Пять старейших и всё ещё активных аниме-студий

У каждого поколения анимешников свои герои: режиссёры, аниматоры, студии… Сегодня многие не откажутся, чтобы за адаптацию их любимой манги взялись MAPPA, Wit Studio или ufotable, а раньше все с придыханием ждали работ от Madhouse. С течением времени какие-то студии открываются, какие-то закрываются, а некоторые полностью меняют направление. Те же ufotable из экспериментальной студии превратились в поставщика стабильного качества. Но сейчас нас интересуют старички, которые выстояли множество десятилетий и всё ещё остались в индустрии. Даже если сейчас они занимаются не самыми громкими проектами, в их их багаже накопилось множество историй и уникальнейших работ.

Toei Animation

Пять старейших и всё ещё активных аниме-студий

Одна из старейших анимационных студий и всё ещё важнейший участник рынка. Студия, у которой больше всего проектов за плечами и кузница талантливых режиссёров и аниматоров.

Пять старейших и всё ещё активных аниме-студий

Toei Animation возродилась из пепла студии Nichidō Eiga, основанной в 1948-м году. В 1956-м Toei Animation обосновалась как анимационное подразделение студии Toei, а в 1957-м году уже была выпущена первая короткометражная анимация Kitty's Graffiti. Так началась великая история компании.

Пока старший брат в лице Toei влиял на внутренний рынок фильмов и сериалов Японии, в частности на токусацу-жанр, Toei Animation брались за различные анимационные проекты и растили будущие таланты индустрии. Остановимся пока что на талантах.

В стенах компании успели поработать Хаяо Миядзаки и Исао Такахата — основатели всеми известной студии Ghibli, а также другие первоклассные режиссёры и аниматоры. К слову, Ghibli образовалась из пепла некогда влиятельной студии Topcraft, созданной бывшим продюсером студии Toei Animation Тору Хара. После банкротства Topcraft её как раз купили Хаяо Миядзаки, Тосио Судзуки и Исао Такахата и основали Ghibli.

Из менее известных режиссёров, которые начинали в Toei, а позже открыли свои студии, можно вспомнить Дзюнъити Сато. В 1993-м году он основал студию Hal Film Maker. В компании родились такие шедевры, как «Принцесса Тютю», «Ария» и «Не сдавайся!».

В чём-то Hal Film Maker сохранила почерк Toei Animation — студии, сильнее всего повлиявшей на жанр махо-сёдзё, в том числе благодаря режиссёрскому таланту Дзюнъити Сато. С собственной командой он продолжил развивать жанр про девочек-волшебниц. Речь идет о таких аниме, как «Принцесса Тютю», «Притиар» «Принцессы-близнецы с Таинственной Планеты» и «Ута-Ката».

Все они, кроме «Притиар», — адаптации оригинальных идей студии и революция в жанре. «Принцесса Тютю» показала, как из, в кавычках, “детского” жанра можно сделать мрачную остросюжетную сказку, «Принцессы-близнецы с Таинственной Планеты» стала классикой жанра и крепкой работой для всех возрастов, а «Ута-Ката» ещё задолго до Мадоки трансформировала беззаботную повседневность в жестокую историю с неожиданными последствиями.

К сожалению, в 2009-м году студии не стало. Теперь Дзюнъити Сато помогает разным студиям, в том числе Toei. Совсем недавно он поработал над ONA «Карнавал невезучих ведьм!» как раскадровщик в честь юбилея старой махо-сёдзё серии.

Doga Kobo — ещё одна студия, основанная бывшим сотрудником Toei, Хидэо Фурусавой. Doga Kobo заслуживает отдельного места в нашем списке, поскольку студия определённо старая, и всё ещё прекрасно функционирует. Её история началась в 1973-м году. Долгое время студия искала себя, но в начале 2010-х годов выстрелила с моэ-аниме «Юру Юри». Сегодня Doga Kobo всё ещё продолжают снимать милые вещи. Вероятно, вы слышали про их хит «Звёздное дитя» — шедевр среди айдол-аниме с сильнейшим продакшеном. Сейчас они снова напомнили о себе такой же прекрасной картиной «Медуза не умеет плавать в ночи».

Бывшими сотрудниками Toei основано множество студий, в их числе Shin-Ei Animation и её подразделение SynergySP. Обе создавались при схожих обстоятельствах, а в конце пути слились воедино.

Shin-Ei Animation — ещё одна студия, которая с лёгкостью удостоилась своего места в топе. Компания существует с 1976-го года и прославилась сериалами «Дораэмон» и «Син-тян». Живые легенды, которые транслируются до сих пор и насчитывают больше тысячи серий.

SynergySP была основана в 1998-м году и до сих пор активна. SynergySP фокусируется на аниме не самых популярных жанров, таких как «спорт» или «махо-сёдзё». Примеры их работ: аниме «Перекрёстная игра» или серия «Мэйджор».

Разобрались с обширным влиянием Toei Animation на индустрию, но что они сами сняли?

В репертуаре студии любые жанры на выбор: и «спорт», и «махо-сёдзё», и «сёнен», и «историческое», и «фантастика»… чего там только нет. В их багаже такие известнейшие серии, как «Слэм Данк», «Сейлор Мун», «Ван Пис», «Драконий Жемчуг» и «Галактический экспресс 999». Встречаются и неожиданные единичные тайтлы, такие как «Мононокэ» и «Трапеция».

Если выбрать один жанр как их специализацию, то, пожалуй, это будет махо-сёдзё. История анимации про девочек-волшебниц началась с «Ведьмы Салли» от Toei, и всё ещё продолжается благодаря их огромнейшей серии Pretty Cure. А между ними десятки лет, когда Toei экспериментировали с жанром и радовали зрителей оригинальными аниме. У нас было отдельное видео про жанр о девочках-волшебницах, имя Toei там мелькало очень часто.

Сегодня Toei Animation всё ещё на высоте. Они продолжают производить долгоиграющие франшизы и успевают выделяться в сфере новых технологий. Toei уже лучше конкурентов приспособились к 3D-анимации, зрители очень тепло встретили их полностью трехмерное аниме «Плач девичьей группы», которое разобрали на яркие моменты.

В двухмерной анимации Toei продолжают демонстрировать мастерство и готовят новую смену кадров. Молодые режиссёры снимают высокооцененные картины, а промежуточные аниматоры дорастают до ключевых ярких сцен. Например, последний сезон флагманской франшизы PreCure доверили новичку Масанори Сато. Это его первая работа в качестве главного режиссёра.

Toei Animation стараются сохранять сильный внутренний состав и не так сильно полагаться на фрилансеров, как некоторые их конкуренты. Остаётся только пожелать студии удачи, долгих лет жизни и продолжать следить за их проектами!

TMS Entertainment

Пять старейших и всё ещё активных аниме-студий

Студия, основанная в 1946-м году, но пришедшая к анимации только в 1964-м.

Многие из нас обязаны TMS Entertainment детством. Именно они рисовали диснеевские мультики 90-х, такие как «Мишки Гамми», «Утиные Истории» и «Чип и Дейл». Они же помогали Warner Bros. с «Приключениями мультяшек» и мультфильмами про Бэтмэна. Не забываем и про аниме. Поколение помладше может вспомнить транслировавшиеся у нас по ТВ «Соник Икс» и «Бакуган» от TMS Entertainment.

Если вспоминать прошлые десятилетия, то анимацию TMS можно было встретить даже в видеоиграх. Например, в двухтысячных фирма «Акелла» издала у нас боевой симулятор свиданий «Войны Сакуры», даже раньше, чем игра дошла до Запада хотя бы с фанатским переводом. Анимированные сцены в ней рисовались на студии TMS Entertainment.

Подытожим, что первая ассоциация с TMS – это наше с вами детство, и становление аниме-культуры в России.

То же самое скажут и в других странах. Самые популярные франшизы студии — «Детектив Конан», «Люпен III», «Хамтаро» и уже упомянутый «Бакуган». Огромные франшизы для всех возрастов. Или «Корзинка Фруктов» и «Доктор Стоун» для зрителей постарше.

Сегодня TMS Entertainment всё ещё остаются важнейшей студией для индустрии. Весь мир ждёт продолжения «Доктора Стоуна», а также наслаждается их небольшими франшизами, такими как «Мегалобокс». Следующий многообещающий тайтл — адаптация манги «Дни Сакамото», релиз которой намечен на январь 2025-го года.

Если по аналогии с Toei постараться оценить влияние на индустрию через взращивание талантов, то на ум сразу приходит основание студии ufotable силами бывших сотрудников TMS. Это одна из популярнейших студий современности, едва ли нуждающаяся в представлении. Ждём новых серий «Истребителя демонов».

И вторая примечательная студия, основанная тем же образом — Brain's Base. На их счету ряд сильных работ, таких как: «Шумиха!», «Дюрарара!!», «Тетрадь дружбы Нацумэ», «Пингвиний барабан», «Принцесса-медуза» и «В лес, где мерцают светлячки». Из недавнего, они создали «Для тебя, Бессмертный» и четвёртый сезон «Золотого Божества».

TMS Entertainment повлияли ещё на ряд менее известных студий, а основатель TMS Ютака Фудзиока даже профинансировал создание Madhouse — ещё одной легенды индустрии. Бесспорно, TMS оставила след в истории и продолжает функционировать как сильный игрок на рынке.

Tezuka Productions

Пять старейших и всё ещё активных аниме-студий

Tezuka Productions — наследница студии Mushi Production, первой компании Осаму Тэдзуки.

Осаму Тэдзуку нередко называют «Отцом манги», но на аниме-индустрию он повлиял не менее, а то и более сильно, как и на мангу. В 1961-м году он основал Mushi Productions как конкурента Toei Animation, стремясь платить аниматорам вдвое больше после негативного впечатления от условий Toei. Так началась история студии и первые пробы пера на экспериментальных проектах вроде полнометражной анимации «История одной улицы» 1962-го года.

Осаму Тэдзуки на своём примере популяризировал ряд приёмов в аниме, позволяющих сократить расходы. Например, это повторяющиеся циклы анимации и фреймы, находящиеся на экране продолжительное время.

Позже Mushi Production прославилась адаптациями манги Тэдзуки. «Астробой» считается первым успешным аниме-сериалом, первым сёненом традиционного формата. Без него традиция телевизионных японских мультфильмов могла бы и не сформироваться, и мы бы до сих пор жили полнометражными аниме. «Астробой» обзавелся ремейками, продолжениями и фильмами. Огромная и влиятельная франшиза с многочисленными последователями. После успеха «Астробоя», ещё десятки лет творцы сочиняли истории о мальчиках-роботах, спасающих мир. «Кассян», «Кикайдер», «Мега Мэн»… Поп-культура была пронизана историями об андроидах.

Помимо Осаму Тэдзуки, Mushi Production приютила другого гения — Осаму Дэдзаки, известного своими драматичными аниме. Благодаря ему репертуар Mushi Production украшает одно из лучших аниме в спортивном жанре за всё время — «Завтрашний Джо». Многосерийный спортивный сёнен с неповторимой мрачной атмосферой трущобной жизни.

Даже с хитами за спиной Mushi Production была убыточной студией. Тэдзука хотел исправить положение смелым экспериментом — выпустить трилогию необычных фильмов с элементами эротики, или, как отмечали рейтинговые агентства, порнографии.

Речь идёт о трилогии «Анимерама», состоящей из трёх картин: «Сказки 1001 ночи», «Клеопатра, королева секса» и «Печальная Белладонна».

Фильмы оказались убыточными из-за специфичного содержания. Трилогия получилась, мягко говоря, неоднородной и слишком непредсказуемой. «Клеопатра» — комедийная смесь сеттингов космической научной фантастики и древнего Египта. А следующая картина, «Печальная Белладонна», уже остросоциальный артхаус с ограниченной анимацией о печальной судьбе девушки.

Дела пошли лучше в новой студии Tezuka Productions — компании с теми же франшизами и легендарными творцами, с маскотом в виде легендарного «Астробоя».

Если посмотреть на ряд тайтлов студии, то сразу цепляешься за наследие Осаму Тэдзуки и Осаму Дэдзаки. Студия освежила истории Тэдзуки про «Астробоя» и «Дороро», а Осаму Дэдзаки поставил ряд сильных работ, ставших культовой классикой. Например, сёнен-серия «Чёрный Джек» по мотивам историй Тэдзуки и драма «Уважаемый старший брат» — адаптация манги Риёко Икэды.

В наши дни тайтлы Tezuka Productions редко получают громкие награды и не славятся непревзойденной анимацией, но студия уверенно хранит статус долгожителя и активно берётся за новые проекты. Сейчас в онгоинге находится «Басня» — отличная находка для любителей комедий.

Если начистоту, Tezuka Productions не самая влиятельная студия в индустрии. Но вот Mushi Production — другое дело. Mushi Production, Toei, TMS и Tatsunoko — большая четверка, от которой отпочковалось большинство известных студий.

Например, вышеупомянутый Осаму Дэдзаки не работал только в Tezuka Productions, в 1972-м году он вместе с коллегами из Mushi Production основал студию Madhouse и стал её первым президентом. Говорить про величие Madhouse не имеет смысла, они только что закончили самое рейтинговое аниме с превосходной анимацией — «Провожающая в последний путь Фрирен».

От Mushi Production образовались и другие студии: IMAGIN, Group TAC, SHAFT, Studio Live, GALLOP, A.P.P.P., SUNRISE, Nakamura Production, Kyoto Animation. Какие-то всё ещё сохраняют лидерство в индустрии, другие перетекли в другие современные студии… Это всё тема для отдельной огромной диссертации, но ясно одно — без Tezuka Productions и её предшественницы Mushi Production индустрия была бы совершенно другой.

Tatsunoko Production

Пять старейших и всё ещё активных аниме-студий

Переходим к ещё одному гиганту, от которого произошло большое количество студий. Компания 1962-го года, практически неизвестная массовому зрителю.

В наше время Tatsunoko в основном снимают тайтлы про айдолов и девочек-волшебниц. Последние их громкие проекты популярных жанров прогремели аж десять лет назад — это были «Психопаспорт 2» и «Пинг-понг». Впрочем, это не говорит о плохом положении дел — франшизы «При Пара» и «Прекрасный ритм» прекрасно знакомы фанатам музыкальных аниме.

Tatsunoko Production в целом хороша в построении собственной экосистемы. Помимо вселенной айдолов у студии есть линейка супергероики. Их слава отгремела много лет назад, но даже в XXI веке персонажи регулярно встречаются в кроссоверах. Это и CG-аниме “Отряд «Инфинити»”, и весьма популярный файтинг «Tatsunoko vs. Capcom».

Пять старейших и всё ещё активных аниме-студий

По кроссоверам видно, чем гордятся Tatsunoko: сериями Casshern, Yatterman, «Ураган Полимер», «Гатчамен»… Серии 70-х годов с историями и дизайнами в духе своего времени. Но, что интересно, Tatsunoko регулярно стараются осовременивать свои франшизы. Крупные проекты получили переосмысления сначала в 90-х годах, а затем и в конце нулевых – начале десятых.

Сегодня без проблем можно насладиться последней адаптацией «Кассяна» — Casshern Sins. Отлично анимированная и довольно мрачная, даже по нынешним меркам, история о философии жизни и смерти.

Yatterman, или же «Time Bokan», в десятые годы продолжил работать в двух направлениях: как утреннее шоу для детской аудитории и как подростковый сериал «Яттерман ночи». А в поп-культуре серия отметилась ярким дизайном антагонистки.

Пять старейших и всё ещё активных аниме-студий

«Гатчамен» в 10-х изменился до неузнаваемости из-за новых дизайнов. Возможно, вы видели сериал 2013-го года «Гатчамен: Общество»? И не скажешь, что это переосмысление супергеройского сериала из 70-х.

Какие-то франшизы, наоборот, стали задорнее и проще. В 2001-м году студия выпустила оригинальный сериал «Похититель душ». Режиссёрская работа небезызвестного Акиюки Симбо, полностью состоящая из характерных его проектам необычных ракурсов и визуальных приёмов. Вспомните другую его серию — «Истории монстров» и поймёте, о чём речь. Только «Похититель душ» мрачнее и переполнен христианской символикой.

Франшиза быстро потеряла мрачное лицо и продолжилась в виде махо-сёдзё спин-оффа про второстепенную героиню сериала — Комуги. Вместе с Kyoto Animation, про неё вышла OVA, а затем ещё несколько аниме, в том числе полноценный сериал.

Вне супергеройской экосистемы, Tatsunoko Production известна по таким сериалам, как «Спиди Гонщик». Одно из первых аниме, ставших популярным вне Японии, причём настолько, что картина получила западную киноадаптацию в 2008-м году.

Или же по космооперам 80-х – 90-х годов: по первому «Макроссу» или «Безответственному капитану Тайлору».

С арсеналом тайтлов студии разобрались: хватает и своих культовых франшиз, и адаптаций. Теперь перейдем к истории влияния Tatsunoko Production.

Корнями Tatsunoko Production частично обязана Toei: основатели студии тренировались у Toei, работали по их методикам и даже хотели творить вместе, но сделка сорвалась из-за проблем с авторскими правами. Пришлось основать самостоятельную студию с нулевым опытом в анимации, нанимать сотрудников и учиться вместе. Кое-какие ветераны всё же помогли Tatsunoko: художественный руководитель Мицуки Накамура из Toei и сценарист Дзиндзо Ториуми из Nikkatsu Corporation. Так, сплочённая команда выпустила свою первую 15-минутную пилотную анимацию, а в 1965-м году доросла до полноценного телевизионного сериала по мотивам манги Тацуо Ёсиды — Space Ace.

Производство встало на рельсы, студия рисовала один сериал за другим. В чём-то Tatsunoko всё ещё брали пример с Toei: например, сами обучали режиссёров. Благодаря этому родились такие таланты, как Мамору Осии — в будущем постановщик «Призрака в Доспехах».

Набравшиеся опыта в Tatsunoko люди открыли ряд компаний, из которых появилось ещё больше студий. Из самых известных Tatsunoko обязаны Pierrot, Production I.G, J.C.Staff и P.A. Works. Так что даже если в библиотеке Tatsunoko нет ваших любимых аниме, стоит помнить о существовании такой старейшей кузнице кадров.

Sunrise

Пять старейших и всё ещё активных аниме-студий

Bandai Namco Filmworks, более известная по прошлому названию Sunrise — компания, основанная в 1972-м году менеджерами обанкротившейся Mushi Production. Студия с яркой, дорогой анимацией, известнейшими франшизами и сильной линейкой оригинальных тайтлов. С первого апреля 2022-го года Sunrise стала частью компании Bandai Namco Filmworks Inc, но Bandai пообещали сохранять индивидуальность бренда Sunrise и с уважением относиться к полувековой истории студии.

Sunrise прославились своими оригинальными произведениями. Все истории пишутся от лица «Хадзимэ Ятатэ» — общего псевдонима работников студии. Такая же особенность есть и у Toei Animation — их «коллективный разум» зовут «Идзуми Тодо».

Sunrise — вторая по многочисленности тайтлов студия, так что рассказ о каждом их примечательном аниме растянется на самостоятельный материал. Что сразу приходит в голову из их работ, так это культовая меха-серия Gundam. Огромная франшиза, существующая с 1979-го года, и получающая продолжения по сей день.

У Gundam’а множество входов в серию. Если взять, например, «Мобильный воин Гандам» 1979-го года и «Мобильный воин Гандам: Ведьма с Меркурия» 2022-го, то это два разных аниме с собственными составами героев и историей. При этом, как только Sunrise фокусируется на новом «Гандаме», старые не перестают получать поддержку и продолжения. Совсем недавно вышел фильм по «Мобильный воин Гандам: Поколение» — историю 2002-го года.

Под крылом серии Gundam разместилось множество проектов разных жанров, пусть и в единой военной меха-тематике. «Ведьма с Меркурия» вдохновлена сёдзё-произведениями, «Гандам: Объединение» — умиротворяющая повседневность, а «Гандам: Железнокровные сироты» — драматический зрелищный экшн.

Sunrise ещё в первые годы существования хотели сосредоточиться на меха, поэтому за их плечами множество тайтлов жанра и помимо «Гандама». Это «Эскафлон», «Код Гиас», «Большой О»…

Студия преуспела и в других жанрах. Научная фантастика, айдолы, сёнен, комедия — всё им по плечу. В данный момент они развивают успешнейшую айдол-франшизу «Love Live!», а в прошлом сняли «Гинтаму», «Городского охотника» и «Ковбоя Бибопа».

В первые годы существования студия называлась Soeisha и частенько прибегала к помощи других студий, в особенности Toei. Ещё до «Гандама» у Soeisha появились свои меха-серии. Первая из них — «Испытатель Зеро».

С годами Sunrise ещё несколько раз меняли названия и обрастали множественными подразделениями для параллельной разработки. Если посмотреть историю студий Bones, Manglobe и A-1 Pictures, то их основатели как раз бывшие сотрудники подстудий Sunrise. Или наоборот — бывшее подразделение под названием «Sunrise Beyond Inc.» — часть выкупленной и закрывшейся студии Xebec. А Xebec, в свою очередь, создавалась силами бывших аниматоров Tatsunoko Production.

Другие студии, берущие корни от Sunrise — Studio Deen, Studio Dub, Lifework, Studio Takuranke, Bridge, Odd Eye Creative, Yaoyorozu и Buemon.

Остановимся на Studio Deen, старейшей и известнейшей из списка. Она основана в 1975-м году Хироси Хасегавой и Такеси Мотидой.

Многие сегодня знают Deen по «Семь смертных грехов: Гнев богов», или же «Гнев фанатов», потому что, будем честны, сериал получился разочаровывающим. Но это не повод поливать грязью все работы студии, потому что раньше Deen творили чудеса. Например, им удавалось из безызвестных любительских работ создавать хиты. Популярнейшие «Когда плачут цикады» или «Фейт» до адаптаций от Deen были просто играми с комикета — ивента для самых фанатичных отаку внутри Японии. Теперь это известнейшие франшизы.

В былые годы если за адаптацию взялись Deen это мало того, что не внушало страх, а наоборот, могло оказаться величайшим везением. Особенно хорошо они обошлись с франшизой «Бродяга Кэнсин», превратив небольшой флэшбек из манги в красивейшую полноценную OVA — «Бродяга Кэнсин: Воспоминания». По сей день этот тайтл настоятельно рекомендуют для ознакомления даже тем, кто не знаком с «Кэнсином».

В последнее время Deen, в основном, балуют женскую аудиторию, и незаметны для массового зрителя. Хотя, если отбросить предрассудки, найдётся много интересного. Например, «Ооку: Внутренние покои» — красивая самурайская драма об альтернативной истории с матриархальными устоями. В сериале присутствуют смущающие мужскую аудиторию моменты, зато прекрасно переданы особенности эпохи Эдо. Или OVA «Сказание о демонах сакуры» — качественно снятое продолжение культовой франшизы, в которой за декорациями реверс-гарема развивается идеологическая драма на фоне исторических событий. Так что пусть Studio Deen и пропала с радаров обычных зрителей, они всё ещё снимают хорошее аниме и тоже входят в список старых, легендарных, и активных аниме студий.

Только что мы рассмотрели старейшие и, пожалуй, самые влиятельнейшие студии. От них образовались десятки новых компаний, они подарили нам ярчайшие и известнейшие франшизы.

Большое достижение, что выделенная пятерка всё ещё существует и делает аниме. Время не щадит никого, даже величайших. Вышеупомянутая Mushi переродилась в несколько новых студий, какие-то ветераны так и остались просто историей. Совсем недавно обанкротилась всеми известная «Gainax». Мало кто вспомнит название Tsuchida Production, а ведь это тоже студия-ветеран, воспитавшая ряд новых анимационных компаний. Остаётся надеяться, что Toei Animation, TMS, Tezuka, Tatsunoko и Sunrise вместе со своими наследниками просуществуют ещё долгие годы, и будут радовать нас хорошими работами.

2626
4 комментария

Какой лонгище интересный респект))

2
Ответить

Сообщение удалено

Ответить

да, интересно было почитать

Ответить