Gungrave — история о дружбе с двумя пистолетами

Аниме, которое немного Scarface, немного Berserk и немного Devil May Cry.

Gungrave — история о дружбе с двумя пистолетами

Когда приходится говорить об аниме как о социокультурном феномене, я обычно придерживаюсь следующего мнения: 90% всего, что снимают в этом жанре — незамысловатый проходняк либо откровенный трэш, смотрят который либо «деды», которые пересмотрели уже вообще все, что их интересовало, либо совсем уж неприхотливые зрители.

Сегодня речь пойдет об одном из представителей тех 10%, которые я считаю «конфеткой» — о творении студии Madhouse, основанном на одноименной игре с PlayStation 2 — аниме-сериале «Гангрейв».

Авторы

Ёсукэ Курода (слева) и Ясухиро Найто (справа)
Ёсукэ Курода (слева) и Ясухиро Найто (справа)

Нельзя говорить о Gungrave, не останавливаясь, хотя бы ненадолго, на его создателях. Наибольший след здесь внесли два человека: Ёсукэ Курода, сценарист картины, до этого работавший над аниме по Trigun (к этому мы скоро вернёмся), «Эксель-сагой», «Бесконечным путешествием корабля Ривиас» и прочими высокооцененными картинами конца 90-х. На сегодняшний день Курода успел поучаствовать в написании сценария более чем для 50-ти аниме-картин, среди которых Hellsing Ultimate, Gundum, Jormungand и другие. Ёсукэ сильно переработал и развил историю, которую рассказывала оригинальная игра, показав предысторию персонажей, которая, существуй она в отрыве от второй части сериала, могла бы спокойно считаться отдельным произведением.

Вместе с Ёсукэ, над картиной работал и автор манги Trigun — сам Ясухиро Найто, ответственный за дизайн персонажей как в оригинальной игре, так и в аниме. Работая в привычном 2D-формате, Найто смог сделать внешность персонажей ещё глубже и выразительнее, из-за чего те надолго застывают в памяти. Образ же главного героя — Грейва — хоть и не стал таким же культовым, как, например, персонаж Вэша Урагана из вышеупомянутой манги, стал частым объектом косплея и фанартов.

О Тосиюки Цуру — режиссере, работавшем над сериалом, ин мало. Стоит упомянуть, что раннее он работал над культовыми Darkside Blues, Serial Experiments Lain и (что неудивительно) Cowboy Bebop. Ожидать от профессионала с таким опытом работы за спиной чего-то посредственного просто невозможно, и работа режиссера оправдывает ожидания.

Не меньший вклад в проект внес и главный композитор и автор саундтрека картины — Цунэо Имахори, но о нём мы обязательно поговорим позже.

Сеттинг

А начать разговор о самой картине хочется, наверное, с самого интересного — с сеттинга. С одной стороны, те, кто знаком с оригинальной игрой, уже заранее уверены в том, что от аниме стоит ожидать фантастическую и агрессивно готическую историю о мести в стиле Devil May Cry 3. Такое впечатление создаёт и первая серия аниме, которая, как и в культовом «Берсерке», переносит нас в будущее персонажа и, вызывая лёгкую фрустрацию, оставляет с десятком вопросов. От того только интереснее наблюдать, как умело — без лишнего пафоса и неуместной фантастики — поставлена вся арка «предыстории».

Gungrave — история о дружбе с двумя пистолетами

Стоит сказать, что именно первая часть произведения заставляет цепляться за «Гангрейв» и с интересом смотреть серию за серией. Визуальный стиль, музыка, структура повествования — все начинает работать на казалось бы клишированную историю в стиле «Крестного отца», рассказывающую о двух друзьях детства, случайно попавших в крупный преступный синдикат. Но история эта вовсе не заурядна, о чём мы ещё поговорим в дальнейшем. Любители гангстерского кино быстро подметят и сходство лучшего друга главного героя — Гарри Макдауэлла — с персонажем Аль-Пачино из Scarface, и донельзя похожую на показанную в «Крестном отце» структуру преступной организации.

Gungrave — история о дружбе с двумя пистолетами

Контраст двух сеттингов создаёт уникальную атмосферу, выделяющую «Грейва» на фоне других культовых аниме-тайтлов. В то же время, это совмещение несовместимого приводит к небольшому когнитивному диссонансу к середине произведения, связанному с резкостью смены сеттингов и коренным изменением повествования. Однако скомканность такого сдвига можно объяснить ограничениями в хронометраже и необходимостью соответствовать (хоть и не полностью) сюжету первоисточника.

Сценарий и персонажи

Одной из самых сильных сторон Gungrave является сюжетная составляющая, а потому практически невозможно описать все эмоции, что она вызывает, не затронув ключевые события картины. Если вы хотите самостоятельно узнать все детали сюжета, то смело пропускайте этот параграф, а тех, кто всё же останется, заверю, что ничего действительно серьезного я тут не заспойлерю.

Сюжет картины строится вокруг двух действующих лиц — формального главного героя — молчуна Брендона Хита — и его лучшего друга — харизматичного лидера Гарри Макдауэла, которому, по сравнению с игрой, уделено гораздо больше экранного времени. Именно отношения этих двух парней (а позже — взрослых мужчин) и выступают основной темой произведения. И факультативные идеи, и основной посыл картины раскрываются через их рост над собой, через их мысли, стремления и взаимодействие друг с другом. И в то время, как сам тихоня Брендон для зрителя выступает своеобразным проводником в преступный мир сериала, с которым легко отождествлять самого себя, Гарри — это очень живой персонаж, со своими (чаще всего не соответствующими принципам зрителя) желаниями и моральными установками.

Gungrave — история о дружбе с двумя пистолетами

Внутренний мир, вложенный в характер каждого из героев сериала, не всегда такой же комплексный, как в случае Гарри, но всегда, даже в своей простоте, очень живой и настоящий. При этом характеры большей части второстепенных персонажей получилась действительно гротескными, что, однако, отлично работает в рамках аниме-сериала и с учётом значительного количества на экране действующих лиц.

Так, например, невозможно не сопереживать лидеру Синдиката — Большому Папе, который за все время на экране не изменяет своим принципам чести и достоинства или не восхищаться стилем гангстера Кагасира Банджи и не подмечать изменение его характера в течение всей картины. К слову, сам Кагасира лишь немного не дотягивает до статуса одного из главных героев, оставаясь втянутым в большую часть всех действий картины.

Gungrave — история о дружбе с двумя пистолетами

Исключением из общего правила является разве что Мика Асаги, которая, выступая как один из важнейших героев, сама не двигает сюжет ни на шаг вперед. Являясь скорее персонажем-функцией, она только помогает лучше раскрыться другим героям. Подобная проблема, впрочем, наблюдается со всеми женскими персонажами сериала: Мария, возлюбленная Брендона, Шерри Уокен, жена Гарри, — все они не отличаются духовной глубиной или попросту не успевают раскрыться.

Сценарий, так или иначе, следует за обоими друзьями, разделяясь на соответствующие арки. Всего можно выделить следующие этапы повествования:

  • Общая арка Гарри и Брендона, которую условно можно назвать «восхождение». Она работает на познание зрителем характеров и личностей персонажей, которые в дальнейшем будут переосмыслены;
  • Арка «конфликта», в рамках которойвнимание смещается на персону Гарри. В ходе этого этапа происходит «снятие» его образа как хорошего друга и честного человека, зритель переосмысливает персонажа, пытаясь соотнести его с самим собой, в то же время сам Гарри.
  • Арка «месть», в ходе которой Брендон наконец-то раскрывается, насколько это возможно, как персонаж. Переосмысления личности героя не происходит, однако именно эта арка плавно перетекает в финал.
  • Финал — одна из сильнейших сторон произведения. Неожиданный, хватающий за душу, отсылающий к событиям первых двух арок и наконец окончательно раскрывающий персонажей.

Концовку Gungrave можно считать эталонной для любого более-менее серьезного, взрослого сериала. Отлично работая в рамках повествования, она ставит жирную, но очень красивую точку в рассказанной истории, при этом до последнего оставаясь неожиданной и оставляя зрителю приятную возможность самостоятельной интерпретации.

Музыка и саундтрек

Gungrave — история о дружбе с двумя пистолетами

Невозможно говорить о Gungrave, не обмолвившись хоть словом о шикарном саундтреке от упомянутого уже музыканта Цунэо Имахори. Талант композитора дал знать о себе уже в работе над саундтреком к аниме Trigun, которое не раз упоминалось даже в рамках этой статьи. Кроме того, он состоял в The Seatbelts, группе, сформированной из лучших джаз-музыкантов Японии для работы над OST к Cowboy Bebop.

Однако в отличие от прошлых работ композитора, и небрежно блюзовой музыки из Trigun, и многогранного джаза из саундтрека к «Бибопу», музыка из Gungrave играет тонкими инструментальными нотками, иногда перетекая в электронику, джаз и фанк. Саундтрек звучит отлично и во время экшена, усиливая динамику происходящего, и во время драматических сцен, выжимая из зрителя эмоции. Тонкая, красивая, идеально подходящая сериалу музыка надолго останется на повторе у тех, кто осилит эту прекрасную картину.

Оттого особенно обидно, что такой талантливый музыкант как Цунэо Имахори с той поры радовал нас только саундтреком к полнометражной Trigun: Badlands Rumble в 2010 году. Остается лишь наслаждаться плейлистом из ранних и малоизвестных работ музыканта в составе Tipographica и meatopia:

Ссылка на плейлист: https://clck.ru/YHdFM

Дизайн и визуал

Не буду долго распинаться и скажу сразу — Gungrave почти всегда выглядит просто восхитительно. И заслуга это не только Ясухиро Найто, создавшего замечательные, запоминающиеся визуальные образы персонажей, но и раскадровщиков, проделавших невероятную работу над внешним видом сериала.

В «Грейве» очень много статичных кадров, которые сильно работают на эмоции, а новые сцены визуально не редко отсылаются к предшествующим. Стоит отметить также работу над освещением, свет в Gungrave может быть очень разным, окрашивая происходящее в соответствующее настроению цвета.

Нередко условная «камера» берет близкий к лицу персонажа ракурс, подчеркивая его настроение и акцентируя внимание на еле заметных глазу зрителя при обычном просмотре мелочах.

Было бы наивно полагать, будто до Gungrave в аниме не использовались подобные «киношные» приёмы. Ещё в Neon Genesis Evangelion можно легко подметить подобные способы визуального повествования, а уверенные зрители в комментариях сходу назовут с десяток еще более ранних примеров, однако факт остаётся фактом — для своего времени Gungrave выглядит просто отлично.

Стоит ли смотреть?

Gungrave — история о дружбе с двумя пистолетами

Лично я считаю, что да — определённо стоит. А вы, во всяком случае я на это надеюсь, раз уж дочитали мою статью, для себя сможете решить самостоятельно. Если вы без ума от мрачных драматических историй, темы мафии и преступных синдикатов, стильного экшена а-ля DMC, если в списке ваших любимых тайтлов числятся Cowboy Bebop и Trigun, если вы любите глобокую инструментальную музыку — вы бесспорно останетесь довольны. Несмотря на некоторые проблемы с целостностью повествования во время резкой смены сеттингов, картина справляется со своей главной задачей — преподнести зрителю самобытную, драматическую историю в необычном стиле.

Единственное, на что остаётся обратить внимание — это вопрос о том, с какой серии все-таки начинать. Если вы не читали третий параграф моей статьи, то, пожалуй, стоит сразу начать со второй, если же решились ознакомиться — то, как и я, начинайте с первой, обещаю, вы ничего не потеряете.

116116
27 комментариев

Одно из лучших аниме, что видел, наравне с берсерком. И так же как в Берсерке шикарна "приквельная" часть про становление персонажей и посредственно все после. Жаль, что почему-то не заимело особого культового статуса, хотя более чем достойно его.

11

Все портит гг терпила, без целей и мотивации к жизни, который профукал все возможности и варианты, еще и разрушив чужие. А потом с гордой головой "за справедливость" включил куколда и решил, что он может за других решать, что правильно, а что нет, когда сам прожил жизнь в никуда. Поэтому оно и не культовое, что концовки "братаны до конца" не хватает, чтобы вывезти весь абсурд середины сюжета.

6

Это аниме заставило пубертатного меня плакать как сучка ;(

Спасибо большое за годный обзор, было бы неплохо ещё разбор игр во франшизе

7

Если эта статья зайдет - почему нет, сделаю. Пока 3 материала в планах, будет 4-м).

1

Обидно что в разделе саунда не была упомянута Scoobie Do:

5

Да там каждый трек хоть отдельно упоминать). Все-таки хочется, чтобы опенинг и эндинг каждый открыл для себя самостоятельно. Оба гениальны и очень сильно запоминаются.

3

Отличный представитель "сейчас так не снимают" и одно из любимых аниме вообще. В свое время, еще после просмотра на М.тv врезалось в память на всю жизнь.
От себя могу посоветовать в таком же "духе":
Speed Grapher, 91 Days.

3