, режиссёр фильма Ён Сан Хо совсем недавно выпустил на Нетфликсе сериал «Зов ада» (Hellbound). По сюжету, некоторые люди внезапно оказываются приговорены к смерти высшими силами. Теперь за несчастными людьми время от времени приходят страшные существа и начинают избивать своих жертв до смерти. Этот сериал концентрируется на том, как трансформируется мир в новых условиях и как люди меняются, зная, что все они могут в любой момент умереть.

В 2019 году корейцы выпустили ещё один хит — сериал «Королевство» (Kingdom). Его уже продлили на третий сезон, который выйдет в 2022 году. Особенность сериала в том, что действие перенесено в Корею 16 века. Идёт суровая борьба за власть, в которую вмешиваются внезапно ожившие мертвецы.

Зомби-кинематограф. От Джорджа Ромеро до новых корейских сериалов

В то время страна называлась Государство Великий Чосон, это государство просуществовало с 1392 до 1897 год. В сериале особо постарались костюмеры — выглядят королевские особы красиво, борьба с зомби же ведётся с помощью луков и мечей.

Кстати, годом ранее вышел ещё один фильм, действие которого происходило в ту же эпоху. Он называется «Прорыв» (Rampant) и его сюжет сильно напоминает сюжет сериала «Королевство». Иногда даже кажется, что костюмы из этого фильма перекочевали в сериал.

Зомби-кинематограф. От Джорджа Ромеро до новых корейских сериалов

Фильм примечателен тем, что тут есть драка с зомби длинной в пять минут. В общем, если вам лень смотреть многосерийное «Королевство», можно ограничиться фильмом «Прорыв», хотя зрителям сериал понравился больше.

Каждый режиссёр старается привнести в зомби-жанр что-нибудь новое. Это что-то вроде игры, где есть базовые правила, а дальше можно фантазировать.

Нетфликс с удовольствием играет в эту игру с корейскими кинематографистами. Так, в 2020 году менеджеры стриминга приобрели права на международный прокат ещё одного фильма про зомби под названием «Живой» (Alive).

Зомби-кинематограф. От Джорджа Ромеро до новых корейских сериалов

Правда, сценарий к этому фильму помогали писать в Голливуде и, более того, в этом же году вышла американская версия фильма под названием «Один» (Alone) со схожим сюжетом.

В «Живом» — главный герой — стример, который живёт в хорошей квартире и счастлив на работе. Однако, как-то раз он выглядывает в окно и видит, что зомби завтракают его соседями. Геймер решает отсидеться, он запирает дверь в надежде, что мертвецы не попадут в квартиру. Правда, дверь оказывается хилой и первый зомбарь её без труда вышибает. Зомби в этом фильме сообразительные, они залезают на балкон и устраивают облавы.

Фильм местами сильно кренится в сторону комедии, чего стоит диалог между соседями:

— Как ты так хорошо прячешься от зомби?
— Опыт. Я научился прятаться от жены, пока курил.

В фильме много забавных находок: растоптанный главным героем телевизор, дрон, которым он шурует вокруг дома, богатая коллекция шотландского виски в шкафу и финальная драматическая сцена на крыше.

Корейцы готовы экспериментировать и дальше, спрос на зомби по прежнему высок, а стриминговые платформы с удовольствием закупают зомби-контент. Посмотрим, что нового внесёт в жанр грядущий сериал «Все мы мертвы».

5555
45 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

Согласен. Перед просмотром видел много хейта фильма и в итоге большинство основных аргументов оказались натянутыми на глобус. Глоток свежего воздуха после всяких Ходячих был.

Из подборки смотрел все, поэтому порекомендую средненький неплохой в антураже Австралии фильм с Мартином Фрименом - «Бремя/Cargo» (2017)

4
Ответить

Прямо осовремененная экранизация одного из выживших из WWZ

1
Ответить

В тему азиатских зомби можно ещё отнести японский "Я — герой".
По динамике напоминает Поезд в Пусан, снят по манге.

5
Ответить

Ну такое. «Зомби-кинематограф: не вспомнил никого, кроме Ромеро и трёх корейцев». «28 дней спустя»? Лючио Фульчи?

Но для начала вспомним, с чего всё началось.С 1932 года и Белы Лугоши?

4
Ответить

Я не ставил своей целью охватить все существующие зомби-фильмы. Да и White Zombie к современным зомби-мертвецам имеет крайне слабое отношение.

1
Ответить