Додзинси-культура и независимые аниме

Все, кто смотрят аниме, знают, что японцы — очень креативный народ. Именно они способны сделать хиты из бредовой свиду истории про «Человека-бензопилу» или посвятить сюжет автомату в другом мире. А представьте себе, насколько вольны творцы, когда их не ограничивают издатели?

Такой поток креатива породил «додзин»-культуру, близкую по значению к западному термину «инди». Это значит, что «додзин»-работы отличаются независимостью авторов от издателей и объединяют создателей самых разных видов творчества, в том числе и аниме. Это бюджетные работы с жесткими ограничениями ресурсов, которые как-то умудряются выделяться на фоне коммерческих блокбастеров!

Додзин-культура

Большинство додзин-творцов начинают свой путь на Комикете — фестивале, который существует с 1975-го года. На его стендах разные «кружки» представляют своё творчество. «Кружком» может быть как индивидуальный автор, так и команда.

Такие мероприятия проходят два раза в год: зимой и летом. За три дня проведения Комикета его посещают примерно полмиллиона людей, в том числе известные аниматоры и режиссёры аниме. Раньше событие объединяло около 35 000 кружков, но в последние годы масштабы сильно упали из-за последствий пандемии.

Произведениями кружков может быть что угодно: косплей, артбуки, литература, фанатская манга, игры, музыкальные альбомы и, в том числе, аниме. Больше всего мероприятие ассоциируется с фанатской мангой, в народе её даже прозвали «додзинси».

Чаще всего творцы пользуются щадящими правилами мероприятия касательно авторских прав, и продают товар, созданный по чужим вселенным, но иногда они придумывают и собственные миры. Так, на Комикете родились серии вроде «Когда плачут цикады», Tsukihime и Touhou Project.

Touhou Project, серия игр для персонального компьютера, стала отдельным феноменом из-за своего автора. Дзюнъя Ота, он же «ZUN», великодушно разрешил другим энтузиастам использовать свой мир и персонажей. Это вызвало такую реакцию, что кружки по Touhou долгое время занимали наибольшую долю среди всех коллективов на выставке.

Додзинси-культура и независимые аниме

Дзюнъя Ота вмешивается только при попытке нажиться на серии и при воровстве своего труда — например, музыки. Так, из iTunes была удалена платная игра Fantasy Night, которую позже вернули как бесплатное приложение. Причина конфликта: автор недобросовестно использовал наработки самого ZUN’а.

Также из-за разногласий был отменен кроссовер вселенных Tenchou и Touhou Project от ufotable. Его договорились нигде не показывать, хотя анимация уже была частично готова.

Додзинси-культура и независимые аниме

Что до выставок, позже у фанатов Touhou появилось своё мероприятие — «Рейтайсай». Полное название: Hakurei Jinja Reitaisai, то есть «Большой ежегодный фестиваль храма Хакурей». На нем выступают как фанатские Touhou-кружки, так и сам Дзюнъя Ота с демо-версиями новых игр. Но про Комикет никто не забыл: на нем всё такое же огромное количество Touhou-коллективов, а ZUN приносит полные версии игр именно туда.

И вот на примере Touhou мы и перейдем к феномену додзин-аниме! Ведь именно вокруг этой вселенной сошлись не только креативнейшие фанаты, но и профессиональные аниме-деятели.

Любительские аниме по вселенной Touhou Project

Раз уж начали разговор о Touhou, рассмотрим самые впечатляющие фанатские проекты. По серии создано множество анимированных клипов: настолько много, что их всех и не рассмотреть в одном ролике. Поэтому мы сфокусируемся на многосерийных произведениях, которые легко спутать с профессиональным аниме.

Первым крупным фанатским аниме серии считается 50-минутная Touhou Project Side Story 2007-го года от музыкального кружка SOUND HOLIC. Её сложно спутать с профессиональной работой из-за специфичного рисунка, но поверьте, с тех пор студия сильно выросла. В начале десятых SOUND HOLIC бомбили Комикеты блестящими музыкальными клипами с отличным качеством анимации.

Следующий крупный аниме-проект после Side Story — Musou Kakyou: A Summer Day’s Dream от кружка MAIKAZE. Он выпускается с 2008-го года и все еще в онгоинге, правда эпизоды выходят крайне редко, за пятнадцать лет мы увидели только пять серий. Аниме получилось настолько качественным, что ZUN даже испугался – не примут ли это произведение за первоисточник. Поэтому он попросил впредь не приглашать профессиональных сейю.

Следом выходит самое известное фанатское аниме франшизы, совсем недавно завершившееся на 18-м эпизоде. Это Fantasy Kaleidoscope ~The Memories of Phantasm~, которое выходило с 2011-го года. Как правило, серии представляют собой вольный пересказ событий игр.

Кружок Manpuku Jinja, ответственный за аниме, решил не тревожить ZUN’а и не делать озвучку к сериалу. Ее просто потом накладывают другие фанаты на видео, притом не жалея сил. Так что продукт в итоге выглядит даже более чем профессионально и канонично.

И последнее примечательное аниме — Sealed Esoteric History. Точнее дунхуа, поскольку за проект ответственен китайский кружок Kyoto Fantasy Troupe. Проект в онгоинге с 2015-го года и не планирует закрываться, но выходит довольно редко. Весьма интересная работа, в которой мы наблюдаем за «Клубом тайной печати», которые узнают о Генсокё из внешнего мира. С нетерпением будем ждать следующих эпизодов, пока успело выйти только три.

Любительские аниме по другим франшизам: от секундных анимаций до полноценных картин

Touhou, пожалуй, самый яркий пример коммьюнити, где любители могут собраться и презентовать полноценные многосерийные картины. Другие вселенные и оригинальные работы чаще всего ограничиваются анимациями в несколько секунд, клипами или короткими эпизодами. Обычно их представляют не на фестивалях, а публикуют на видеохостингах, таких как японский сервис Nico Nico Douga.

На секундных работах не стоит заострять внимания, ими наполнены многие сервисы: pixiv, twitter, YouTube и так далее. Многие хотят попрактиковаться в анимации и делают небольшие зарисовки, а опытные художники выдают невероятные сцены.

Автор @okazakiokaa

Среди клипов можно отыскать настоящие алмазы. Например, в работе «The Greatest Living Show» небезызвестный композитор и инди-геймдизайнер Тоби Фокс объединился с художницей Bani-Chan и певицей Итоки Ханой. Получилась невероятная работа.

Также очень популярен жанр анимации превращений. Все так и норовят нарисовать свой хэнсин! Сейчас перед вами фрагменты из аниме Tsukurotte Piature от японской художницы Tata. Для легенды о якобы созданном аниме она даже выложила дизайны и постеры. На самом деле это всё шутка и просто студенческий проект. Тем не менее, впечатляющий.

Додзинси-культура и независимые аниме

За такими историями не нужно далеко ходить, даже в казахских университетах показывают махо-сёдзё в качестве дипломного проекта, как это сделала художница

FINDO.

Додзинси-культура и независимые аниме

И еще немного красоты независимой анимации — работа под названием «Onigiri Musume - Saisen» от Rabbit MACHINE. В этой минутной работе рассказывается полноценная история о демоне и девочке.

Не будем забывать и о силе фанатской любви! Энтузиасты нередко трудятся над клипами и короткими роликами по любимым вселенным. Например, музыкальный ролик по игровой серии Mega Man от кружка SOUND HOLIC. Их мы помним по анимациям с персонажами из Touhou Project.

Додзинси-культура и независимые аниме

Или еще один пример по той же серии — пользователь NikoNiko Douga под ником «Panman» нарисовал клип с дизайнами из манги «Mega Man Gigamix». Работу заметил даже сам мангака Хитоси Арига и поделился фанатской работой на своем YouTube-канале.

Теперь перейдем к более полноценным работам — короткометражным аниме. Тринадцать лет назад пользователь OtaKing Animation выложил работу TIE Fighter по «Звёздным войнам» в духе аниме 80-х и набрал свыше 13-ти миллионов просмотров! Детализация и качество картины и правда впечатляют. Притом создатель не японский, а западный энтузиаст.

Из японских продолжительных работ можно вспомнить уникальный случай адаптации ранобэ Dirty Pair 1982-го года, вышедшего за три года до официального аниме от студии Sunrise. Додзин-аниме нарисовано кружком от Японского Университета. В восьмидесятых энтузиасты любили красоваться качественной фанатской анимацией, но, к сожалению, многие работы тех лет не так уж и просто найти.

И теперь мы плавно переходим к самым амбициозным работам. Начнем с западного онгоинга — фанатского продолжения мрачного махо-сёдзё аниме Princess Tutu. Работа называется Princess Tutu Zwei и насчитывает уже пять эпизодов стандартного 25-минутного формата. Над историей уже больше года трудится художница под псевдонимом nocturnal impala.

Из-за нехватки рук работа обделена озвучкой, а кадры проседают в сравнении с профессиональным аниме. Но даже так, Princess Tutu Zwei удалось сохранить оригинальный стиль и интересным образом расширить мир первоначального произведения.

Кто-то вспомнит «Звёзды, сияющие вместе» — двухсерийную OVA о «крепкой женской дружбе». Производству помогли различные компании, но вся анимация сделана фрилансером Наоей Исикавой. Первый эпизод вышел на Комикете 2010-го года, а второй — 2012-го.

Ещё один из самых ярких и известных тайтлов любительской анимации — «Онгаку: Наш звук». Это восьмилетний долгострой от Кендзи Иваисавы, который работал над аниме с 2012-го по 2020-й год. До этого в портфолио независимого творца находились лишь короткометражки, но на этот раз Иваисава замахнулся на полнометражную адаптацию одноименной манги за авторством Хироюки Охаси, друга Иваисавы.

В 2018-м году Кендзи запросил помощи на краудфандинге, а годом позже впервые представил картину на Международном анимационном фестивале Оттавы, откуда ушёл с призом за лучший художественный фильм. В 2020-м году аниме получило ограниченный релиз. Картина стала нередким гостем на различных награждениях: «Онгаку» номинировалась на премию Annie в категории независимых фильмов, была в кандидатах на «лучший анимационный фильм» на премии Mainichi, и там же получила награду имени Нобуро Офудзи за превосходство и инновации в анимационном кино.

Так что же так отличает «Онгаку»? Почти вся анимация и звук выполнены с помощью ротоскопии. После съемок, каждый кадр старательно обводили вручную, на что ушло свыше сорока тысяч рисунков. Это делает картинку особенно плавной и естественной. В кульминационные моменты команда и вовсе ударяется в реализм, показывая почти что кино с живыми актерами. Также в произведении сильно выделяется юмор и «аляповатый» стиль. От «Онгаку» с его шутками не знаешь, чего ожидать в следующей сцене. Вместо типичной истории успеха, Иваисава снял картину о туповатых хулиганах, которые могут потерять мотивацию в любую секунду.

Примерный процесс съемок «Онгаку» можно увидеть в небольшом бонусном документальном фильме. Это выглядит как отдых группы друзей, которые пытаются воссоздать мангу, а затем отрисовывают анимацию вручную.

Не только Кендзи Иваисава прославился в мире независимого аниме, но и Кендзи Итосо. В 2007-м году, практически в одиночку, Итосо выпустил аниме Coluboccoro — яркую получасовую картину в необычном сеттинге. Это было первое аниме, которое получило финансовую поддержку по программе Animation Revolution Tokyo. В 2019-м году была выпущена расширенная версия.

Додзинси-культура и независимые аниме

Также Кендзи Итосо ответственен за серию Santa Company — анимации, приуроченные к рождеству. Первый короткометражный фильм со скрипом вышел в 2014-м году при поддержке краудфандинга. Сначала сборы шли неохотно, но после перезапуска проекта всё-таки собрали нужную сумму в районе 72-х тысяч долларов.

Додзинси-культура и независимые аниме

Продолжение снималось уже при помощи студии Asahi Production и увидело свет в 2019-м году под названием Santa Company: Christmas no Himitsu. На этом серия не заканчивается, так как в 2021-м году выходит еще одна короткометражка — Santa Company: Midsummer Merry Christmas.

Признанные гении тоже начинали с додзин-аниме!

Особо искушенные зрители, скорее всего, уже заждались упоминания таких хитов, как «Дайкон» от профи из Gainax или «Голос далёкой звезды» от Макото Синкая. Разберем эти шедевры отдельно, а заодно вспомним, какие ещё додзин-аниме предшествовали становлению талантов!

Daicon III и Daicon IV — короткие анимационные ролики, представленные на одноименных научно-фантастических фестивалях в 1981-м и 1983-м годах. Анимации создали основатели будущей студии Gainax — Хидеаки Анно, Хироюки Ямага, Таками Акай, Тосио Окада и Ясухиро Такеда (будущий продюсер и глава студии Gainax). За каждым из этих имён ещё закрепятся культовые работы индустрии: от всеми известного «Евангелиона» до относительно нишевого, но знакового «Дайбастера».

Ребята тогда уже начинали работать в индустрии, но это не делает Daicon обычным профессиональным проектом. Любительская анимация создавалась в тесных комнатушках в режиме жёсткой экономии, а ключевой целью было продемонстрировать умение аниматоров, а не рассказать какую-то историю. Так на свет появились два качественных ролика, полные отсылок и веселья. Относительный успех Daicon IV позволил ребятам создать и развивать собственную студию, известную как Gainax.

Додзинси-культура и независимые аниме

Также успеху «Дайкона» обязано появление подражателей. Другие аниматоры тоже захотели проявить себя и сделали несколько работ, названных в честь фестивалей: AZICON, GEBOCON I, URACON II, URACON III. Сюда же можно отнести анимацию «Awake», созданную для фестиваля Uru Matsuri III.

Додзинси-культура и независимые аниме

Теперь рассмотрим начало карьеры Макото Синкая — признанного мастера детального рисунка. В 1996-м году, после университета, юный аниматор устроился в игровую студию Nihon Falcom и проработал в ней до 2001-го года. Директор компании, Тосихиро Кондо, всё ещё вспоминает, как юный Синкай учил его рисовать облака. Да что там, даже анимация логотипа фирмы вышла из под его пера.

Но помимо коммерческой анимации, Синкай тяготел к независимому творчеству и в 1999-м году показал ролик «Она и её кот» на Комикете. Эта пятиминутная анимация о коте и его хозяйке разошлась в пять тысяч копий, выиграла награду конкурса «2000 DoGA CG Animation» и заинтересовала студию CoMix Wave Inc., которая перевыпустила картину на дисках и взяла Синкая на работу.

Додзинси-культура и независимые аниме

И, наконец, поговорим о «Голосе далёкой звезды» — 25-минутном OVA-фильме 2002-го года. Это всё ещё независимое аниме, созданное Синкаем практически в одиночку, но уже с финансированием. После возникновения идеи автор получил грант от компании Mangazoo на создание картины. Это позволило ему полностью сосредоточиться на создании аниме, а не отвлекаться на работу. Но даже здесь к продакшну не были привлечены профессионалы со стороны — Синкаю помогали только его невеста Мика Синохара, озвучившая главную героиню, и друг композитор Тэммон. Чуть позже появилась версия с профессиональной озвучкой.

Успех картины сложно переоценить. Это и множество наград, и 50 000 проданных DVD-копий, и локализации в разных странах, в том числе в России от XL Media в 2006 году. Согласно опросу, проведенному в 2007 году Агентством по делам культуры Японии, «Голос далёкой звезды» занимает 26-е место среди лучших аниме всех времён.

Зрителей покорили трогательная романтическая история и отличный дизайн окружения. Сюжет повествует о паре школьников — Микако и Нобору. Микако вынуждена сражаться в космосе, пока Нобору терпеливо ожидает её сообщений на Земле, и готов делать ждать, даже если на это потребуются годы. «Голос далёкой звезды» — яркий пример редкого направления «сэкай-кей», в котором конфликт почти не освещается, история фокусируется на романтических отношениях главных персонажей, а героическую роль на себя берёт девушка.

Додзинси-культура и независимые аниме

Это аниме закрепило известность Синкая как невероятного режиссёра и аниматора. Сейчас его работы смотрели почти все, спасибо успеху таких картин, как «Пять сантиметров в секунду», «Твоё имя» и «Дитя погоды». А ведь когда-то он сам озвучивал свои аниме и консультировал зрителей по сюжету на премьере.

Ещё один автор, который вырос из додзин-анимации — Кэйитиро Кавагути. Его имя уже не так известно, но он аниматор и режиссер с завидной производительностью и большим стажем в индустрии. Примеры ярчайших режиссёрских работ: «Небеса МАР», «Боевой дворецкий Хаятэ!», «Когда плачут цикады: Карма» и «Когда плачут цикады: Выпускной».

Додзинси-культура и независимые аниме

Параллельно работе в индустрии, Кэйитиро Кавагути посетил Комикет 2008-го года с независимым проектом «Сломанная музыкальная шкатулка». Это получасовая история о повседневной жизни парня и девочки-андроида. Позже, аниме обзавелось восьмиминутным спешлом и расширенной версией с финансированием от студии Actas.

Эта OVA не стала культовой независимой работой и не собрала все награды, но при её просмотре сложно заподозрить, что это любительская картина. Продакшн выполнен на высоком уровне, а к проекту привлечены профессиональные актёры озвучки.

И напоследок поговорим об аниматоре и режиссёре под псевдонимом TATSUKI, известного по аниме «Друзья-зверушки». Некогда и он начинал с додзин-анимации. Вспомним его проект Kemurikusa — постапокалипсис о трёх сёстрах.

Сначала проект существовал в виде двухсерийной трёхмерной ONA, которая выходила с 2010-го по 2012-й год. TATSUKI создавал анимации при поддержке кружка из трёх друзей под названием irodori.

В 2017-м на Комикете прогремел неожиданный анонс, и двумя годами позже Kemurikusa стала полноценным аниме-сериалом при поддержке студии Yaoyorozu, которые делали всё тех же «Друзей-зверушек». Картина не снискала особой популярности, но нашла зрителей за счет неплохой трёхмерной графики и гнетущей постапокалиптической атмосферы.

Послесловие

Мы увидели немало впечатляющих работ, которые выполнены на чистом энтузиазме, но способны затмить коммерческие проекты. Мир независимого аниме удивителен и охватывает как множество стран, так и огромное обилие площадок: от видеохостингов до научно-фантастических фестивалей и Комикетов. Мотивы для создания чего-то своего также необъятны. Перед нами были как примеры горячей фанатской любви, так и стремление закрепиться в индустрии. И всё это в рамках небольшого ролика, за пределами которого, безусловно, остались ещё работы. Это вдохновляет любить и ценить аниме так же сильно, как и сами авторы.

3232
12 комментариев

Пишу в лонге которому грангер не даст 5к

5
Ответить

Давай я тебе дам 5к а ты мне

1
Ответить

@Granger давай этому лонгу 5 тысяч.

4
Ответить

Присоединяюсь

1
Ответить

Пишу в лонге которому грангер даст 5к

2
Ответить

А представьте себе, насколько вольны творцы, когда их не ограничивают издатели?

Примерно так: 95% полнейшего шлака, 5% относительно нормального.
Когда ограничивают - более-менее укладывается в обычные 80/20.

Вывод: пусть лучше ограничивают.

2
Ответить

Отличный лонг получился.

1
Ответить