«Один на вылет» и «Игра лжецов» — произведения, которые внесли значительный вклад в жанр психологических игр с высокими ставками.

Они мастерски передают изящество психологических противостояний.

Содержание:

«One Outs» | Volume 4 & «Liar Game» | Volume 1
«One Outs» | Volume 4 & «Liar Game» | Volume 1

Вступление

Психологические игры с высокими ставками всегда завораживают благодаря своей напряженности и интриге. Авторы, создающие такие произведения, умело балансируют между стратегией и эмоциями персонажей, стараясь подчеркнуть борьбу интеллекта и воли. Одним из таких мастеров является Синобу Кайтани, который подарил нам две яркие работы: «Один на вылет» и «Игра лжецов». Обе манги исследуют сложные психологические противостояния и демонстрируют, как азартные игры могут стать ареной для проявления человеческих слабостей и силы.

Один на вылет

Манга и аниме «Один на вылет» сосредоточены на гении Токучи Тоа, который мастерски читает людей и манипулирует ими. Его богатый опыт в азартных играх позволяет ему видеть мир через призму азарта. Используя слабости других и свое остроумие, Токучи достигает успеха в том, что на первый взгляд требует узкоспециализированных навыков и таланта. Сейчас для Токучи это роль непобежденного игрока в рамках игры «Один на вылет», где питчер и бэттери сражаются один на один с деньгами на кону.

Поворотным моментом становится встреча Токучи с профессиональным игроком в бейсбол Кодзимой. На этот раз ставка — не деньги, а подающая рука Токучи и карьера известного бэттери. Никто и не догадывается, что именно этот поединок решит судьбу профессиональных команд и бейсбола в целом.

Токучи и Кодзима

Концепт

Почти всё повествование состоит из череды поединков между Токучи и влиятельными личностями бейсбола, будь то знаменитый игрок, менеджер-мошенник или алчный владелец команды.

В глазах всех перечисленных Тоа не является выдающимся игроком в бейсбол, а тем более питчером. Его арсенал включает лишь один вид подачи с ужасно низкой скоростью мяча. Однако для Токучи это не слабость, а преимущество. К тому же его проницательность и психологическая устойчивость позволяют манипулировать мыслями и действиями других, достигая небывалых высот в этом спорте.

вот тебе и «небывалая» высота
вот тебе и «небывалая» высота

При всем при этом его пребывание в бейсбольной команде воспринимается не более чем игра, которую он намеренно усложняет, тем самым увеличивая ставки.

Эти усложнения позволяют взглянуть на бейсбол и его правила по-новому не только читателю, но и сокомандникам новоиспеченного питчера. Под влиянием Токучи игроки начинают переосмысливать бейсбол, командную игру и личную мотивацию. Именно здесь Тоа действует согласно своим принципам, которые обязуют проигравшего выполнить волю победителя. Для него этой волей становится просьба Кодзимы на Окинаве — вывести команду к чемпионству. Токучи же делает намного больше и заставляет команду своими силами вознестись к желанному титулу.

«Один на вылет» и «Игра лжецов» — произведения, которые внесли значительный вклад в жанр психологических игр с высокими ставками.

Про аниме

Адаптацией занималась студия Madhouse, что гарантировало высокий уровень визуала. Они смогли раскрыть динамику и добавить саспенс, с чем манга не могла справиться на таком уровне.

Ещё одним плюсом к достижению атмосферы являются OST’ы. Они великолепны, особенно Obstruction, Full Count и Toua. Опенинг, хоть и странный, но запоминается и соответствует вайбу главного героя.

Opening | Bury — Pay money To my Pain

Жаль, что адаптирована была лишь половина манги.

Игра лжецов

Именно здесь Синобу Кайтани раскрывает свой потенциал в симуляции психологических противостояний. Для этого он берет уже не новый для себя концепт азартных игр с высокими ставками. Вводит в повествование двух достаточно контрастирующих главных персонажей: Нао Канзаки, наивную и добросердечную, и Акияму Синъити, умного и беспринципного. Вместе они оказываются втянутыми в игру на крупные деньги, отказ от которой грозит непосильным долгом. Принимая участие в игре, приходится обманывать и манипулировать, зачастую бросая других игроков на произвол судьбы. В таких условиях и начинает зарождаться конфликт доверия и власти.

Уникальность

Можно часами обсуждать невероятные и многослойные игры, придуманные автором для своего сюжета. Именно их проработка позволяет выстроить логичный ход событий и постоянно удивлять читателя. Даже первые игры, не блещущие масштабом и глубиной, интересно поданы и раскрыты.

Пример одной из первых игр, где правила следуют из простого принципа
Пример одной из первых игр, где правила следуют из простого принципа

Появление одаренного Норихико Йокуя в арке «Контрабанда» ставит его в противовес гениальному Акияме, заставляя усомниться в интеллектуальном господстве второго, что выводит мангу на новый уровень. Именно с этой арки все чаще будет фигурировать противостояние двух-трех ключевых лидеров, которые ставят друг другу многослойные ловушки и борются за влияние среди других участников.

Самое интересное, что даже если айсберг любой игры очень глубокий, то всегда есть возможность вернуться и проследить за ходом мыслей персонажей. Здесь очень редко встречается прием утаивания информации — почти всегда вся необходимая для достижения целей информация уже была представлена ранее.

Это осознание пришло ко мне только при прочтении первого противостояния Акиямы и Йокуя. Замедлив темп чтения и разобравшись в запутанных правилах, я начал улавливать ход мыслей персонажей. Хотя многие их действия становились более прозрачными, ощущение интриги не пропало, а лишь усилилось.

Важным аспектом является демонстрация в течение всего сюжета преимуществ и недостатков власти и доверия, которые не остаются заперты в рамках представленных игр, а проецируются на всё мироустройство.

Сравнение

Оба произведения не справляются с достойным раскрытием персонажей. В «Игре лжецов» это сделано лучше, но всё равно персонажи остаются поверхностными. Конечно, есть исключения, но могу назвать их только сносными. Персонажи определённо запоминаются, но большинство из них предстают роботами по наполнению игрового поля для гениев. Им же, по совместительству главным персонажам, для этого хватает обладать загадочностью, развитым интеллектом и небольшим бэкстори.

Токучи последний пункт прокурил...
Токучи последний пункт прокурил...

Сюжет очень прост в обоих произведениях, что для меня не было проблемой, так как весь фокус был на поединках. Только вот в «Один на вылет» он продвигается Токучи, тогда как в «Игре лжецов» — действиями автора, что приводит к скомканному завершению истории. В связи чего становление команды Тоа выглядит плавно и законченно, что нельзя сказать про сюжет «Игры лжецов». Однако важным преимуществом последнего является раскрытие в полной мере потенциала автора. Он больше не ограничен рамками одной игры и спокойно проявляется в виде уникальной среды для психологических противостояний.

Заключение

«Один на вылет» и «Игра лжецов» хоть и похожи, но развиваются в разных направлениях. В первом мы видим профессиональный бейсбол через призму азарта и психологии, а во втором — истинные лица людей, маски которых падают под чувством жадности и власти.

24
13 комментариев