За Бортом. Настольная игра, где надо говорить и убеждать, а не копаться в правилах
За Бортом - это карточная настольная игра, где самым главным инструментом взаимодействия игроков является человеческое общение, личные качества игрока и его персонажа, умение убеждать и строить планы на свои действия.
Статья будет затрагивать правила игры, но в основном будет направлена на передачу эмоций компании во время игры, а не на разъяснении аспектов.
А ещё, для статьи я записал игру на диктофон и вставил часть записи сюда =)
Лор
Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы и ещё 5 человек выжили и теперь пытаетесь доплыть до берега в спасательной лодке, однако путь проходит через неспокойные воды, а припасов у вас осталось не так уж и много. Кроме этого, застряли вы на лодке не с самыми доброжелательными людьми и понять, что у них на уме будет крайне сложно.
Игровой процесс
Цель каждого игрока - выжить и добраться до берега. Побеждает тот, кто выполнит эти условия и наберёт максимальное количество очков.
Итак, игра началась!
В начале игры каждый игрок получает три карточки: карточка персонажа, за которого будет играть игрок, карточка лучшего друга и злейшего врага. Да-да, каждый игрок знает только о своём друге и враге. Уже здесь начинается то самое подозрение всех и каждого. Но это ещё только самое начало!
Персонажи расположены каждый на своём, заранее определённом правилами игры, месте от носа до кормы лодки. Это о-о-очень важный момент, который проявляется на каждом этапе игры!
Персонажи
В стандартной версии игры (без дополнений) есть 6 персонажей. Перечислять буду по месту их расположения на лодке от носа до кормы:
- Миледи. 4 силы, 8 очков за выживание. Получает двойной бонус очков за карты украшения.
- Сноб. 5 силы, 7 очков за выживание. Получает двойной бонус очков за карты картин.
- Капитан. 7 силы, 5 очков за выживание. Получает двойной бонус очков за карты денег.
- Боцман. 8 силы, 4 очка за выживание. Здоровый, как чёрт. Реально, просто имеет много силы.
- Черпак. 6 силы, 6 очков за выживание. Умеет плавать, поэтому не теряет ХП при выпадении за борт (странно, что другие плавать не умеют).
- Шкет. 3 силы, 9 очков за выживание. Может в качестве действия украсть карту у любого человека на лодке.
Каждая итерация цикла игры состоит из 3 этапов: раздача припасов, действия игроков и навигация.
Раздача припасов
Каждый игрок по очереди получает все припасы, выбирает один из них и передаёт игроку дальше. В какой последовательности? Так, как сидят игроки. Ну, вроде бы какой-то дисбаланс, ведь тот, кто сидит ближе к носу, имеет преимущество. Спойлер: здесь можно драться за место!
Итак, каждый игрок получил припасы, хотя они могли закончиться раньше, ведь припасов на всех игроков на поздних этапах игры может и не хватить.
Припасы - это различные карты предметов, оставшихся после кораблекрушения и найденных в море.
Условно припасы можно разделить на две категории: те, что дают победные очки и те, что помогают выжить.
Если с первыми всё до боли просто (деньги дают одно очко, картины три очка и т.д.), то со вторыми всё немного сложнее. Вот примеры некоторых карт:
- Нож. Даёт +3 урона.
- Вода. Спасает один раз от жажды.
- Аптечка. Способна восстановить одно очко здоровья.
- Приманка для акул. Наносит один дополнительный урон всем выпавшим за борт.
Припасы - очень важный элемент игры, благодаря которому игроки могут менять свой стиль игры и очень сильно влиять на своё "положение в обществе" спасательной лодки.
Действия игроков
Самая интересная часть игры и, соответственно, моей статьи.
Все игроки по очереди (напоминаю, по тому, как они расположены на лодке) могут сделать какое-то действие. Сначала расскажу о самых простых:
- пропуск хода. Да, ты просто повышаешь свою безопасность на этапе навигации, когда любой, кто сделал хоть какое-то действие может получить внеочередной урон из-за жажды или выпадения за борт.
- потянуть две карты навигации. Если игрок выбрал это действие, то он тянет две карты навигации и выбирает, какую из этих карт положить в навигационный пул, из которого затем будет выбрана одна карта, чтобы определить дальнейший "маршрут" лодки.
А теперь начинается самое интересное!
Да, только к этому моменту я наконец-то пишу о самом интересном.
Каждый игрок может попросить другого игрока либо отдать ему карту, либо уступить своё место. Мотивируется это тем, что, понятное дело, получив карту, можно залутать либо какое-то усиление, либо отхил, либо дополнительные очки, которые увеличат шансы на победу в конце игры.
Место ближе к носу, само собой, обеспечивает доступ к более широкому выбору карт начале каждой итерации.
А вот игрок, которого попросили выполнить такое действие может... отказаться! И тут уже начинается заварушка, когда два персонажа (хотя я бы сказал игрока 😉) выходят на конфликт ради цели.
Выясняется всё просто - у кого больше показатель силы, тот и побеждает. Однако, помним, что каждый игрок может вдруг достать из запаса нож (+3 силы) или вообще сигнальный пистолет (действует один раз, но даёт +8 к силе)! И допустим, бедного Шкета (3 силы) обижает Боцман (8 силы), но тут малолетний Шкет с леденцом в руках вдруг достаёт из кармана шорт сигнальный пистолет и Боцману уже не до шуток.
Ну вот реально, огромный темнокожий мужик угрожает школьнику и все на лодке смотрят на это.
А потом школьник достаёт СИГНАЛЬНЫЙ ПИСТОЛЕТ и направляет на обидчика. Жесть.
Это я бы назвал держать козырь в рукаве, ведь примерно прикинуть можно, какие припасы есть у кого на руках, однако, чем ближе ты сидишь к концу лодки, тем меньше точность твоих расчётов.
Каждый игрок может позвать к себе на помощь любое количество других игроков. Надо лишь правильно их замотивировать! И теперь каждый игрок, начавший конфликт, начинает зазывать на свою сторону других игроков, чтобы те помогли ему. Особенно ценятся игроки с сильными персонажами и те, кто владеют оружием (хотя об этом факте они могут или умолчать, или обмануть).
В ход идут различные методы и приёмы: игроки предлагают карту за помощь, угрожают местью, уговаривают, что такого злостного врага надо победить вместе, так как надо вывести игрока с ножом из игры, чтобы он больше никому не угрожал, обещают свою помощь на дальнейших этапах и так далее. Однако все эти уловки могут остаться словами и никто не обязан сдерживать своё обещание, можно даже и вовсе перейти на другую сторону или в последний момент отказаться помогать! Всё зиждется на доверии и честном слове! А стоит ещё и помнить о механике лучших друзей и злейших врагов, которая вносит свой вклад на решение игрока о присоединении к какой-то стороне конфликта.
Кроме этого, даже, если кто-то кому-то помог, игрок, получивший помощь, может с (не) спокойной душой не выполнить свои обещания.
И действительно, вероятность того, что ты победишь во многом зависит от количества твоих союзников, а их количество зависит от личностных умений игрока построить мотивационную речь. У меня у самого было не раз, когда я просто отнимал у всех 3-5 минут времени и мотивировал голосовать за мою партию, ой, то есть встать на мою сторону.
Если подытожить этот этап, то такие вот потасовки я бы описал так: крики, убеждения, дебаты, смех, ещё смех, ругательства, обманы, хитрости, честность, обиды, блеф и всё это в шумной компании, когда мотивация с получения карты тихонечко переезжает на рельсы жажды победы в потасовке и игрок, затеявший бой, теряет больше карт на оплату дани своим союзникам, чем получает за победу.
Надеюсь, у меня получилось описать эти прекрасные весёлые ощущения текстом, но всё же я подготовился и записал на диктофон небольшой отрезок игры моей компании друзей в самый разгар веселья:
После многих сыгранных партий в эту игру, у нас даже появилось несколько локальных мемов =)
Навигация
На этом этапе игрок, сидящий на корме лодки (изначально это тот игрок, кому попался Шкет) берёт пул карт навигации, которые "нагребли" (так называется действие - грести) все игроки за время этапа игроков и выбирает одну из них.
На этих карточках написано кто страдает от жажды, кто выпадает за борт и какие активности оказались наказуемы (драка и/или гребля).
Помимо этого, на карточке может попасться чайка, означающая, что вы всё ближе к берегу. Найдены четыре чайки - игра завершается и идёт подсчёт очков среди всех выживших игроков.
В этом этапе тоже не всё так просто - игрок, который сидит на корме может выбрать любую карточку в своих целях (или может в целях с того, с кем он скорешился или в зависимости от того, кто ему друг, а кто враг).
Но чаще всего, ему придётся пожертвовать благосостоянием и невиновных или даже союзных игроков ради достижения цели. Ведь вряд ли получится так, что только имена недругов будут в колонках тех, от кого отвернулась удача =)
Классно, когда за борт выпадают все, а приманка для акул удваивает урон =)
... и после кучи драк и жажды все погибли в один ход...
Итого
Весёлая, простая и атмосферная игра для хорошей компании. Отлично подходит тем, кто не особо погружён в настольные игры, но хочет начать и тем, кто уже устал от Америтреша и Еврогеймов.
Плюсы:
- очень интересное социальное взаимодействие
- отличная атмосфера
- приятный визуал
- по-хорошему простая
- очень затягивает
- невысокая стоимость
- есть хорошие дополнения
Минусы:
- спорные решения игрового дизайна в количестве припасов
- снижение значимости некоторых припасов, если игрок решил вести себя пассивно
- довольно спокойный геймплей, пока люди не разыграются