Что такое Neo Tokyo (1987) и с чем его едят?

Оригинальный постер придаёт центральное значение главному герою каждого эпизода
Оригинальный постер придаёт центральное значение главному герою каждого эпизода
AMV

Сегодня мы знакомимся с манящим, тревожным и причудливым Нео Токио, второй из двух аниме-антологий, в которые мастер аниме Кацухиро Отомо внёс свой вклад в 1987 году, а первая была Карнавал роботов. В то время как Карнавал роботов состоит из девяти короткометражных фильмов, Нео Токио содержит только три отдельные истории, как и более поздние Воспоминания, очевидно, не связанные какой-либо общей темой.

Основанный на сборнике рассказов Таку Маюмуры "Мэйкю Моногатари" ("Сказки о лабиринте"), каждый из трёх эпизодов Нео Токио написан и поставлен легендами японской анимации, от вышеупомянутого Отомо до Ринтаро и Ёсиаки Кавадзири. Каждый привносит в свои короткометражные фильмы свою особую, уникальную чувствительность, каждый по-своему поразителен.

Известный также под названием Manie Manie в Японии, он был переименован в Neo Tokyo только позже из-за его выпуска на гайдзинском Западе. Интересно, было ли это сделано для того, чтобы извлечь выгоду из связей Отомо и Акиры (Akira)? Помнится, что изначально в фильме должен был быть четвёртый эпизод, но его режиссёр скончался или что-то в этом роде. Долгий поиск в Google не дал подтверждения. Если у кого-то есть какая-либо информация по этому поводу, пожалуйста, оставьте комментарий, чтобы понять. В любом случае, давайте сосредоточимся на тех эпизодах, которые существуют.

Лабиринт Лабиринтос (реж. Ринтаро)

Сачи бросается в бой
Сачи бросается в бой

Содиректор студии Madhouse (продюсировавшей Нео Токио), настоящее имя Ринтаро - Сигэюки Хаяси и его аниме-резюме обширно. Он, пожалуй, наиболее известен на капиталистическом Западе как режиссёр телесериала 1978 года Капитан космических пиратов Харлока, двух фильмов Галактический экспресс 999 (1979, 1981), Хармагедон (1983, дизайн персонажей Кацухиро Отомо), X (1996, киноверсия) и Метрополис (2011, сценарий Кацухиро Отомо). Здесь он применяет свои навыки, чтобы изобразить глубоко сюрреалистическую, сказочную пьесу о маленькой девочке и её коте, исследующих странный мир и встречающих странные призраки.

Уууу! Она нашла мамину помаду
Уууу! Она нашла мамину помаду
Возможно, лучшее использование помады у пятилетнего ребёнка. Неко-тян
Возможно, лучшее использование помады у пятилетнего ребёнка. Неко-тян

Маленькой девочке Сачи около пяти лет и мы смотрим на всё с её точки зрения. В начале короткометражного фильма слышится небольшой диалог её матери, но остальное без слов - всё более причудливая игра в прятки между Сачи и её домашним котом Цицероном, когда они путешествуют по тревожным пейзажам снов под классическую музыку, включая моменты из оперы Кармен. Полная тревожных, мрачных образов, сама Сачи никогда не кажется напуганной - ей просто любопытно наблюдать за постоянным парадом мужчин с горящими красными глазами, цирковыми каретами, людей балансирующими на высоких тонких ногах и странными ухмыляющимися клоунами. Цицерон, однако, приходит в ужас от невидимой собаки, которую можно обнаружить только по плавающему ошейнику.

Светящийся портал в Бог знает куда. Напоминает атмосферу «Охотников за привидениями»
Светящийся портал в Бог знает куда. Напоминает атмосферу «Охотников за привидениями»
Марш зомбированных офисных работников
Марш зомбированных офисных работников

Тут нет особой завязки истории, основное внимание уделяется визуальному богатству и поистине фантасмагорическим образам. С эстетической точки зрения красная, черная и серо-синяя потусторонность не похожа ни на что другое, что есть в аниме. Сама анимация гладкая, свободная, выразительная и играет с перспективой и формой, как пьянящая смесь Уолта Диснея 1950-х годов и братьев Флейшер. Аниматоры постоянно колеблются, персонажи перемещаются по экрану и за его пределы под разными углами, иногда даже фон приводится в полное, нарисованное от руки движение.

Испуганный кот
Испуганный кот
Если вы страдаете коулрофобией, возможно, этот эпизод не смотреть
Если вы страдаете коулрофобией, возможно, этот эпизод не смотреть

Жуткий клоун с картинки выше не представляет никакой угрозы для Сачи. Цицерон и клоун - самые откровенно мультяшные аспекты, тогда как сама Сачи двигается и проявляет эмоции именно так, как и следовало ожидать от маленького ребенка с безграничной энергией и неутолимым любопытством. Хотя окружение Сачи глубоко тревожит, она сама кажется совершенно невозмутимой. Она следует за клоуном в затемнённую цирковую палатку, но к ней не пристают и не похищают. Ей просто показывает киноэкран и фильм нестройно переходит в следующий ультражестокую короткометражку, явно не подходящую для маленькой девочки. Там монстр!

«Бегущий человек» (реж. Ёсиаки Кавадзири)

Жутко, не правда ли?
Жутко, не правда ли?

Другой известный на загнивающем Западе режиссер Ёсиаки Кавадзири известен своими мрачными, жестокими работами Злой город (1987), Город демонов Синдзюку (1988), Кибер-город Оэдо 808 (1990), Свиток ниндзя (1993), Охотник на вампиров Ди: Жажда крови (2000) и Х (2001, телеверсия). Его дизайн персонажей имеет очень характерный, чёткий, точеный и высококонтрастный вид, как в аниме, созданном с ужасающими греческими богами. Мужчины очень мужественные, сложены как кирпичи, постоянно хмурятся/рычат/гримасничают/кричат. Женщины не часто занимают видное место. Фильмы Кавадзири тревожны и наглядны, и Бегущий человек ничем не отличается - это резкое изменение тона по сравнению с извилистым, безумным сюжетом Лабиринта Лабиринтоса.

Выглядит и разговаривает как детектив. Судя по всему, журналист
Выглядит и разговаривает как детектив. Судя по всему, журналист

Почти уморительно крутой журналист (вспомните Сэма Спейда/Филипа Марлоу) рассказывает историю об ужасно энергичном автогонщике Заке Хью, который выживал гонку за гонкой в Цирке Смерти, где перпендикулярная спиральная дорожка и жизнь стоит дёшево, а смерть приходит легко. Неназванный рассказчик становится свидетелем финальной, зрелищной гонки Зака, наполненной взрывами и насильственными смертями его конкурентов, перемежающейся сценами, в которых Зак злоупотребляет своими мощными навыками телекинеза! во время тренировок.

Зак с гордостью щеголяет своими идеальными зубами
Зак с гордостью щеголяет своими идеальными зубами

Футуристический трек Бегущего человека очень напоминает Моторболл Gunnm’s (Battle Angel Alita) от Юкито Кисиро, оказал ли он влияние на мангу (впервые опубликованную в 1990 году, через три года после Нео Токио)? Трудно поверить, что это было нарисовано от руки. Плавное движение трассы и невероятное, плавное движение транспортных средств просто поразительны и в этом эпизоде демонстрируются одни из самых невероятных, замысловатых и зажигательных взрывов, когда-либо созданных в cel-анимации.

Один из гоночных автомобилей на воздушной подушке…
Один из гоночных автомобилей на воздушной подушке…
…и после того, как Зак взорвал его своим телекинезом
…и после того, как Зак взорвал его своим телекинезом

Хотя палитра и тон слишком мрачны, обжигающе яркие пожары, когда Зак телекинетически уничтожает машины своих противников, впечатляют. Сам Зак демонстрирует совершенно невероятную игру лица, поскольку его силы угрожают сокрушить его тело, его зубы сжимаются, глаза закатываются, а кровь хлещет из каждого отверстия.

Жуть
Жуть

Не имея содержания, это темная и грязная демонстрация крутой анимации, а это именно то, для чего она и предназначена. Быстрые гонки, взрывающиеся огненные шары, хлюпающий телесный ужас и крики мужественных мужчин. По сути, это все, что Ёсиаки Кавадзири любит в аниме, сведенное к чистым пятнадцати минутам концентрированного безумия. В отличие от первого, этот эпизод действительно не подходит для детей.

Приказ об отмене строительства (реж. Кацухиро Отомо)

Типичный обыватель в стиле Отомо, вплоть до миниатюрного роста, толстых очков и заметного неправильного прикуса
Типичный обыватель в стиле Отомо, вплоть до миниатюрного роста, толстых очков и заметного неправильного прикуса

Эпизод Отомо, вероятно, пользуется наибольшим уважением из всех трёх и легко понять почему. Опять же, как и в случае с его вкладом в Карнавал роботов, это весь Отомо в его юмористическом ключе, хотя, как это и свойственно его работам, в основе лежит серьезная философская тема. Японский служащий Цутому Сугиока отправляется своим работодателем в нестабильную банановую республику в Южной Америке, чтобы закрыть автономный объект 444, которым управляют роботы. Отомо старается проиллюстрировать хаотичную и опасную окружающую среду джунглей. Все покрыто водой, грязью и растительностью. Сам объект явно рушится под натиском природы и транспорт Цутому бросает его на произвол судьбы неисправного робота-надзирателя 444–1.

Думаете ли вы иногда, что ваш босс-рабовладелец похож на робота?
Думаете ли вы иногда, что ваш босс-рабовладелец похож на робота?

Абсурдистский предостерегающий рассказ об опасностях чрезмерной автоматизации. Главный робот объекта ставит во главу угла продвижение своей работы (дальнейшее строительство и ремонт объекта) и ничто не должно стоять на пути этой главной директивы, хоть человек, хоть другой робот. Другие (очень дорогие) роботы приносятся в жертву 444–1 в его стремлении к эффективности и производительности. К его ужасу и разочарованию, из-за его настойчивого требования остановить производство, Цутому заточен в своем офисе и его робот-мучитель приносит подносы с "едой", которая с каждым днём становится все менее съедобной и в конечном итоге превращается в куски ржавого металла.

Упс
Упс

Не злите его, у него есть забавные идеи по поводу дисциплинарных мер для сотрудников. 444–1 одновременно комичен и страшен - хотя он медлителен, неуклюж и эксцентричен, его преданность своей работе делает его способным калечить и даже убивать людей. Наполовину Терминатор, наполовину неустойчивый пожилой мужчина, он вызывает противоречивые чувства разочарования и веселья, смешанные с своего рода экзистенциальным страхом. Он действительно представляет собой совершенно чуждый вид "интеллекта", настолько целеустремленно и решительно стремящийся к одной цели, что никакая логика или неблагоприятные события не изменят его пути. Посмотрите игру Universal Paperclips для более свежего, экстремального, интерактивного (и экзистенциально ужасающего) исследования этой концепции.

Окруженный безумием, Цутому теряет хладнокровие
Окруженный безумием, Цутому теряет хладнокровие

Дизайн персонажей Отомо, как всегда, очень своеобразен и соответствует остальному Нео Токио, а не обычным аниме-стандартам. Цутому не типичный герой аниме - он белый воротничок компании, призванный выполнять работу, которую его начальство в корне неверно оценило, но ему приходится с ней справляться. Столкнувшись с безумием и бездумно идиотскими роботами на каждом шагу, неудивительно, что он теряет хладнокровие. Любой "маленький" человек, который каждый раз чувствовал себя ненужным винтиком в огромной корпоративной машине, измельчающей индивидуальность в пыль, должен сопереживать ему. Даже спустя более 35 лет короткометражка Отомо не утратила своей резкой сатирической направленности.

Что бы это ни было, это выглядит немного зловеще
Что бы это ни было, это выглядит немного зловеще

Жаль, что финал не дотягивает до подразумеваемой пирровой мести Цутомо титаническому машинному интеллекту, лежащему в основе неисправности объекта. Воображению зрителя предоставлено право представить, как на самом деле заканчивается история. Как и любая хорошая корпоративная сатира, она, конечно, заканчивается трагическим несвоевременным сообщением о новых приказах. В каком-то смысле сам Цутому отражает целеустремленный разрушительный порыв своих роботов-мучителей. "Приказ об отмене строительства" - самый связный, наименее "художественный" из всего фильма, а значит, более доступный любому зрителю.

Фантасмагория
Фантасмагория

Итог

Мы ненадолго вернулись в цирк, и маленькая Сачи, которая, несмотря на то, что ее окружили странные уродливые чудовища, присоединилась к весёлому танцу цирковых штуковин. Обняв друг друга, она и явно дружелюбный клоун танцуют двигаясь в неизвестные места и царства.

Это неравномерное трио короткометражных фильмов, которые, за исключением общего автора оригинального рассказа, на самом деле мало связаны друг с другом ни художественно, ни тематически. Каждый из них - плод любви, полный захватывающих образов и невероятно искусной анимации. Только короткометражки Отомо работают как истории, тогда как два других представляют собой более технические демонстрации, вызывающие определенное настроение или концепцию.

Несмотря на то, что Нео Токио не такой разнообразный, как Карнавал роботов, и не такой длинный, как Воспоминания, он определённо стоит того, чтобы его посмотреть хотя бы один раз, как отличный пример того, чего могут достичь по-настоящему талантливые создатели, предоставленные самим себе.

Ещё увидимся!
Ещё увидимся!
3535
7 комментариев

С бутером попробуй и чаем

2
Ответить

Идеально, так и надо окунаться в мир японской старой анимации: перед большим экраном, в пледе, с бутербродами и чаем на журнальном столике перед диваном.

Ответить

Пусть это смотрят те, кто считает, что мультики - только для детей (кроме "Его жена курица").

Ответить

"Мультики для детей, аниме для взрослых" (с)

1
Ответить