1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

— Я надеялся, что нам повезёт сегодня. Но надежда опасная вещь.

Полковник МакКензи

Война. Война никогда не меняется. Однако с фильмами о войне дела обстоят несколько по-другому. Существует огромное количество лент, повествующих о различных военных противостояниях, мировых конфликтах и исторических событиях, связанных с этим неблагодарным делом.

Какие-то фильмы придерживаются более классических правил повествования и исполнения, какие-то стараются с этим экспериментировать, привнося что-то новое, работая с жанром и пытаясь удивить зрителя.

1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

Документальное военное кино, трагедии, драмы или мелодрамы и даже комедии – любая картина индивидуальна. Любая картина говорит со зрителем на своём языке. Но всех объединяет одна простая мысль: «Война – это плохо».

И даже если эта мысль не прослеживается напрямую или подаётся в саркастической манере, она не становится менее значимой и не перестаёт напоминать о бессмысленности природы военных действий. Что особенно актуально на сегодняшний день.

Так и новая картина британского кинорежиссёра Сэма Мендеса с очень лаконичным названием – «1917», несёт в себе такую мысль. Это военная драма, снятая по сценарию, основанному на истории, которую режиссёру рассказал его родной дедушка, младший капрал первого королевского стрелкового полка Альфред Х. Мендес. Происходила ли она взаправду или это красивая военная байка – неизвестно.

Картина рассказывает о двух молодых солдатах Блейке и Скофилде, которым приказано доставить сообщение об отмене наступления в соседний батальон для предотвращения массовой бойни. Герои обязаны пересечь вражескую территорию по Линии Гиндербурга в наикратчайший срок, иначе вместе с 1600 солдатами батальона погибнет и родной брат Блейка.

1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

На первый взгляд Сэм Мендес говорит о войне очень простым языком. Есть все основания так думать. Он не прибегает к пафосным победным речам, вычурно героическим поступкам или искусственно созданным мучениям для своих героев.

Он показывает войну такой, какая она есть на самом деле. Войну полную бессмысленных жертв, ненужного насилия, грязи и тихого ужаса, таящегося в жутком молчании мелочей.

1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

Однако за кажущейся простотой скрывается глубоко философское рассуждение антивоенного характера. «1917» до мозга костей пацифистическое кино, основная идея которого пропитана призывом сложить оружие перед лицом беспощадных обстоятельств.

Режиссёр открыто показывает, как одно доброе слово, произнесённое нужным человеком в нужный момент может быть эффективнее сотен взнесённых над головой мечей.

В какой-то степени новая картина Мендеса напоминает эпическое полотно сродни панораме Сталинградской битвы из одноимённого музейного комплекса в городе Волгоград. Полотно, разве что демонстрирующее несколько другую войну.

1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

Тут прослеживается один очень интересный момент. Вынося на суд зрителям грандиозную в своей основе картину, постановщик отводит весь размах боевых действий и масштабность демонстрируемых событий на второй план, куда-то за линию фронта. Зритель не видит напрямую полноценных сражений. В кадре почти всё время находятся только последствия, а не причины или реальность боевых действий.

1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

Тем не менее именно подобный подход позволяет всецело передать сущность войны. Гнетущая атмосфера безысходности, создаваемая за счёт пустых окопов, блиндажей, оставленных орудий, разрушенных зданий, звуков, летающих где-то вдали самолётов, гор мёртвых тел и бегающих между ними крыс обволакивает зрителя, позволяет прикоснуться к событиям столетней давности. Фильм даёт возможность прочувствовать тяготы и лишения, которые переживали простые солдаты в то время – в данном случае герои ленты.

1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

Мендес намеренно помещает на место основных героев двух особо не выделяющихся на общем фоне солдат. В глазах режиссёра они являются лишь шахматными фигурами в руках командующих генералов. Через личности Блейка и Скофилда Мендес проводит аналогию с миллионами других таких же молодых ребят, не всегда даже участвующих в сражениях по своей воле.

Посредством взаимодействия персонажей между собой постановщик рассуждает на тему дружбы и военного товарищества. Задаётся вопросом обесценивания орденов и наград перед лицом смерти. Показывает насколько глупо порой могут складываться обстоятельства против воли невинных людей. И как незаметно проходят трагедии на фоне высших целей.

1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

Зритель узнаёт о характерах героев только по мере их знакомства с окружающим миром. Мендес не старается акцентировать внимание исключительно на основных персонажах. Они лишь инструмент. Главное действующее лицо здесь – сама война.

Режиссёр рассказывает очень личную историю, как ни парадоксально, «обезличенных» солдат. За счёт чего становится очень просто ассоциировать себя с ними и ещё глубже погружаться во внутренний мир ленты.

1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

Этим «1917» одновременно и отличается, и напоминает ещё один военный фильм другого британского режиссёра. Как и в «Дюнкерке» Кристофера Нолана, Сэм Мендес ставит на первый план предмет войны, её зерно и природу. Как и в «Дюнкерке», в «1917» лейтмотивом через всю картину проходит тема времени, как главного врага. И времени, как самого ценного человеческого ресурса.

Однако, если своей лентой Нолан рассказывает о войне с позиции общего горя целой нации, то Мендес сосредотачивается на судьбе конкретных людей, загнанных рамками приказа.

Дюнкерк \ 1917​
Дюнкерк \ 1917​

Технически фильм выполнен блестяще. Это самый настоящий операторский шедевр. Наверняка визуальная поэзия (по-другому назвать это я никак не могу) Роджера Дикенса будет удостоена «Оскара» на предстоящей церемонии.

Снят фильм что называется «одним кадром». Конечно, не буквально. Но по ощущениям будто так и есть. Камера непрерывно движется за героями. Что бы ни происходило: проходы по окопам, взрывы, перестрелки, выходы на открытую местность – полёт камеры ни на секунду не прерывается. Сделано это было благодаря искусно скрытым склейкам между кадрами протяжённых сцен хронометражем до восьми с половиной минут.

1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

За счёт поточного движения, как героев, так и камеры создаётся ощущение постоянной прогрессии, и фильм смотрится на одном дыхании. Также всегда находящаяся за плечом персонажей камера позволяет пережить путешествие героев, бок о бок пройдя весь путь вместе с Блейком и Скофилдом. Что в какой-то степени, и об этом писали уже, наверное, все, кому не лень – напоминает видеоигру.

Роджер Дикенс предоставляет очень интересный кинематографический опыт. А Сэм Мендес, будучи преимущественно автором камерных драм наподобие «Жизни задом наперёд», неожиданно и для зрителя, и, возможно, для самого себя удивляет столь масштабной и технически сложно выполненной работой. Вдобавок Томас Ньюман «вишенкой на торте» дополняет ленту шикарным саундреком.

1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

Стоит признать, что для многих технического совершенства картины может оказаться недостаточно, а история без интереса к технической части покажется довольно посредственной. Поэтому, особенно в первой половине, есть вероятность того, что «1917» будет загонять в сон. Однако это исключительно дело вкуса.

Актёрские работы хороши под стать всем остальным аспектам фильма. Дуэт Дина-Чарльза Чэпмена и Джорджа Маккея, младшие капралы Блейк и Скофилд соответственно, безумно органично смотрится в кадре. Несмотря на то, что они исполняют роли, с позволения сказать рядовых «болванчиков», видно, что каждый вкладывает в роль душу, отдаваясь персонажу целиком.

1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

Многие второстепенные персонажи в исполнении таких именитых актёров, как Бенедикт Камбербэтч, Колин Фёрт, Марк Стронг, Эндрю Скотт и Ричард Мэдден смотрятся где-то даже выразительнее основных. Суммарно их время нахождения на экране не превышает и десяти-пятнадцати минут. Но даже в столь короткий промежуток времени каждый из них с успехом показывает, чего стоит.

1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

Подводя итог, следует сказать, что у Сэма Мендеса получилось создать очень амбициозный проект, колоссальный успех которого уже подтверждается огромным количеством завоёванных наград и ещё большим количеством номинаций. Учитывая то, что картина завоевала главные призы в номинации «Лучший фильм» по версии «Золотого глобуса» и премии «BAFTA» есть очень большая вероятность, что «1917» станет «Лучшим фильмом» и по версии Американской Киноакадемии.

1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

Такие фильмы, как «1917» выходят редко, и поэтому обязательно должны поддерживаться зрительским вниманием. Это на редкость поэтичное кино о войне, несущее исключительно правильный посыл и нужные мысли. Кино, в котором подвиг может быть и не замечен массами, но для кого-то, пусть даже одного человека, подвиг – останется подвигом.

Да, фильм может показаться кому-то скучным или вовсе бессмысленным. Кто-то увидит в нём лишь пример совершенной подачи, но не наполнения. Для кого-то он станет настоящим открытием, а для кого-то горестным разочарованием.

1917. Поэтичное путешествие вглубь войны

Но, как бы там ни было, «1917» - это технически безупречная картина, способная научить очень многому. А главное, способная показать, насколько важно любить жизнь, тем более в условиях, в которых этой самой жизни нет места.

4848
38 комментариев

Очень атмосферное и сильное кино. Посмотрел на одном дыхании, одним планом так сказать... :-)

17
Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить

Может только у меня так ,но понравился фильм ,только до того момента  ,как Блэк младший стал говорить о маме в первой части фильма ...upd пиздец я спойлернул сначала ,даже не обратил внимания ...дальше слишком много мелочей бросались в глаза 

6
Ответить

Сам я фильм еще не смотрел, но прочитал много отзывов. Часто встречаются недовольные сюжетом и большим количеством нелогичностей.

1
Ответить

Серьёзно, я весь сеанс не понимал, о какой серьёзности говорят люди, когда весь фильм на экране происходила череда магических случайностей вместо сценария. Фликшоты прямиком из калофдути по самому косому и тупому снайперу в мире, клоунские погони, вотэтавот всё (если без спойлеров).

4
Ответить

Он показывает войну такой, какая она есть на самом деле. Войну полную бессмысленных жертв, ненужного насилия, грязи и тихого ужаса, таящегося в жутком молчании мелочей.  Однако за кажущейся простотой скрывается глубоко философское рассуждение антивоенного характера. «1917» до мозга костей пацифистское кино, основная идея которого пропитана призывом сложить оружие перед лицом беспощадных обстоятельств.

Это уже было показано  в куче классических фильмах про ПМВ,  что уже не сильно удивляет. Прошлогодний "Они Никогда не станут старше"  произвели куда более сильное впечатление.

3
Ответить

Вот сейчас закидают меня всем, чем можно, но акцент западного искусства однозначно на Первой Мировой. Слишком много для них во Второй Мировой острых политических углов.

Война это ад, какая маленькая бы она не была. Вечная тема для драмы, в которой такие реалии, как обоссаные штаны, потому что действительно страшно, можно и опустить.

Это, сейчас, есть такое понятие, как посттравматический синдром, и на этом спасибо.

1
Ответить