Прошел Baldur's Gates 3, итоги, впечатления
Маленькое предисловие - я не фанат DND, не играл ни в одну игру по данной вселенной. В BG3 я влетел не на хайпе, а потому что в свое время наиграл что-то в районе 200+ часов в Divinity Original Sin 2, которая мне безумно понравилась. Далее будут некоторые сравнения и они будут с DOS2, так как она была взята за основу разработчиками при создании BG3. В ранний доступ не играл.
Все жесткие спойлеры к сюжету я постарался спрятать. Если не прошли игру - не открывайте их. Самые-самые спойлеры помечены отдельно.
Итак, игра пройдена. 127 часов в Steam, 97 часов на сохранении. Проходил на сложности Баланс, раскрывая все темные зоны на карте, которые возможно раскрыть и закрывая все квесты из журнала. 30 часов ушли на сейвскам (хотя я им занимался не так чтобы много), респеки с загрузками и прогрузку локаций (игра установлена на HDD).
Под спойлером мои финальные ачивки.
Мой состав группы был следующим:
- Карлах - главный герой. Класс варвар-берсерк, без респеков.
- Лаэзель - класс воин и мастер боевых искусств (в какой-то момент респекал ее в монаха, но потом вернул обратно).
- Астарион - сначала мистический трикстер, потом респекал в ассасина, а к 3му акту он стал следопытом.
- Шедоухарт - респекнул ее сначала в домен жизни, а c 3 акта она стала жрецом домена света.
- Гейл - сидел в лагере. В начале игры я пару раз менял Шедоухарт на него и наоборот, но в итоге Гейл так и остался в лагере (дальше напишу почему).
Далее некий отзыв, что понравилось и не понравилось по итогу прохождения. Оценивать буду от 1 до 20, от лучшего к худшему.
20 (КРИТИЧЕСКИЙ УСПЕХ) - Игровой мир.
Мир прекрасен, именно он с головой затянул меня на 2 недели. Мне понравилось исследовать все игровые акты, включая третий и у меня не было желания поскорее закончить игру, когда я перешел в него на 100м часу игры. Ощущается прогресс в реализации мира по сравнению с DOS2. В Divinity все границы игровой зоны были реализованы весьма банально - море/горы. В BG3 как будто бы также, но подходя к краю карты или забравшись повыше - можно наблюдать что там, за краем карты также есть мир. Особенно понравились в этом плане Подземье и Гримфордж, а также 3 Акт. Скриншоты красивых локаций, хотите открывайте, хотите нет.
18 (УСПЕХ) - Сайд квесты.
Если что-то Larian умеют делать хорошо, то это дополнительные квесты. Тут это типичные квесты от Larian, они классные. Да большинство из них - это помоги, принеси, спаси или попроси помощь, но их интересно выполнять. Плюс часть доп. квестов заканчиваются небанально и имеют повороты покруче, чем в основном сюжете. Что мне понравилось больше всего - игра не перегружена квестами (в отличии от той же DOS2), где к концу второго акта их раза в полтора наверное больше, чем тут во всей игре и в какой-то момент они начинают вызывать отторжение.
Мой топ квестов:
Акт 1
Карга и Майрина; Спасти Воло; Адамантиновая кузня; Найти грибника; Разрушенная башня в Подземье (это вроде бы не квест, но там безумно красиво и интересно).
Акт 2
Снять темное проклятие (Оливер и Таниэль); Найти защиту от темного проклятия (если заполучить лунный фонарь и принять некоторые решения); Лечебница; Таможня; Винокурня (вроде бы последние три это это не квесты, но атмосфера и обитатели сделаны восхитительно).
Акт 3
Вывести из строя Стальную Стражу и Спасти Гондийцев; Освободить художника; Собрать клоуна Каплю.
От квеста с подводной тюрьмой я получил неповторимое удовольствие - три часа провел в попытках спасти всех, полутать сундуки и успеть убежать всей группой.
Также классная вся сюжетная линия с Рафаилом, независимо от исхода. Не открывайте, если не прошли игру.
Я его послал куда подальше, так как в DOS2 также были сделки с дьяволом и это был единственный способ безальтернативно получить плохую концовку. Поэтому убил его. Дом Рафаила, бой с Рафаилом и музыка - это определенно 20ка).
Минус баллы за то, что в квестах не всегда было понятно что делать и куда идти. Некоторые вещи пришлось гуглить.
12 (Успех на грани провала) - Истории персонажей.
Из моей группы нормальная, вплетенная в происходящее в игре, история была только у Лаэзель и то только потому, что она гитьянки.
У Карлах ее нет.
Внутренняя борьба Шедоухарт максимально скучная и неинтересная.
Сюжет Астариона как-будто бы взят из одного известного фильма, чуть более чем полностью.
Сюжет сидевшего в лагере Гейла более менее, но с ним разработчики несколько облажались. В первом акте он довольно активно раскрывается. А в тот момент, когда я взял его с собой и он сдох в первом же бою - было даже интересно. Но затем он снова отправился сидеть в лагерь и в судьбоносных моментах акта 2 и 3 про него разработчики как будто бы забыли, просто написав в журнале, что Гейл принял определенные решения.
Но при этом диалоги с Гейлом на привалах строились так, как будто он принимает непосредственное участие в приключениях.
История одного "легендарного" персонажа, попавшего под влияние злых сил и которого можно встретить во Врата Балдура - в самой игре раскрыта примерно никак. Если предварительно не ознакомится с лором BG, его трупик можно запросто оставить лежать мертвым в канализации, приняв за обычного маньяка.
Еще в процессе прохождения ко мне присоединился Хельсин. Его история опять же почти никак не раскрывается, но при этом он ведет себя, если взять его с собой, максимально нагло и вызывающе. Краткая история Хельсина в моем прохождении под спойлером (не раскрывайте, если не прошли игру).
Сначала он уперся к гоблинам, пропал там, кинул друидов. Потом вылез откуда-то из лагеря гоблинов живой-здоровый, вернулся к друидам, сделал выговор друидке, которая решила защищать рощу как могла и снова свалил в путешествие. Клеился к Карлах, после того как был послан нахер - его забрала Орин в храм Баала. Далее игра пыталась что-то типа нас шантажировать украденным спутником, но мне было настолько насрать что у меня забрали этого полудурка. Когда же я его освободил (естественно он не умер, даже с учетом того, что я вырезал весь культ Баала в городе) - сказал спасибо и просто свалил.
А еще у меня Карлах трахнула Лаэзель. Ну или наоборот. Не уверен точно кто там кого, но это было очень кринжово.
Как итог, сюжет персонажей от провала спасают Лаэзель и Гейл.
10 (Состояние суперпозиции) - DND система.
Тут оценивать все в кучу нет смысла, поэтому я разделю - кубик в диалогах и окружении, система боя и система прокачки.
Кубик в диалогах и окружении - это успех, оценка 15. В отличии от DOS2 (где также были проверки в диалогах) - кубик в BG3 добавляет прозрачности в то, как это работает и даже некоторой детерминированности. В диалогах есть куча способов влиять на результат - выбрать подходящего персонажа для диалога, получить преимущество со скиллов и вещей, накинуть баффы со скиллов, использовать вдохновение. В большинстве случае прибегать к сейвскаму в диалогах не было бы необходимости, если бы не нюанс реализации диалогов в игре.
Когда в разговор вступает не тот персонаж, который в группе ответственен за социалку (у меня это была Карлах), опции других персонажей из группы недоступны. Это была моя причина сейвскама номер 1. Из-за того, что я бегал разведывал карту Астарионом, у которого прокачана ловкость рук и внимание - он часто вступал в разговоры. Но классных социальных опций, как у Карлах-варвара, у него не было (как и харизмы).
Второй момент, это броски кубиков в окружении. Когда группа идет мимо места, где требуется проверка на внимательность, выскакивает куча (если например много ловушек вокруг) уведомлений о результатах проверке. Влияет это только на атмосферу пожалуй, но мне не понравилось.
Система боя и прокачка. Это совершенно точно хуже чем боевая система и прокачка в DOS2 и провал, в целом. Моя оценка 5 из 20.
В начале игры (уровня так до 5го) боевая система мне казалась ужасно душной - половину всех боев тебе показывают надпись "промах" и с этим ничего не сделать. Кастеры, до появления АоЕ заклинаний, бесполезный мусор - ни оружием ни заклинаниями не попадают. У кастеров мало ячеек заклинаний, восстанавливаются только на долгом привале (это как раз причина, по которой я туды-сюдыкал Шедоухарт и Гейла), свитков на тот момент еще мало. А где-то начиная с конца первого акта (у меня концом первого акта были ясли) - бои внезапно становятся казуальными и остаются таковыми до конца игры. Весь второй акт я просто переехал на призрачных стражах Шедоухарт с лучистым уроном. В 3м уже начинает ощущаться перекач (так как опыт в игре явно забалансирован на то, чтобы не заглядывать под каждый камень в одном прохождении).
В итоге оказалось, что самая фановая часть в плане боев была 3-5 уровень и первый акт. Все дальнейшее просто рутина. Особенно когда противников много и они ходят целую вечность.
Что не понравилось у кастеров - дают кучу заклинаний концентрации, использовать в один момент времени можно только одно. Баффы накидываются всегда, дебаффы с шансом (причем когда надо наложить дебафф на какого-то сильного противника) - шанс скорее всего будет небольшой. Тоже самое с одиночными заклинаниями - в игре есть заклинание дезориентация (эдакая авада кедавра), оно вроде как должно наносить кучу урона в сингл таргет, но оно просто не попадет по условному Рафаилу в 9 случаях из 10 (а ячейка 6го уровня тем временем только одна и свитков всего таких пара на игру). Поэтому большинство жирных противников-боссов просто затыкивали милишники.
Что не понравилось у милишников - по сравнению с DOS2 похерены все классные мили-абилки. Никаких тебе прыжков по цепочке, броска щита или удара молотом по земле (удар молотом есть на молоте "Трупомол", но он у него КД раз в короткий привал и это уже конец игры).
По поводу прокачки - ее как таковой нет, тебе дают что-то в рамках выбранного класса. Все получают плюс к ХП. Милишники получают в основном доп. атаки и какие-то пассивки. Кастеры получают ячейки заклинаний. Также на каких-то уровнях можно два или три раза выбрать черты (они же перки в DOS2). Большая часть черт - бесполезны. Например вопрос "какого хрена?" у меня возник, когда я взял черту "Мастер щита", а потом выяснилось что она не дает умения пользоваться щитом. Тут пришлось идти и респекаться в черту, которая дает просто статы.
Если кратко подытожить по DND-системе - то по моему мнению она не подходит для компьютерной игры.
4 (Твердая 4ка из 20) - Основной сюжет и финал.
У меня как у человека переигравшего в DOS2, поначалу было ощущение что сюжет просто взяли и скопировали из DOS2. Потом решили все-же не списывать 1 в 1 и чутка разлохматили финал, накидав антагонистов по-быстрому. В первом акте при развитии основного сюжета у меня были постоянные флешбеки из DOS2. Во втором акте сюжет вообще никак не развивается, до самого конца акта. Задание "Добраться до .." появляется еще в середине первого. Если выполнять допквесты и все пылесосить - то между сюжетными вехами часов так 60. В конце второго и привале между актами сюжет получает скачок и срыв всех покровов, следующая же остановка - конец игры. В 3 акте конечно насыпают каких-то там заданий, связанных с главной сюжетной линией, но сам сюжет они никак особо не развивают, а выглядят больше как нечто опциональное. По сути можно сразу прийти и всем разбить лица.
От концовок я ничего особо не ожидал. Как и думал - все судьбоносные выборы делаются в конце, а того, кто мог их помешать делать - я целенаправленно прибил (тут все точно также как в DOS2). Под спойлером будет моя концовка, если не прошли, не открывайте.
Я убил Рафаила, добыл Орфический молот, освободил Орфея. Император при этом повел себя как конченый мудак (но это выглядит как проеб разработчиков, если честно) - он просто переметнулся на сторону Абсолют, без диалога, без кубиков, просто взял и свалил. Карлах стала иллитидом, что спасло ее от гибели. Император был убит, Абсолют уничтожен.
Итого - сюжет в игре как бы есть, но он банальный, частично скопирован с DOS2 и не особо интересный. Подается постольку-поскольку. Выборы сделанные в процессе игры на финал-финал не особо влияют. Но зато несколько раз за игру можно получить табличку "ваш отряд разгромлен". Короче сюжет - это провал.
3 (Построечка на троечку) - UI, карта, инвентарь и крафт.
Тут из хорошего можно отметить только наличие отдельных мешков под еду, алхимические ингредиенты и связку ключей. Это прям понравилось. В остальном про инвентарь ничего хорошего сказать нельзя. Часа 3 из суммарного времени прохождения я точно потратил на войну с ним. Нет автосортировки (хотя в DOS2 она вроде была), найти нужное зелье или шмотку в свалке предметов, которая образуется к середине игры, бывает проблематично. Попытки какого-то менеджмента инвентаря работают ровно до момента, пока ты не налутаешь еще барахла. Прочитанные книги не отмечаются (в DOS2 вроде бы тоже было).
Крафта в игре как такового нет, только зелья. Но при этом осталась куча хлама, которая перешла по наследству из DOS2 и предназначалась для крафта. Слитки, драгоценные камни, кости, перья и прочее - никакой пользы не несут, только забивают инвентарь. Особенно поначалу, когда не знаешь что тебе нужно, а что нет.
Панель быстрого доступа вроде как здоровая, но для кастера\иллитида она маленькая. Абилки получаемые от предметов постоянно меняют свои места. Панель быстрого доступа для инвентаря - это вообще хаос какой-то и к тому же еще думает несколько секунд, при попытке туда чет перетащить.
Карта - она за каким-то хреном разлинована (видимо чтобы походить на поля DND), но сделано это максимально на отвали. Никакой полезной функции эти клетки не несут, с системой координат вроде не синхронизированы, а из-за отсутствия антиалиазинга рябят в глазах при масштабе карты - линии теряются или размываются:
Ну и карта многоуровневых локаций - там вообще мрак и ничего не понятно.
1 (Критический провал) - Многоуровневые локации и камера.
Вот тут у меня местами прям горела задница. Камера примерно никак работает с многоуровневыми локациями (например зданиями). Она или вообще не показывает помещение в котором находится отряд или рендерит что-нибудь с верхних этажей:
Периодически, чтобы заглянуть в какую-нибудь халупу, куда забежал отряд - нужно поизъебываться с колесиком мыши.
Если спрыгнул куда-нибудь глубоко вниз, одним из персов, запрыгнуть обратно может не получится, потому что камерой наверх может не получиться заглянуть. Только искать выход, телепортироваться (если можно) или загружаться.
Один из боев в 3 акте у меня проходил примерно вот так (тут пришлось загружаться, типа "выйди и зайди нормально"):
Помимо камеры на многоуровневых локациях хромает управление персонажами. Из-за того что у меня было два силовика и два дохляка, периодически возникала ситуация, когда кто-то из отряда не допрыгивал и персонажи могли начать прыгать туда сюда, если не расцепить отряд. Также силовики могли запрыгнуть обратно наверх, после прыжка с потерей ХП, т.к. автопрыжок членов отряда не работает, если прыгнуть без потери ХП нельзя. Также в местах приземления могли быть ловушки и все описанное выше может происходить еще и с беготней по ловушкам.
Еще не понравилось, что в BG3 сильно кастрировали механику поверхностей, которая была в DOS2. Там был прям акцент на них с самого начала и и всю игру (и это было прикольно). В BG же они как бы есть, но их сильно меньше количественно, меньше видов, меньше взаимодействия.
Послесловие
Как-то так. Несмотря на все, что у меня идет с оценками ниже 10ки, проработанный мир игру вытянул, ее не хотелось дропнуть в середине или побыстрее пройти в конце, было интересно. 3 акт мне понравился не меньше чем первый или второй. Он хуже вылизанного первого, там есть баги, дропы FPS и странности в сюжете, но локации сделаны качественно, наполнены ничуть не хуже других мест и исследовать их интересно.
Проходить игру второй раз я бы не стал, скорее всего я открыл большую часть контента. DOS2 я проходил несколько раз из-за разнообразия билдов, классных боев и возможности комфортного соло-прохождения любым персонажем с историей.