Манга «Паразит» Хитоси Ивааки: хищная история из 90-х, актуальная и сегодня
Классическая хоррор-манга Хитоси Ивааки «Паразит» — это непростое произведение о человечестве и человечности, о жестокости, о хищниках и их добыче. Мангака начал писать «Паразита» ещё в конце 1980-х, но его темы достойны вашего внимания и сейчас — рассказываем, почему.
На DTF, кажется, больше любят читать, а не смотреть. Так что на этот раз сверстали и текстовую версию материала. Если окажется, что формат пользуется спросом — будем так поступать и впредь!
Но видео всё равно посмотрите — мы там спрятали для вас пушистого котейку.
Оригинальный «Паразит» выходил в Японии с 1988 по 1995 год, со временем обрёл культовый статус и обзавёлся двумя адаптациями — в виде аниме и экранизации с живыми актёрами. Правда, в топы самой психологической и философской манги это произведение всё равно попадает редко. И это странно: несмотря на знакомую (как кажется поначалу) историю про вторжение пришельцев и жёсткие боевые сцены, «Паразит» — это в первую очередь размышление о природе и судьбе человечества.
Только отдалившись от людей, можно разглядеть и понять их как следует. А может, и нет.
Инопланетяне вторгаются на Землю и захватывают тела людей. Банально, привычно, знакомо — научная фантастика использует этот сюжет в том или ином виде уже лет семьдесят. Чёрно-белый хоррор «Оно пришло из далёкого космоса» по идее Рэя Брэдбери, рассказ Филипа Дика «Отец-двойник», триллер «Вторжение похитителей тел» по роману Джека Финнея — всем этим Хитоси Иваака НЕ вдохновлялся во время работы над «Паразитом».
А вдохновлялся он документальными фильмами о природе и пищевых цепочках. И это важно — скоро поймёте, почему. История «Паразита» начинается с того, что однажды ночью с неба сыпятся споры, то ли прилетевшие из космоса, то ли принесённые ветром откуда-то с нашей планеты.
Из этих спор вылупляются паразиты — похожие на червей создания, которых ведёт один инстинкт: как можно быстрее найти человеческую особь и пробуриться ей в голову. А потом сожрать мозг, захватить контроль над телом, научиться превращать голову во всякие острые штуки и пойти искать пропитание — других человеческих особей.
В этом контексте главному герою «Паразита» Синъити Идзуми одновременно и повезло, и не повезло. Не повезло — потому что один из этих червей вылупился недалеко от его окна. Повезло — потому что Идзуми в тот момент спал в наушниках, из-за чего паразит не смог пробраться в мозг через ухо, замешкался и… поселился в правой руке Синъити. Существо оказалось вполне разумным: быстро научилось читать и разговаривать, даже получило от Идзуми имя Миги («правый» по-японски).
Это был зачин истории. Дальше начнутся серьёзные спойлеры, а гневных минусов нам на этом аккаунте уже хватит. Поэтому не будем рассказывать, как главный герой научился отращивать крылья с клювом, и переходим к смысловой части.
«Паразит» — это умный хоррор. Не в том смысле, что он как-то особо изобретательно пугает, хотя всякой мерзости тут много. А в том, как автор расставляет акценты в своей истории.
У двух главных героев — и да, здесь их именно два, пусть и в одном теле, — совершенно разные моральные системы. Идзуми вырос в человеческом обществе, воспитан заботливыми родителями, ходит в школу, готовится к взрослой жизни. Его приоритеты и отношение к миру нам понятны.
Миги — другое дело: у него нет моральных норм в привычном нам понимании — только холодные, дистиллированные принципы. Если ты голоден — найди пищу. Если твоя пища — живое создание, умертви. Если тебе угрожает опасность — избавься от её источника или беги, коли источник тебе не по зубам.
В какой-то момент моральные системы начинают смешиваться. Миги постепенно, но с трудом изучает человеческий мир. Ему непросто принять концепцию дружбы, семьи, любви, но он пытается понять эти явления — и в меру сил поддерживать Идзуми, когда тот с ними сталкивается.
Синъити же приходит к мысли, что человечество ничем не лучше паразитов — а в чём-то даже и хуже. Доминирующий на планете вид с развитым эмоциональным интеллектом, который расходует всю свою мощь на удовлетворение своих же потребностей. Который сам решает, что лучше для других видов, населяющих Землю.
Другие паразиты раскрываются со своей стороны. Они не бездумные убийцы, которые наслаждаются самим актом лишения жизни: всего лишь такой биологический вид — животные, пусть и говорящие, хищники, для которых главное — выжить. Просто устроены они так, что питаться могут только особями того же вида, что и носитель, а носители почти всех паразитов — люди.
Кстати, в манге даётся интересная мысль: а что, если паразитов кто-то специально отправил на землю, чтобы уменьшить численность человеков, которые уж больно вальяжно себя чувствуют на планете? Звучит жутко, правда? Но ведь люди и сами не брезгуют этим методом — например, европейские поселенцы в XIX завезли в Новую Зеландию горностаев, чтобы урегулировать численность кроликов.
Д: На контрасте с паразитами выступает не только тандем Синъити-Миги, но и Урагами — почти обычный человек, разве что серийный убийца. Он готов убивать, насиловать, иногда всё вместе (некрофилией не брезгует) — но не ради питания, а просто ради удовольствия. Урагами искренне нравится делать людям больно. Он даже научился чувствовать паразитов, а точнее их хищные инстинкты, которые маньяк сравнивает со своими. Но вопрос — кто здесь хищник, а кто просто чудовище?
В итоге получается, что паразиты в этой истории — это не привычные бабайки из хорроров или злые пришельцы, а сюжетный инструмент автора. Сам Синъити за счёт своего пограничного положения меж двух биологических видов раскрывает читателю два разных взгляда на мир. Герой начинает перенимать некоторые принципы Миги, границы смешиваются окончательно: паренёк, который ещё вчера был обычным человеком, становится более холодным, расчётливым, хищным, даже диким.
Это смещение приоритетов позволяет мангаке задавать очень неудобные вопросы: почему убийства прочно вошли в человеческую природу, так ли они необходимы, кто действительно заслуживает смерти? Ответов на эти вопросы манга не даёт — читатель ищет их сам, и иногда приходит в ужас от того, насколько жестокими они могут быть.
Если у вас есть право на жизнь, оно есть и у нас. Предоставление прав на что-либо — это странное явление, которое я замечал только у людей.
Подытожим: «Паразит» наталкивает на очень правильные мысли. Критика человечества, его жестокости и самонадеянности, обсуждение природы, пищевых цепочек и взаимоотношений «хищник-добыча»… Да и главный вопрос — что же значит «быть человеком» — подобных тем обычно не ждёшь от хоррора про инопланетное вторжение. И они потом ещё долго не отпускают: натурально ходишь и перевариваешь прочитанное. Будто сама манга — это паразит, который проникает в мозг читателя и захватывает мысли.
Сейчас, когда всё больше людей задумываются об экологии и осознанном потреблении, «Паразит» актуален как никогда. Он не твердит в лоб «нельзя мусорить», а показывает отношение человечества к планете в целом. Не осуждает, но изображает так, что читателю становится тошно… Возможно, немного стыдно. Миги даже говорит в какой-то момент:
Синъити, я читал про дьявола в книгах... Мне кажется, что из всех живых существ человек похож на дьявола больше всех.
И тут ты задумываешься: кто такой дьявол? Эгоистичное, манипулятивное создание, разрушающее всё, к чему прикоснётся, не брезгующее обманом и убийством. Кого-то это всё напоминает...
Ладно, остался вопрос — как лучше знакомиться с «Паразитом». Мы рекомендуем мангу, но это субъективно. Там очень приятная рисовка ранних 90-х, которая отличается от современного стиля, уютная атмосфера эпохи, и читается всё это легко и быстро. Мангака концентрирует внимание на действии, на эмоциях, и будто гонит читателя по сюжету, но в нужных местах даёт передохнуть и обдумать очередное рассуждение о природе человека.
Кстати, если любите мангу в печатном виде, поищите издание от Alt Graph — они как раз недавно издали всего «Паразита» с хорошим переводом, в твёрдой обложке. Нам не заплатили, честно, просто сами в восторге от качества этих книг и хотим поддержать издательство!
Если же формат манги вам не по душе, можете ознакомиться с аниме 2014 года. Оно вполне неплохое! Да, какие-то сцены поменяли местами, некоторые мелкие моменты убрали, жестокости и кровищи стало меньше, но сама история и её посылы — на месте.
Пожалуй, главным отличием стала другая эпоха. Аниме переносит действие в современность, так что вместо газет тут — планшеты, герой носит модные очки, а атмосфера ранних японских 90-х пропала — впрочем, кому-то так даже больше понравится, о вкусах не спорят.
Также существует полнометражная экранизация — но вот её уже смотреть не стоит: фильм этот (точнее, два фильма: экранизация в двух частях) очень проблемный. В четыре часа хронометража сценаристы упаковали восемь томов манги, и без потерь не обошлось.
Под нож пошли отец главного героя и девушка Кана — персонажи, которые помогают Синъити вспомнить, что определяет человека. Из-за этого сцены, в которых Идзуми мучился вопросами морали, превращаются в стихийные откровения: герой постоит, подумает и сам решает для себя сложные дилеммы. Кстати, внутренних монологов из манги тут тоже нет. Паразиты в экранизации ведут себя странно: то теряют, то снова обретают способности. А Миги чаще играет роль обычной суперсилы, а не отдельного разума в том же теле.
Ну а напоследок один интересный факт. В оригинальном японском издании слово «паразит» — именно в варианте «Кисэйдзю», который вынесен в название произведения — упоминается всего один раз. И произносит его персонаж-человек применительно к человечеству в целом. А на этой нелёгкой мысли мы вас оставляем, всем пока!
Мы — два разных вида, и не стоит надеяться, что мы поймём друг друга. Всё дело в человеческом высокомерии — мы считаем, что понимаем других живых созданий, но судим их по своим стандартам. А ведь другие виды — это наши соседи по планете, их нужно уважать. На самом деле, люди — существа очень одинокие.
Кстати, материал вышел очень вовремя. Издательство Alt Graph, книги которого как раз мелькают тут на фотографиях, анонсировало скорый выход двух томиков «Неопаразита» — рассказов от других авторов по мотивам оригинального произведения. Фанатам оригинального произведения уже начинать ждать!