«Дитя погоды» в Японии: кратко о японских кинотеатрах и о самом фильме

Один из наших админов побывал в Японии на сеансе полнометражного аниме Tenki no Ko (Дитя погоды) и поделился своими впечатлениями о фильме, кинотеатре и культуре походов в кино в Японии.

«Дитя погоды» в Японии: кратко о японских кинотеатрах и о самом фильме

Начнем с того, что в Японии я уже был не один раз, но посетил местный кинотеатр впервые. Начнем с самого начала, билеты в японские кинотеатры довольно дорогие. Я отдал за свой 1900 иен (около тысячи рублей). Однако для студентов и учеников старшей школы билет стоит уже 1,5 тысячи иен, а для младшеклассников и пенсионеров - тысячу. Вполне по карману рядовому японцу. Ходил я в один из кинотеатров крупной сети Toho Cinemas. Наверное, поэтому названия фильмов на информационных табло и автоматах по продаже билетов дублировались на ромадзи, но точно утверждать не могу, ибо заходил только в кинотеатры этой сети. Кстати, про продажу билетов в кино. Её принципы в Японии и России немного отличаются. В Японии на кассах продаются только попкорн с колой, а билеты покупают в специальных терминалах. Это показалось мне довольно удобным. Хотя, может, так принято лишь в кинотеатрах этой сети. Культа 3D, как у нас, я не увидел. Все сеансы, даже ремейка Короля льва, шли в обычном формате. И немного про иностранное кино. В Японии обычно есть выбор, как его смотреть, в субтитрах или озвучке. Причем, приоритет отдают именно первым.

Кинотеатр сети Toho Cinemas в знаменитом квартале Кабуки-тё города Токио
Кинотеатр сети Toho Cinemas в знаменитом квартале Кабуки-тё города Токио

Немного про заполненность залов. В день, когда я ходил в кино, состоялась премьера полнометражки по Коносубе, и билеты на нее были полностью распроданы уже за час до сеанса. На «Дитя погоды» я спокойно купил билет за 1,5 часа, однако на самом сеансе была лишь пара пустых кресел, хоть с премьеры прошло уже больше месяца. Хотя, наверное, это из-за дикой популярности работ Синкая. Кстати, на сеансе было не так много детей и подростков. В основном, люди среднего возраста. Сам зал оказался очень удобным. Промежутки между рядами были настолько широкими, что я мог спокойно вытянуть ноги. Кресла оказались широкими даже для моей настоящей европейской задницы, а из-за их большой высоты и особенностей проектировки зала голов впереди сядящих зрителей было вообще не видно. Лишь у некоторых слегка торчали макушки, которые все равно не доходили до нижней границы экрана, поэтому облака никто не загораживал. В каждом кресле имелось крепление для зонтиков. Всем, кто покупал попкорн и колу, давали специальную подставку, которая вставлялась в отверстие на подлокотнике и на которой легко умещалась вся еда, не мешая другим зрителям. Также в зале были специальные места для инвалидов, на которые они могли сами добраться без посторонней помощи.

А теперь про сам сеанс. Перед ним, естественно, крутили японскую рекламу, но особо упоротой среди неё не оказалось, а жаль. Далее, показывали трейлеры грядущих премьер. А так как я пришел на аниме, то и крутили в основном его. Ну ещё были промо лайв-экшенов по Царству (Kingdom) и Кагуе (Kaguya-sama wa Kokurasetai: Tensai-tachi no Renai Zunousen). Из анимешных трейлеров засветились Hello World (Здравствуй, мир), Sora no Aosa wo Shiru Hito yo (Познавшим синеву небес) и, конечно же, долгожданный четвертый ребилд Евы (Evangelion: 3.0+1.0). А, точно, видосы. Про правила поведения во время сеанса и запрете съемки в зале они оказались довольно упороты.

Рекламный буклет полнометражного аниме Hello World, который я прихватил в кинотеатре
Рекламный буклет полнометражного аниме Hello World, который я прихватил в кинотеатре

И вот началось само аниме «Дитя погоды». И, скажу я вам, смотреть работы Синкая на хорошем экране гораздо приятнее, чем в слитом камрипе, пиратском плеере и убитом маленьком зале кинотеатра твоего родного города, куда засунули крутиться никому не нужные кетайские порномультики. Да, именно в таком порядке я три раза смотрел «Твоё имя». Кстати, в оригинальной озвучке с сабами, на мой илитный вкус, смотреть гораздо приятнее, чем в дубляже. Надеюсь, кинопрокатная компания «Вольга» сделает побольше сеансов с субтитрами. Кстати, про оригинальную озвучку. Японский я пытался самостоятельно учить целых три раза, и каждый раз не очень успешно, поэтому на слух разобрал лишь некоторые простые фразы и знакомые слова. Однако общий смысл, структуру, посыл, а также кое-какие идеи и интересные детали я смог понять и уловить. Естественно, я не собираюсь никому испортить впечатления от просмотра, поэтому обойдусь без спойлеров.

Первый официальный дублированный трейлер полнометражного аниме «Дитя погоды»

Начнем со структуры. В «Дитя погоды» она была классической, трехактной. Сюжет аниме показался мне довольно простым и незамысловатым, менее масштабным, чем в «Твоём имени». Однако в этой внешней простоте были и свои плюсы. В «Дитя погоды» не оказалось таких гигантских сюжетных дыр и нестыковок, какие встречались в «Твоём имени». Ружья в «Дитя погоды» чеховские, а не Бондарчука. И они выстрелили. Одно даже и в прямом, и переносном смысле. Но не будем спойлерить. В целом, сюжет аниме, несмотря на всю свою простоту, оказался вполне добротным и целостным, хоть и не выдающимся. Всё вышло бы совсем хорошо, если бы Синкай не вспомнил, что в прошлом его аниме была целая комета, и не запихнул в третий акт картины с довольно локальными событиями внезапную и смотревшуюся излишней масштабность происходящего, из-за чего сюжет заключительного акта чувствовался слегка недоработанным, словно в нем не хватало глубины. Но тогда бы финальный твист не случился. Однако в целом сюжет аниме оказался вполне неплохим.

Но сюжет никогда и не был самой сильной стороной работ Синкая. Что там с графонием?! На большом экране кинотеатра он смотрелся поистине великолепно. С рисовкой Синкай особо не экспериментировал. Хотя и добавил новые для своих аниме длинные пролеты камеры, которые прекрасно смотрелись. А так весь джентльменский набор автора остался на месте: облака, поезда, отражения в воде, падающие на воду капли дождя, снег, камео кота и то сделали. В аниме даже была сцена, где плачущий и избитый главный герой под грустную музыку бежал по железнодорожным путям за огромными облаками. К-к-комбо! Самих легендарных облаков Синкай нарисовал воистину много. Да что там, несколько важных для сюжета сцен происходило прямо в облаках. Думаю, режиссер долго об этом мечтал. Хотя мне лично всегда больше нравились его отражения в воде и капли дождя. Благо в аниме их было много и на любой вкус, так что я успел сполна ими насладиться. Синкай уже давно приучил своих зрителей к заоблачному качеству рисовки в своих работах. И в «Дитя погоды» она осталась на том же высочайшем уровне, даже шагнув слегка вперед по сравнению с «Твоим именем».

Далее к музыке. Как и к прошлой картине Синкая, к «Дитя погоды» группа RADWIMPS написала просто прекрасный саундтрек. Правда, если рассматривать эти осты отдельно, они кажутся немного слабее, чем в «Твоём имени». Даже есть несколько треков, перекочевавших из этого фильма с небольшими изменениями, чем раньше не грешила группа. Однако в целом музыка в «Дитя погоды» все так же идеально ложится на визуал, что в конечном счете и требуется от саундтрека. А песни к аниме вообще шикарны, особенно «Grand Escape» в исполнении певицы Токо Миуры и группы RADWIMPS и, конечно же, главная музыкальная тема «Ai ni Dekiru Koto wa Mada Aru Kai» от самих RADWIMPS. Кстати, последний трек также использовали в качестве своеобразного эндинга под финальные титры фильма. И еще один примечательный факт: зрители не вставали со своих мест все титры, пока эндинг не закончился, и слушали его. Более того, когда он играл, даже свет не включали. И, естественно, не было никаких агрессивных бабок-уборщиц, выгонявших из зала, как в России. Мне они так и не дали нормально «Nandemonaiya» из «Твоего имени» дослушать. Но вернемся к «Дитя погоды» и его саундтреку. Может, для кого-то мое заявление покажется слишком смелым, но, на мой взгляд, почти половину успеха последних двух работ Синкая обеспечил прекрасный саундтрек. В RADWIMPS режиссер начел своего Дзё Хисаиси. Музыка этой группы так идеально дополняет визуал Синкая, что вызывает у зрителей просто бурю эмоций и заставляет закрывать глаза не все минусы, скажем честно, не совсем идеального сценария. Хотя для мелодрамы, которой, по сути, и является «Дитя погоды» последний и не должен быть особо сложным.

Главная музыкальная тема «Ai ni Dekiru Koto wa Mada Aru Kai» в исполнении группы RADWIMPS

А теперь подробнее про жанр. Мне кажется, успех двух последних работ Синкая связан с тем, что режиссер наконец-то понял, что у него получается создавать лучше всего – мелодрамы с умеренными вкраплениями мифологии и масштабных сцен. В мелодрамах эмоциональная составляющая гораздо важнее тонкой проработки сюжета и персонажей, которые из-за специфики данного жанра вполне могут быть стереотипными и шаблонными. Для Синкая с его проблемами с проработкой сценария и героев мелодрама – идеальный выбор. Тем более сейчас режиссер плотно сотрудничает с RADWIMPS, и их прекрасные треки идеально подчеркивают эмоциональность его историй. И главное отличие «Твоего имени» о предыдущих работ Синкая – хэппи-энд. Его как раз и не хватало автору для создания идеальной формулы для анимешной мелодрамы. Но я не стану вам спойлерить, будет ли в «Дитя погоды» хэппи-энд. А выбрав основной жанр для своих картин, проще найти благодарного зрителя. Основная целевая аудитория последних работ Синкая – люди среднего возраста. Поэтому и продвигаться за рубежом «Дитя погоды» должно соответствующе. В российском прокате это полнометражное аниме должно рассчитывать не на школьников-анимешников, которым оно, вполне возможно, не понравится, а на более взрослых поклонников японской анимации. Не стоит бояться зазывать на этот фильм и людей, вообще не смотрящих аниме, но любящих жанр мелодрамы, ибо «Дитя погоды» им обязательно понравится.

Кадр из финала полнометражного аниме «Твоё имя». Хэппи-энд!
Кадр из финала полнометражного аниме «Твоё имя». Хэппи-энд!

А теперь переходим к интересным деталям «Дитя погоды». Во-первых, в аниме появился Таки Татибана – главный герой прошлой работы Синкая «Твоё имя». Подробности спойлерить не буду, но обещаю, появление этого персонажа вы точно не пропустите. Во-вторых, то ли я так много смотрел фильмы Зака Снайдера, то ли Синкай упоролся по библейским отсылкам. Хотя неудивительно, зная любовь Макото к различной мифологии.

Кадр из второго официального дублированного трейлера полнометражного аниме «Дитя погоды»
Кадр из второго официального дублированного трейлера полнометражного аниме «Дитя погоды»

И немного про персонажей. Да многие из них довольно шаблонные, но, как я уже говорил выше, в рамках жанра мелодрамы глубокая проработка характеров героев может оказаться не просто бесполезной, а даже вредной при упоре на эмоциональную составляющую. А так персонажи действуют вполне логично в рамках сценария и логики картины, их сюжетные линии к концу фильма доводят до логического завершения. А большего от мелодрамы и не требуется.

И, подводя итоги, «Дитя погоды» вполне можно назвать отличным аниме. Естественно, найдутся и те, кто будет его справедливо критиковать, ибо эта работа, как и всё в нашем мире, не идеальна и имеет свои изъяны. Тем, кто на дух не переносит мелодрамы, она вряд ли понравится. Но всем не угодишь. А вот любителям историй о парне и девушке, которым приходится многое преодолеть ради любви, я крайне рекомендую эту картину. Даже если вы ни разу не смотрели аниме. Этот фильм заставит вас испытать бурю положительных эмоций.

Благодарим за внимание!

107
63 комментария