Как создавалась Манчкин, история компании Steve Jackson Games
Время прочтения 5-7 минут
Игра была создана в 2001 году 2 людьми: Стивом Джексоном, которого очень важно не путать с британским Стивом Джексоном и художником Джоном Коваликом, который в своё время прославился в США благодаря серии комиксов Dork Tower, однако для русскоязычного комьюнити это мало о чем говори.
Стив Джексон почти с самого своего становления взрослым человеком начал заниматься созданием игр. После того, как он выпустился из университета, то устроился фрилансером в корпорацию Metagaming Concepts, в ней и были выпущены первые игры Джексона. В Metagaming Стив проработал 4 года и в 1980 году создал собственную компанию, которую незамысловато назвал Steve Jackson Games.
В действительности история развития и становления Стива Джексона очень тесно переплетена с D&D. Когда игра только вышла, Стив с друзьями начали в неё играть и ему не нравится буквально всё: кидать дайсы с разными гранями, пошаговая боевая система, а также отсутствие возможности создать нормальную тактику ведения боя. Так что в ответ он решил создать нечто получше. Стив даже вступил в Общество творческого анахронизма (Society for Creative Anachronism), которое занимается исторической реконструкцией средневековых европейских культур и их истории до 17 века, чтобы лучше разобраться в реальных боевых системах. Таким образом в свет вышла игра Melee, которую Стив создал, пока работал в Metagaming Concepts. Игра переводится как «ближний бой» и, собственно, она представляла из себя ближние бои на арене.
Стив Джексон решил не останавливаться и продолжил развивать игру. Его целью было создать крупную, полноценную игру, которая действительно могла бы посоревноваться с D&D. Проект должен был выйти под названием The Fantasy Trip. Но мечтам Стива не суждено было сбыться. Компания Metagaming не особо была заинтересована в выпуске крупной настолки и разбила его игру на несколько разных, что очень не понравилось Джексону, в результате чего он ушёл из компании и организовал свою.
Metagaming Concepts в итоге не выдержала проверку временем и обанкротилась, так что в 2019 году Стив вернул себе авторские права на игру Melee и the Fantasy Trip. Возможно, мир ещё увидит D&D заменитель. На самом деле игра уже продаётся и даже имеет делюкс издание, но это всё ещё разрозненные 4 игры, собранные вместе и полноценную конкуренцию D&D или Pathfinder составить точно не может, для этого её ещё необходимо дорабатывать и перерабатывать.
В 1986 году Steve Jackson Games выпускают GURPS — расшифровывается как общая универсальная система настольных ролевых игр. Как следует из названия — это универсальная система, которая подойдет для любой ролевой настольной игры. Компания Стива не была новатором в данном направлении, это пытались сделать и до них, однако это было первой коммерчески успешной попыткой создать такую систему. Одной из инноваций было то, что игроку даётся самостоятельно распределить очки характеристик персонажа и не надо было кидать для этого дайсы.
И, как бы иронично не было, но всё же самую большую прибыль и всемирную популярность компании Стива принесла игра-пародия на так нелюбимую Джексоном D&D.
Разумеется, речь про игру «Манчкин». Для начала разберемся с термином. Что же вообще означает слово «манчкин» — это игрок, который всеми правдами и неправдами пытается выиграть. Ради этого он готов нарушать правила, искать в них лазейки и «гасить» других игроков. В зависимости от типа игры, это может включать в себя такие цели, как: «стать самым главным/сильным/богатым», «убить всех монстров/врагов/просто всех», «выиграть/выполнить все квесты». И именно это из себя представляет игра. У вас есть расовые и классовые особенности и шмотки, которые специально заточены на то, чтобы нагадить вашим соперникам.
Изначально в английском языке термин Munchkin был позаимствован из книги «Волшебник страны Оз», однако причина, по которой так стали называть игрока-читтера, затеряна в истории.
В действительности правила в игре очень простые, главное — это внимательно читать все условия, которые написаны на картах. Игра рассчитана на компанию от 3 человек, а суть игры в том, чтобы как можно быстрее достигнуть 10 уровня или 20, если у вас есть специальное дополнение. Это можно делать, сражаясь с монстрами, применяя специальные карты или продавая своё снаряжение.
Игра создана максимально сатирично. Буквально всё в ней высмеивает D&D, а девиз игры: «Мочи монстров, хапай сокровища, подставляй друзей!» Система правил позволяет бустить монстров, подкидывать новых и воровать шмотки.
Надо признать, что сейчас игра, скорее, поставлена на конвейер и автор всеми силами пытается выжать деньги, выпуская игру в разных вселенных и сеттингах, но в этом же есть и главная шутка. Стив Джексон истинный манчкин и просто старается залутать все деньги мира.
В 2001 году игра была удостоена американской премии Origins Awards в номинации «Лучшая карточная игра».