А Вы знали, что джинны из "Аладдина", "Старика Хоттабыча" и "Медного кувшина" ведут свое происхождение из ислама и арабской мифологии?

А Вы знали, что джинны из "Аладдина", "Старика Хоттабыча" и "Медного кувшина" ведут свое происхождение из ислама и арабской мифологии?

Так, в "Тысяче и одной ночи" фигурировал в сюжете не один джинн, а целых два. И это были не просто "рабы лампы" и волшебники, подобно Золотой Рыбке, исполняющие желания, а духи, созданные Аллахом из огня - в арабской мифологии и Коране, откуда все это пошло, образ джинна имеет именно такую трактовку. В доисламских традициях это были существа, похожие на призраков, которые обитали в пустынях, могли причинить вред людям, и от них надо было искать спасения.

Раньше джиннов древние арабы боялись и даже воспринимали их как богов. Но со временем отношение к существам поменялось. В Коране джинны упоминаются 29 раз, но описания их внешности не присутствует. В итоге достаётся всем: людей обвиняют в том, что они приписывают джиннам божественность, а самих джиннов - в том, что они заявляют о своей божественной природе. Ислам сместил джиннов на один и тот же уровень, что и людей, а доктрина Ашари и вовсе понизила их и приравняла к христианским и иудейским концепциям Падших Ангелов во главе с Сатаной (у мусульман он известен как Иблис и Шайтан).

И да, в оригинале то никакой лампы и не было, а был кувшин или запечатанный сосуд. Да даже Старика Хоттабыча - Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба - обнаружили в кувшине! Все известные нам истории - "Старик Хоттабыч" и "Медный кувшин" - действуют исключительно по одной схеме: каждый из упомянутых джиннов чем-то насолил исламскому пророку Сулейману (аналогом Соломона в Библии) - то пытался заставить монарха жениться на джинне, особи женского пола (история Фаркаша Эль - Аамаша из "Медного кувшина"), то просто ослушался его. И именно за это джинн был покаран Аллахом - сосуд запечатали и бросили на дно моря вплоть до Страшного Суда.

А Вы знали, что джинны из "Аладдина", "Старика Хоттабыча" и "Медного кувшина" ведут свое происхождение из ислама и арабской мифологии?

А сюжет, который в классификации Аарне-Томпсона стал известен как тип 331 "Дух в бутылке", берёт своё начало не от "Аладдина", а из другой сказки принцессы Шахерезады, в рамках той же "Тысячи и одной ночи" под названием "Рыбак и джинн" (аналог пушкинской сказки о Рыбаке и Рыбке). Там старик закидывает в море сеть четыре раза в день. Но вместо улова ему попадается сперва мертвый осёл, затем кувшин, полный земли, а потом - осколки глиняной посуды и стекла. В последний раз Рыбак молится Богу и снова забрасывает сеть. Но и на этот раз ему не везёт, волны прибили к берегу запечатанный медный кувшин.

Это была не простая печать, а печать Соломона - в исламском мистицизме эта эмблема ничего хорошего не сулила, да и ее история похожа на типичного "Властелина колец". Ну, и когда Рыбак открыл сосуд, на свою беду выпустил Джинна, который оказался злобным ифритом. Джинн объясняет, что первые сто и двести лет своего заключения он клялся обогащать человека, который освободит его навсегда. Спустя еще одно столетие он поклялся исполнить три желания тому, кто его освободит, но никто этого не сделал. После четырехсот лет заключения джинн вконец разгневался и поклялся предоставить тому, кто его освободит, выбор смерти. Но Рыбаку лишь чудом удаётся избежать смерти, а джинн рассказывает ему две истории, сюжет которых круто меняет судьбу владельца джинна.

Никаких желаний на самом деле Джинн не исполнял, а Рыбак выступал у него лишь мальчиком на побегушках, в финале сумев за хорошую службу стать казначеем у султана. Вообще, эта тема с желаниями пришла из сказки про Аладдина, действие которой в оригинале разворачивалось в Китае, а не на Ближнем Востоке. Да и Китай воспринимался у жителей с мусульманскими обычаями не как реальная страна, о географическом положении которой в те времена и понятия не имели, а как скорее всего экзотика.

А Вы знали, что джинны из "Аладдина", "Старика Хоттабыча" и "Медного кувшина" ведут свое происхождение из ислама и арабской мифологии?

И получилось так, что писатели 20-го века, начиная от Томаса Ансти Гатри и заканчивая Лазарем Лагиным, как бы объединяли в своих произведениях две разные сюжетные линии. Одна гласила про могущественного духа, покаранного Аллахом и заключенного в сосуд на тысячелетия, другая - про желания. И то в данном случае было всё не так просто, как кажется на первый взгляд. У арабов в мифах именно джинн был инициатором желаний и мог повелевать человеком, а не наоборот! Даже Старик Хоттабыч не всегда исполнял желания пионера Вольки Костылькова, а делал все по-своему: один раз у мальчика отросла борода, а в другой - Волька провалил экзамен по географии.

Примечательно, что знаменитое заклинание Хоттабыча "трах-тибидох" появилось не в книге, а в радиоспектакле 1958 года, тогда как в оригинале произведения 1940 года Хоттабыч говорит «лехододиликраскало». Заклинание напоминает литургию "Леха Доди", однако в поздних изданиях сказки и в советском фильме из цензурных соображений убрали все религиозные отсылки и лишили джинна традиционной связи с исламом.

Отныне слово Хоттабыча уже стало "странным и длинным", а в качестве антагониста, который заточил бедного Гассана в кувшин, в сюжет фильма ввели не Бога, не пророка, а вымышленного короля джиннов Джирджиса, которого толком и не показали. Хоттабыч остался глуповатым добряком-весельчаком, а вот его брат - Омар Юсуф, которого в советском фильме вырезали напрочь, в книге Лазаря Лагина был очень близок к классическому восприятию джинна писателями того времени. Он тоже озлобился после заточения и предложил одному из ребят, кто его освободил, выбрать способ смерти, подобно персонажу из "Рыбака и Джинна", но лишь благодаря стараниям Вольки трагедии удалось избежать.

2121
58 комментариев

Нихуясе! Вот это да! А я думал их в диснее придумали!

52
Ответить

Удивительно! В арабских сказках персонажи происходят из других арабских сказок! Невероятно. Да как же так?

27
Ответить

Я думала, это персидская сказка...

1
Ответить

Я думаю можно было догадаться по тюрбану

12
Ответить

Но это не означает что он женщина или мужчина

9
Ответить

Но тюрбан не каждый джинн носил! У Факраша вообще цилиндр был....

Ответить
5
Ответить