Араки Тэцуро – искусство зрелищности

Режиссёр таких аниме-сериалов как «Death Note», «Shingeki no Kyojin», «Highschool of the Dead», «Kurozuka», «Aoi Bungaku Series» («В лесу под цветущей сакурой» Сакагути Анго), «Guilty Crown» и «Koutetsujou no Kabaneri».

Араки Тэцуро
Араки Тэцуро

Араки не изобретает чего-то принципиально нового в анимации, как Имаиси Хироюки или Моримото Кодзи, не создаёт претенциозные картины как Осии Мамору, и не экспериментирует с формой как Симбо Акиюки. Он делает шоу для всех, стильное и крутое. Поэтому используемые им приёмы уже стандарт для блокбастеров.

Главный упор у него идёт на эмоции. Как можно сильнее показать эмоции главных героев, и как можно быстрее их передать, не отпуская зрителя из этого состояния. Даже когда оригинальный сценарий подводит, Араки всё равно это делает.

Ему всегда хотелось рассказывать истории связанные с судьбой всего человечества. Показывать борьбу персонажей и сцены кризиса, когда персонажи делают решающий выбор, граничащий с опасностью. Почти все его работы это боевики, но как признается он сам, показывать жестокость он не умеет, но в проектах такого рода без этого не обойтись.

Самая главная находка для индустрии в том, что Араки не требуется много анимации чтобы показывать экшен. Его камера почти всегда движется, идёт либо укрупнение плана, либо отдаление. Пролёт слева направо и наоборот. Параллельность планов. Полиэкран. И когда нужно передать эмоции, он может укрупнять план по нескольку раз. Доходит даже до показа отражения в глазу. А какое-то массовое движение закрыть фоном заглушкой, который благодаря музыке и спидлайнам будет восприниматься как движение (обычно такой фон обработан эффектами сепии и зернистости). И куда же без облёта камеры вокруг персонажа и голландских углов.

Kurozuka

Ещё один из его любимых приёмов – кислотные цвета, они используются им часто в опенингах. В самих сериалах он им пользуется не часто, в «Kurozuka» всё окрашивается в кислотные цвета на время, когда главный герой впадает в ярость. В «Shingeki no Kyojin» этот эффект появляется в моменты, когда люди превращаются в титанов.

Что же до важных моментов в сериале. Часто он использует приём с ускоренной съёмкой (rapide), дабы передать эффект замедленного движения и его важность. Иногда он идёт дальше, и оставляет проекции этого движения (шлейф), как в сцене со смертью L в «Death Note».

Араки Тэцуро – искусство зрелищности

Но нужно помнить, что визуальные приёмы, это лишь подпись, так сказать, особенность почерка при письме, а не сами отличительные черты написанного. Хотя обычно ценят как раз первое.

Динамичный монтаж. Араки не любит долгие планы, а чем чаще меняются планы, тем внимание зрителя сильнее концентрируется на происходящем. Обычно опенинги делают с ASL в районе 1.7-2.1. И иногда Араки применяет такое и в самой серии. Плюсом к этому идёт дрожание камеры (эффект дрожания не как съёмки с рук, хотя и его он использует, а дрожание как от землетрясения).

Нельзя не отметить работу с композицией. Араки выстраивает серии так, чтобы в середине был кризис, а в конце зачастую клиффхэнгер. Для этого он может вставить в начало серии введение из прошлой серии, либо же другими методами компенсировать лишнее время. И получается так, что каждая серия самостоятельна внутри себя. Т.е. в начале идёт завязка, потом наращивание, кульминация и развязка. Но это не значит, что экшен идёт беспрерывно, после того как кризис обозначен идёт логичная передышка.

Рассмотрим первую серию «Kurozuka». Главный герой вместе с товарищем в бегах, и тут они находят дом, с живущей в нём женщиной. Они сразу дают понять, что останутся на одну ночь. Но к середине серии наступает кризис, главного героя вынуждают остаться на подольше, что он и делает.

​Kurozuka
​Kurozuka

Араки создал всего две оригинальные работы. Это «Guilty Crown» и «Koutetsujou no Kabaneri». С помощью этих лёгких на подъём работ, он пытается максимально развлечь зрителя. И будь это японский зритель, или зритель из другой страны, это для него не важно, он создаёт сериалы так, чтобы они передавали чувства без привязки к культуре.

В «Koutetsujou no Kabaneri», он берёт за основу одни из популярных тем. Это зомби-боевик в сеттинге паропанка с примесью анахронизмов в виде самураев. Идея с бронепоездом пришла авторам не сразу. Араки вдохновлялся «Землей мёртвых» Джорджа Ромеро, и, собственно, стильная история с большим охватом аудитории уже готова. На этот проект он позвал Микимото Харухико для дизайна персонажей, который прославился дизайном для «Macross», и Окоти Итиро на пост сценариста, который известен своей работой над «Code Geass» и «Planetes». С последним Араки работал над «Guilty Crown». Для экшен сцен авторы вдохновлялись разными боевыми искусствами, например: ган-ката (вымышленное боевое искусство в фильме «Эквилибриум»), крав-мага и даже наша система РОСС. Сериал как и ожидалось, привлёк большое внимание и даже получил продолжение в виде фильма, но будущее этого проекта видится туманным. Как признаётся Араки, он хотел сделать идеальное аниме, а на оригинальный проект требуется 5 лет, поэтому он старался сделать всё по максимуму.

Но независимо от этого, Араки продолжает работать над «Shingeki no Kyojin», и в следующем году свет увидит последний сезон. Что будет делать режиссёр дальше, пока неизвестно.

Если сравнивать его работы с другими режиссёрами. То смело можно назвать Майкла Бэя, Джорджа Ромеро и сестёр Вачовски. Очень часто можно увидеть визуальные цитаты из их фильмов в работах Араки. А если не уходить далеко, то Эй Аоки очень близок к нему по стилю. Как бы то ни было, он один из самых успешных режиссёров аниме-сериалов на данный момент в жанре боевиков.

Спасибо за прочтение, и надеюсь статья оказалась для вас хоть немного полезной.
P.S. Если вы увидели ошибку в тексте, напишите о ней.

5656
25 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

Нельзя не отметить работу с композицией. Араки выстраивает серии так, чтобы в середине был кризис, а в конце зачастую клиффхэнгер. Для этого он может вставить в начало серии введение из прошлой серии, либо же другими методами компенсировать лишнее время. И получается так, что каждая серия самостоятельна внутри себя. Т.е. в начале идёт завязка, потом наращивание, кульминация и развязка. Но это не значит, что экшен идёт беспрерывно, после того как кризис обозначен идёт логичная передышка.В идеале все так делают (ну или хотя бы должны)

3
Ответить

Обращаю большое внимание на то как режиссер выстраивает видеоряд и композицию. За один лишь авторский прием накидываю финальные баллы тайтлу. Поэтому Тэцуро для меня, наверно, самый высокооцененный. 

2
Ответить

Зак Снайдер от мира Аниме, надеюсь Шингеки его потеряют после переезда пока непонятно куда.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

я и не знал, что десу ното, курозуку и школу мертвецов один и тот же человек снимал. Тетрадка вообще первое аниме, осознанно просмотренное, а в Курозуке был такой охуенный визуал, что первые две серии частенько пересматриваю (остальной сериал мне не понравился, слишком уж резкая смена сеттинга). Что из остального его творчества стоит посмотреть?

1
Ответить

Что из остального его творчества стоит посмотреть?Первый сезон «Shingeki no Kyojin» точно стоит попробовать. «Guilty Crown» и «Koutetsujou no Kabaneri» стоит смотреть если понравилась режиссура, а качество сценария для вас не имеет большого значения. 

 «Aoi Bungaku Series» сборник классических историй японской литературы. Араки режиссировал только вторую (это 5 и 6 серии).

Ответить