Путь ролевика: мой опыт в настольно-ролевых играх и советы для начинающих

На фоне всплеска массового интереса к настольно-ролевым играм они обрели второе дыхание в общественном сознании. Всё больше и больше новых игроков открывают их для себя, чему можно только порадоваться; в свою очередь, я хотел бы рассказать вам о своём пути в это замечательное хобби и поделиться своими советами. Это не ультимативный гайд, который забросает вас ссылками и даст пошаговое руководство по всем нюансам - скорее, просто вдохновляющий и мотивирующий материал.

Путь ролевика: мой опыт в настольно-ролевых играх и советы для начинающих

Впервые полноценно о ролевых играх я узнал в детстве, и ,как ни странно, это были журналы о видеоиграх, скорее всего Игромания. Тогда тотально господствовала и доминировала D&D 3.5. Меня с первых же строк захватила перспектива окунуться в этот мир, но вокруг не было подходящей компании, я был слишком мал и жил в провинции, так что мечты о ролевых приключениях пришлось отложить в долгий ящик. Оставалось довольствоваться компьютерными играми по мотивам.

Годы шли, интерес не пропадал. Редакции D&D сменялись, и даже отпочковывались самостоятельные системы на ее основе. Благодаря видеоигре Vampire: The Masquerade — Bloodlines я узнал, что ролевые игры это далеко не всегда про драконов и подземелья, и на самом деле они способны погрузить тебя в любой сеттинг. До моего полноценного погружения в хобби, однако, оставалось еще несколько лет ожидания.

После 11 класса, как и большинство сверстников, я выпорхнул из родительского гнезда, покинув свою провинцию и переехал по учебе в Питер. То были 10-е, игры в онлайне были еще в новинку, так что выходом было собираться по старинке и играть за столом настоящим. К несчастью, я был недостаточно предприимчивым и общительным для поисков сопартийцев, а вокруг снова не оказалось подходящей компании, как и понимания того, с чего вообще начинать. Зато компанию для настольных игр найти было совсем не проблема; это было тоже здорово, и настолки захватили меня на несколько следующих лет, но мечты об НРИ всё никак не отпускали.

Придя работать в магазин настольных игр, я смог расширить свои представления не только о них, но и увидел все изобилие товаров для любителей ролевых игр. Тут я понял: нельзя больше тянуть, пора брать инициативу в свои руки.

Во что играть

Найдя, наконец, компанию и начав играть (D&D 5), я быстро осознал то, что этого все еще недостаточно. К выбору сопартийцев нужно подходить тщательно, и это гораздо важнее, чем любой сопутствующий играм инвентарь - однако это тема для отдельного обсуждения.

​Увы, не все партии в жизни выглядят так.<br />
​Увы, не все партии в жизни выглядят так.

Так с чего же начать играть и какую систему выбрать? В нашем 2020 это проще простого, особенно когда все сидят на карантине. Всё, что вам нужно - выбрать систему по вкусу и заразить друзей своим энтузиазмом. Если же со вторым проблема, то можно в очередной раз воздать хвалу техническому прогрессу и Интернету. Поиском компании для буквально каких угодно игр можно заняться через тематические сообщества и каналы в Дискорде. Я, например, пользуюсь группой в VK “База Игроков в НРИ”. Что касается выбора системы, я бы советовал взять ту же D&D 5, если вы до этого никогда не играли в настольно-ролевые игры.

Не пугайтесь, рядовому игроку достаточно изучить и иметь из них только Книгу Игрока.<br />
Не пугайтесь, рядовому игроку достаточно изучить и иметь из них только Книгу Игрока.

Если же хочется основательно зарыться в правила и настраивать своему персонажу каждый параметр, есть смысл посмотреть на D&D 3.5 или Pathfinder, благо в них также играет большое количество людей, и с поиском компании проблем не будет. Кроме того, существует множество систем разной степени сложности и популярности как по известным мирам, так и сеттингам в целом. Для любителей киберпанка подойдут Cyberpunk и Shadowrun. Если душа рвется к далёким звёздам, то можно посмотреть в сторону Starfinder. Любителей одноименных франшиз заинтересуют Adventures in Middle-earth (Властелин Колец), Dark Heresy (Warhammer 40k), Star Trek Adventures и Star Wars Roleplaying Game (целый выводок игр для возможности поиграть в самых разных амплуа в рамках вселенной, будь то джедай или охотник за головами) и множество других. Любители творчества Лавкрафта могут окунуться в мир его произведений благодаря Trail of Cthulhu (Или просто Ктулху в российском издании). Наконец, есть целая линейка продуктов по вселенной World of Darkness, породившей культовую Vampire: The Masquerade - Bloodlines и её горячо ожидаемый сиквел. Чтобы не запутаться в редакциях и линейках последней, рекомендую Youtube-канал “Неправильный Мир Тьмы”, где можно найти ролик, по полочкам разбирающий все то, что вышло в системе за долгие годы.

Полочка искушённого игрока в Мир Тьмы.<br />
Полочка искушённого игрока в Мир Тьмы.

А ведь существуют ещё и так называемые универсальные ролевые системы, не привязаны ни к одному конкретному сеттингу или вселенной, которые предлагают игроку подстраивать их под любой жанр и творить миры самостоятельно. Увлеченные игроки часто адаптируют и прописывают под них миры любимых видеоигр, фильмов и книг. К таким можно отнести Savage Worlds (официально издана у нас в стране под названием Дневник Авантюриста), FATE и GURPS.

Путь ролевика: мой опыт в настольно-ролевых играх и советы для начинающих

Все это - только верхушка айсберга, но если вы начинающий игрок, то наверняка сможете выбрать что-то по вкусу. Если у вас проблемы с английским языком и ваш выбор ограничен только продуктами на русском, то и с этим нет проблем. В последнее время официальные переводы популярных и не очень систем выходят с завидной регулярностью, а фанаты давно перевели всё мало-мальски известное, так что язык не станет преградой на вашем пути.

Где играть

Ну хорошо, система выбрана, компания собрана - как начать играть? Сперва нужно определиться с тем, кто станет мастером. На мастерах лежит большая ответственность: они должны хорошо знать все основные правила выбранной системы и уметь быстро найти те, что требуются в конкретный момент. Это, конечно, не всё, ведь в первую очередь мастер творит историю и ведет игроков по сюжету, описывая все происходящее вокруг, выдавая игрокам реакцию мира в ответ на их действия. Понятно, что кроме хорошего знания правил мастер должен быть находчивым и интересным рассказчиком. Если вы начинающий игрок, не рекомендую брать на себя эту ношу, если это, конечно, не единственный вариант. Поиграйте для начала у других мастеров, или посмотрите на них в деле благодаря записям игр на Youtube, коих сейчас предостаточно на любом языке.

Типичный мастер.<br />
Типичный мастер.

Следующий шаг - определиться с тем, где вы будете играть. В обычное время вариантов побольше, чем сейчас, но в текущих условиях мы сразу перейдем к варианту игр в онлайн-формате. Кроме очевидных моментов вроде хорошей связи, для вашей игры нужно выбрать площадку. Совсем недавно на этом подсайте был хороший и основательный материал на эту тему, так что подробно останавливаться не буду. Скажу только, что лично использую Roll20 и поглядываю в сторону Tabletop Simulator.

Что украсит ваши игры

Перейдём же к моей самой любимой части - визуализации игр!

Возможно, кому-то в НРИ неважно, что находится перед глазами, ведь все приключения происходят в голове благодаря силе воображения. Однако я очень люблю по-максимуму оживлять атмосферу и использовать для этого сопутствующие материалы, так что поделюсь своим опытом и по этой теме. Если вы решили играть онлайн, перед грядущей сессией можно подготовить сцену для игроков. Конечно, это можно сделать и с помощью базовых инструментов того же Roll20, но выглядеть это будет как наспех сделанный в Paint рисунок. Отличным подспорьем станет программа Dungeon Painter Studio. Это отличный конструктор подземелий, городских улиц, палуб космических кораблей - в общем, всех тех мест, куда вас могут занести приключения. Интерфейс там до безобразия прост, и есть все виды разметок, так что смело используйте его при подготовке ваших партий. У программы есть бесплатная браузерная версия с урезанным функционалом, но лично я купил ее за полную цену (которая просто смешна, особенно на фоне аналогов) в Steam и ни секунды не пожалел. Что приятно, программа разработана нашими соотечественниками.

Пример того, что можно набросать в программе минут за 10.<br />
Пример того, что можно набросать в программе минут за 10.

Если вам лень выводить с нуля подземелье, воспользуйтесь сайтом-генератором Donjon, который за пару кликов сделает вам катакомбы любой сложности по заданным шаблонам. Что особенно здорово, сделанное в генераторе можно без проблем загрузить прямо в DPS, который быстро добавит визуала вашему творению и позволит подправить детали. Также существуют генераторы городов, континентов, имён, добычи в сундуках, имён, бросков дайсов и всего того, что хочется спихнуть на кого-то другого, освободив голову для продумывания истории.

Впрочем, не вечно же играть по сети! Тем более, что некоторым такой подход совсем не заходит. Я могу их понять, ведь я и сам предпочитаю по возможности играть за настоящим столом с вкусняшками и не лишаться возможности тактильно взаимодействовать с игрой. Давайте же перейдём ко всему тому, что добавит атмосферы в партиях реальных.

Возможно, вы выберете систему, правила которой не подразумевают визуализации сражений. Но в классической и популярной D&D и её аналогах без этого почти никуда. Можно, конечно, обойтись самым минимумом - сделать разметку на листе бумаги, где условная крышка от кока-колы будет вашим паладином, а вот эта игрушка из Киндер-сюрприза станет самым настоящим гоблином. Меня такой подход никогда не устраивал, и я с самых первых шагов в новом хобби постарался обзавестись всем необходимым. Набор дайсов был взят на алиэкспрессе, хотя при желании в магазинах настольных игр можно найти наборы куда симпатичнее, правда, существенно дороже. Игровой мат (то самое поле с разметкой для сцен сражения) я попытался сделать сам. Нарисовал разметку, отнес в копицентр, распечатал на листе А2 и попросил заламинировать чтобы была возможность многократно рисовать и стирать на нем. Честно говоря, получилась какая-то чушь, которая к тому же и обошлась не так дешево, как я предполагал изначально. Не повторяйте моих ошибок и не тратьте попусту время и деньги - сразу берите, например, такой универсальный вариант, тем более что с недавних пор он доступен в продаже даже в нашей стране.

Тот самый  универсальный и недорогой игровой мат.<br />
Тот самый  универсальный и недорогой игровой мат.

Впрочем,пустого мата будет маловато, нужно ведь что-то и поставить на него. Фигурки можно сделать самому (такой опыт у меня тоже есть) или купить. Если же вы гордый обладатель 3D-принтера, то сможете их даже напечатать. Покупать можно как новые миниатюры, так и подержанные, с рук. С новыми в нашей стране есть некоторые проблемы, продают их не так повсеместно, как тот же Вархаммер, но несколько отечественных и зарубежных онлайн-магазинов удовлетворят ваш спрос. Более того, у нас есть несколько студий, которые сами делают различные фигурки, так что если вы мечтаете двигать по столу миниатюрного Геральта - вам к ним. Б/У-фигурки можно найти на просторах Авито и в барахолках ролевых групп. Кстати, те же миниатюры из вархаммера и других подробных варгеймов также смело можно пускать в дело и оживлять тем самым свой стол, тем более что часто у варгеймов приятное соотношение цены к количеству фигурок в коробке по сравнению с чисто ролевыми миниатюрами.

Путь ролевика: мой опыт в настольно-ролевых играх и советы для начинающих

В какой то момент я осознал, что игрового мата и фигурок мне мало - пора переходить на следующую ступень. Теперь мне были нужны были декорации! Здесь снова есть выбор делать всё самому или покупать готовые решения. Я совмещаю оба способа; мне просто доставляет удовольствие придумывать и воплощать разные проекты для будущих игр своими руками. Это не очень практично, ведь на создание условного кладбища для рядового сражения вы можете потратить множество часов, тогда как игроки пройдут эту сцену в мгновение ока, после чего реквизит вам больше не понадобится. Именно поэтому я рекомендую создавать декорации только для ключевых сцен, будь то сражение с особенно эпичным боссом, или же делать заготовки максимально универсальными, чтобы после некоторых перестановок была возможность их использовать не раз и не два. Главное, не заставляйте своих игроков раз за разом изучать каждый уголок любовно сделанной вами крепости, на которую вы потратили уйму времени.

​Если решили попробовать сделать что-то самостоятельно, ищите канал Black Magic Craft.<br />
​Если решили попробовать сделать что-то самостоятельно, ищите канал Black Magic Craft.

Вашими лучшими друзьями в изготовлении всего этого великолепия будут дешевый пенополистирол, хороший канцелярский нож для его резки и несколько баночек недорогой акриловой краски. Если вам понравится, дальше можно будет освоить и другие материалы, оттачивая мастерство и повышая качество и крутость ваших работ до бесконечности.

Если же вариант изготавливать самому не для вас, можно посмотреть, что нам предлагают из готовых решений. Вот тут цены впервые могут неприятно вас поразить, так что большая часть игроков даже не станет таким заморачиваться. Однако есть и приятные исключения, о которых чуть ниже.

Так как ролевые игры - это детище американской культуры, их рынок давно создал множество крутых штук для ваших кошельков. Тут особенно стоит упомянуть легендарного производителя Dwarven Forge, продукцией которого закупаются все продвинутые зарубежные игроки. Возможно, в будущем я смогу что-то себе из этого позволить, но пока остаётся только облизываться, а стремительно меняющийся курс доллара только отдаляет мои мечты.

Внимание: дальше меня можно счесть предвзятым, ведь в данный момент я связан с компанией, о продукции которой сейчас пойдет речь. Конечно, так было не всегда, и пришёл туда я именно потому, что очень симпатизировал их продуктам и активно использовал их в своих играх, так что не упомянуть их было бы странно. Продуктами этими являются наборы из прочного картона серий “Средневековый Город” и “Подземелье” от компании УМБУМ. Ребята долгое время выпускали первое без оглядки на каких-то там игроков ролевых игр, но идеальный масштаб и отличное соотношение цены и качества сделали своё дело. Их заметили любители варгеймов и НРИ, после чего быстро нашли моделям применение на своих столах. Позже, снискав этот неожиданный успех и прислушавшись к просьбам игроков, они сделали специально для них серию “Подземелье”. Не стану расписывать, насколько там всё хорошо и удобно, тем более что небольшие придирки есть, но за такую цену даже близко не найти ничего подобного, так что мои закрома давно забиты самодельным террейном и домиками от УМБУМа.

Альтернативой всему этому снова может стать напечатанное на 3d принтере, но, боюсь, из-за масштабов печати и количества затраченного материала, дешево точно не будет, так что такой подход среди любителей обставлять игровой стол пока не прижился.

Фух! Вроде, я смог упомянуть всё основное и поделиться всем, чем хотел, так что выбирайте подход под себя, собирайте компанию единомышленников, задавайте уточняющие вопросы в комментариях, и вперёд! Лучше момента для знакомства с настольно-ролевыми играми не придумаешь!

5757
40 комментариев

Главный вопрос не во что играть, а где найти людей, с которыми играть

10
Ответить

Главное в партии - иметь фишку для газебо, если в группе есть паладин

4
Ответить

Много читал об РПГ, но не пойму: гм придумывает сюжет на ходу или зачитывает готовый?

Ответить

И то и другое одновременно. Мастер заготавливает сюжетный каркас, стараясь вести игроков по нему. Но игроки в своих действиях и поступках непредсказуемы, так что порой они сворачивают с рельс и бредут туда, где ты их совсем не ожидал. Приходится импровизировать.  Ну и сколько бы контента ты не заготовил заранее, всё равно ведь нужно озвучивать всех NPC, а скриптов то нет, так что чистая импровизация, если это не монолог. Но по играм есть готовые варианты, называются модули и кампейны. Но даже они не дадут возможности вести игроков за ручку от точки к точке.

5
Ответить

Оба варианта возможно. Но даже готовые модули это всего лишь набор сюжетов за которые дм может ухватиться и развить их уже в нужном ему направлении.

2
Ответить

Всё так, но я о них только наслышан, сам не играл. Это явно тянет на отдельный основательный материал.

1
Ответить