Полёт в работах Хаяо Миядзаки
В работах Хаяо Миядзаки, полных необычных фантазий автора, были и фантастические миры, и различные необычные существа, и удивительные технологии. Но в каждом, без исключения, его фильме есть одна не меняющаяся деталь — это полёт.
Полёты всегда имели очень важную роль в жизни Миядзаки, начиная с самого рождения автора. Ведь родился будущий великий режиссер-аниматор в семье директора авиационной фабрики под названием "Миядзаки Эйрплейн", специализирующейся на выпуске комплектующих к военным истребителям.
Когда маленький Миядзаки посещал фабрику отца, он был в восторге от времени, проведённого на ней. Хаяо всегда завораживали конструкция и дизайн летательных аппаратов. А мечта о возможности летать никогда не покидала его голову.
Гораздо позже, решив стать художником и связав свою жизнь с анимацией, Миядзаки нашёл способ воплотить в жизнь свои фантазии о полётах - он перенёс их в свою работу, сделав частью собственного творчества.
Его страсть к полётам и авиации, которую он когда-то перенял ещё от отца, а также философские размышления самого Миядзаки, связанные с этим, отображает даже название его студии. “Ghibli” - это кодовое название итальянского бомбардировщика Капрони Ка.309 (Caproni Ca.309), в свою очередь названного так в честь восточного ветра в Северной Африке.
К слову, в свои детские и юношеские годы Миядзаки мечтал стать именно авиаконструктором. Но этой мечте не суждено было сбыться, так как юноша не имел никаких потенциальных способностей для работы в этой сфере.
Тот, кто думает, что сцены полётов в фильмах Хаяо Миядзаки являются лишь описательной функцией и универсальным средством для перемещения персонажей из одной точки в другую - глубоко ошибается. Как это обычно бывает в произведениях искусства, определённые элементы в них несут в себе гораздо больший смысл, чем кажется на первый взгляд. И полёты в картинах Миядзаки не являются исключением.
Например, в “Ведьминой службе доставки” именно полёт показывает эволюцию характера главной героини Кики.
В начале истории, когда она уходит из дома, чтобы переехать в другой город для самостоятельной жизни, она всё-ещё обыкновенный ребёнок, который делает первые шаги навстречу зрелости. И это прекрасно иллюстрирует её манера летать: полёт Кики ещё не совсем стабилен и сконцентрирован, а местами довольно сумбурен - что выдаёт в ней неопытность и наивность. Но уже к концу истории девочка становится искусным пилотом, способным укротить вместо метлы даже обыкновенную бытовую щётку.
На протяжении всей картины Миядзаки показывает смену её характера и её взросление. А тема полётов - это в буквальном смысле основа, на которой базируется вся история. Из раза в раз девочка совершает полёты на метле в качестве курьерской доставки, тем самым, она зарабатывает себе на жизнь, преодолевая различные трудности.
Вне всяких сомнений, возможность летать - это форма свободы и независимости, которую испытывают герои фильмов Хаяо Миядзаки. Например, в картине “Порко Россо” полёт помогает нам лучше понять мотивы главного героя; его основное стремление в жизни - возможность в любой момент воспарить в небеса навстречу свободе.
И хотя, по большому счёту, это сказочный фильм, главным героем в котором является свин, “Порко Россо” полон реализма в области техники. Все конструкции и технические детали самолётов реализованы с такой любовью, что это отображается в каждой заклёпке и в каждом винтике. Вы просто взгляните, как в фильме изображены составные части гидропланов, а также различные поломки конструкции и их устранение. Только тот, кто имеет глубокие познания в механике и авиации придумает, как правильно всё это показать.
А момент, где множество самолётов огромной вереницей парят над облаками преподнесён как замечательный и поэтический миг, наполненный тоской. Это души погибших лётчиков-авиаторов, спокойно и безмятежно покидают мирскую суету и отправляются в загробную жизнь. Таким образом Миядзаки показывает нам, что наравне с опьянительным чувством свободы от полётов он помнит и об их трагической стороне.
Также полёт в работах Миядзаки может быть и чем-то сюрреалистическим, волшебным и медитативным. Например, в “Унесённых призраками” мы видим великолепную по красоте воздушную сцену. Когда Тихиро летит на спине дракона Хаку по залитому лунным светом небу, героиня вспоминает его настоящее имя. И когда она говорит об этом ему, Хаку принимает свою естественную форму, а тело дракона рассыпается в мерцающей дымке чешуи. Это момент преисполненный великой фантазии.
Кульминацией страсти к полётам и авиации Миядзаки стал фильм “Ветер крепчает” - последняя на данный момент полнометражная работа автора, которую он посвятил биографии авиационного конструктора Дзиро Хорикоси - создателя весьма удачного японского истребителя времён Второй мировой “Мицубиси Зиро А6” / Mitsubishi A6M Zero.
Как и сам Миядзаки, Хорикоси был пацифистом, но в силу обстоятельств был вынужден заниматься разработкой военных истребителей. Именно здесь, как нигде прежде, господин Миядзаки противопоставляет чистые и светлые мечты о полёте холодному и жестокому миру военной промышленности. (тем самым затрагивая тему собственного внутреннего нравственного конфликта, на одной чаше весов которого располагается абсолютное отрицание войны, а на другой всеобъемлющая любовь Миядзаки к военной технике и оружию).
Увидев все работы Хаяо Миядзаки, понимаешь, что ему удалось сохранить свою детскую мечту о полётах на протяжении всей жизни. Конечно же, он не стал лётчиком или авиаконструктором. Но в итоге он нашёл способ реализовать свои прекрасные фантазии, поделившись ими с окружающим миром.