Demon City Otomo

... Я — нож, проливший кровь, и рана,

Удар в лицо и боль щеки,

Орудье пытки, тел куски;

Я — жертвы стон и смех тирана!

Отвергнут всеми навсегда,

Я стал души своей вампиром,

Всегда смеясь над целым миром,

Не улыбаясь никогда!

Ш. П. Бодлер «Самобичевание»
<i>«Wer mit Ungeheuern kämpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein.</i>»
«Wer mit Ungeheuern kämpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein.»

Сомневаюсь, что среди читателей есть те, кто хотя бы мельком не знаком с творчеством Сётаро Онодэра (или, если угодно, Исиномори). И если какие-нибудь «Cyborg 009», «Genma Wars» или «Kamen Rider» — удел людей увлечённых, то с франшизой «Super Sentai» косвенно или напрямую знакомы практически все. Можно справедливо считать «Power Rangers» наивным детским развлечением, забивавшим неокрепшие мозги надуманными проблемами и дешёвым пафосом (или увлекательными сражениями и интересным сюжетом) до и/или после школы на «РЕН ТВ», но факт влияния этого сериала на массовую культуру оспаривать бессмысленно.

«<b>Секретный Отряд — Го Рейнджеры</b>» такие «<b>Могучие Рейнджеры</b>»!
«Секретный Отряд — Го Рейнджеры» такие «Могучие Рейнджеры»!

Ученик Тэдзуки и одновременно учитель Нагаи, старина Исимори — это безусловно крупная фигура в истории манги и японской анимации, но текст ниже будет не о ней. Вернее, не только о ней.

Сётаро Онодэра (1938-1998).
Сётаро Онодэра (1938-1998).

«Человек-череп» — не самый известный танкобон Исиномори, но его влияние трудно переоценить, — культовые «Devilman» Киёси Нагаи и «The SoulTaker» Акиюки Симбо не дадут соврать.

Хотя лично мне «<b>The SoulTaker</b>» и претит, не могу не оценить его масштаб и потрясающий визуал.
Хотя лично мне «The SoulTaker» и претит, не могу не оценить его масштаб и потрясающий визуал.

Классическая трагедия, протагонист которой в поисках своего места в мире, неожиданно, приходит к ужасающему открытию...

Супергерой в поисках справедливого (с его точки зрения) воздаяния находит лишь боль, ужас и смерть... 
Супергерой в поисках справедливого (с его точки зрения) воздаяния находит лишь боль, ужас и смерть... 

Впервые появившийся на страницах этого тома Человек-череп, по сути представляет собой психопата, который выжил и вырос лишь ради одной цели — мести за смерть родителей и, как ни странно, благородной попытки уничтожить «теневое правительство» в лице загадочного господина Чисато. Читатели, алчущие конкретики, могут смело обратиться к оригинальной манге, я же, со своей стороны, отмечу что нарисованы сто страниц в меру мрачно, хотя, конечно, отдают характерным zeitgeist’ом.

Он вам не <i>Бэтмен</i>. Сверх того, <i>Череп</i> получает даже некоторое удовольствие от убийств.
Он вам не Бэтмен. Сверх того, Череп получает даже некоторое удовольствие от убийств.

Больше, помимо того, что именно из «Черепа» вырос феномен «Kamen Rider», мне сказать об этой манге нечего.

Начальные иллюстрации с бессменным напарником <i>Черепа</i>, мутантом <i>Гаро</i> — невероятно атмосферны.
Начальные иллюстрации с бессменным напарником Черепа, мутантом Гаро — невероятно атмосферны.

«Ещё бы я не знал Человека-черепа! Этот предтеча знаменитого Наездника в маске был самым ярким антигероем наших дней…»

Кадзухико Симамото, «Послесловие» к манге «Человек-череп», 1998

Если читатель решил, что я собираюсь его баловать пересказом сюжета манги-ремейка за авторством Кадзухико Симамото, то напрасно. Рисовка, в очередной раз, соответствует дате выхода — более нуарная и эротичная, — но всё ещё достаточно стеснительная, чтобы говорить с читателем о сексе откровенно.

Самая эротичная иллюстрация из тома, посвящённого проституции! А ещё говорят, что аниме и манга в 90-х были смелее...
Самая эротичная иллюстрация из тома, посвящённого проституции! А ещё говорят, что аниме и манга в 90-х были смелее...

Что до истории, то Симамото, относительно бережно сохранив внутри произведения мангу-оригинал, превратил остальную её часть в стандартную историю про японских супергероев. Человек-череп в её рамках исправился, учёл былые ошибки и теперь намерен бороться с очередной зловещей организацией мутантов до конца. Время от времени выдавая противникам хохмы, будто Человек-паук.

К слову о юморе... и о <i>Гаро</i>.
К слову о юморе... и о Гаро.

Обязательные «монстры-на-том» в лице мутирующих людей прилагаются. Лично для меня это было самым пресным манга-чтивом за прошлый год, хотя, на первый взгляд, небезнадёжным.

Несмотря на интересные дизайны, большинство злодеев напрочь лишены предыстории, а потому воспринимаются, как самые захудалые суперзлодеи из западных комиксов.
Несмотря на интересные дизайны, большинство злодеев напрочь лишены предыстории, а потому воспринимаются, как самые захудалые суперзлодеи из западных комиксов.

И теперь, завершив этот небольшой экскурс в историю манги, я наконец-то могу перейти к главному…

Стоит отметить, что в манге <i>Череп</i> обладал почти безграничными суперспособностями, будучи мутантом. Авторы аниме-сериала придумали этому иное объяснение и сделали образ куда более уязвимым и человечным.
Стоит отметить, что в манге Череп обладал почти безграничными суперспособностями, будучи мутантом. Авторы аниме-сериала придумали этому иное объяснение и сделали образ куда более уязвимым и человечным.

На что Сётаро в XXI веке повезло, так это на экранизации его произведений. Не берусь писать за все, но ручаюсь за две очень конкретные и запавшие вашему покорному слуге в сердце. «Гильгамеш» и, да, «Человек-череп» — одни из немногих историй мастера достойно переработанные тоже не последними людьми в аниме индустрии, — режиссёрами Масахико МуратойSerial Experiments Lain») и Такеши МориОтаку на видео»).

<b>Такеши Мори</b> — создатель франшизы «<b>Вандред</b>» и режиссёр львиной доли OVA «<b>Капризы Апельсиновой улицы</b>» собственной персоной.
Такеши Мори — создатель франшизы «Вандред» и режиссёр львиной доли OVA «Капризы Апельсиновой улицы» собственной персоной.

Придёт время, я и «Гильгамешу» уделю пару строк, но сейчас речь пойдёт о главном фестивальном аниме-сериале прошлого года — «Человеке-черепе» 2007 millésime.

Мой любимый готический сериал, как выразились мои зрители: "<i>«<b>Dark Souls</b>» от аниме</i>". Но сегодня речь не о нём.
Мой любимый готический сериал, как выразились мои зрители: "«Dark Souls» от аниме". Но сегодня речь не о нём.

За переработку классической истории взялся Ютака Идзубути — единоличный автор культового «RahXephon» и известный меха-дизайнер (от «Гандамов» 80-х и «Мобильной полиции "Пэтлэйбор"» до новых «Евангелионов» и горячо обсуждаемого на DTF «Плутона»).

Помимо прочего, Идзубути работал над дизайнами доспехов в «<b>Gasaraki</b>», «<b>Eureka 7</b>» и даже в «<b>Оборотнях</b>»! Да-да, легендарный дизайн брони, отголоски которого встречаются в новом «<b>Черепе</b>», придумал именно он!
Помимо прочего, Идзубути работал над дизайнами доспехов в «Gasaraki», «Eureka 7» и даже в «Оборотнях»! Да-да, легендарный дизайн брони, отголоски которого встречаются в новом «Черепе», придумал именно он!

Борьбу с суперзлодеями сценарист заменил ницшеанской концепцией воли к власти, трагикомичного мальчишку в плаще на рыцаря тьмы, цитирующего классику и выдающего патетические монологи, а окружающий мир не только обрёл более конкретный ореол спящего внутри зла, но и куда лучше раскрывает идею глобальности происходящих событий для вселенной Исиномори, нежели манга Кадзухико.

Дабы не быть голословным, отрывок из Шекспира: «<i>Такой мерзкий и прекрасный день я видела впервые. (Не помню дня суровей и прекрасней.)</i>»
Дабы не быть голословным, отрывок из Шекспира: «Такой мерзкий и прекрасный день я видела впервые. (Не помню дня суровей и прекрасней.)»

Как и в случае с «Гильгамешем», «Человек-череп» — это чистая деконструкция оригинальной истории, но деконструкция аккуратная и на редкость талантливая.

Альтернативная версия заставки.

Впрочем, в роскошном опенинге сериала под песню «Hikari no Machi» рок-группы TOKIO, который задаёт нужный тон всей истории, мелькают визуальные отсылки для любопытствующих (в его альтернативной версии, на мой взгляд, более явные). Так что же это за история такая?

Охочий до страстей репортёр Хаято, узнав о том, что в городе его детства под названием Отомо происходят зверские убийства неким инкогнито под псевдонимом Человек-череп, рвётся на передовую за сенсацией (невольные ассоциации от проныры-репортёра Нокса из «Бэтмена» 1989 года до несчастной Камиллы из «Острых предметов» 2018 года небезосновательны).

<i>Хаято Микогами</i> — самоуверенный и жизнерадостный журналист, именно в его шкафу сценарист припрятал самых крупных скелетов.
Хаято Микогами — самоуверенный и жизнерадостный журналист, именно в его шкафу сценарист припрятал самых крупных скелетов.

За ним увязывается весьма ретивая пацанка Кирико (это, конечно, не Тобоэ и уж тем более не Эд, но чувство, что это не просто комический персонаж для любителей фансервиса, ничуть не врёт зрителю), а также немолодой, ну скажем, детектив Кёитиро, подозрительно смахивающий на одну из звёзд «Золотого века Голливуда» — Хамфри Богарта (к слову, пришедший в сюжет прямиком из манги, пусть и переработанный сценаристом до основания).

Отомо — город непростой, — призрак былого могущества милитаристской Японии (действие сериала, кстати, происходит после Второй Мировой или, если угодно, Великой Восточноазиатской войны — аккурат перед событиями «Киборга 009»), построенный вокруг фармацевтического концерна на месте, где некогда располагалась деревушка Кагура, старейшина которой и основал когда-то предприятие. Закрытый город, в котором военщина, наука, религия и мафия сплелись за годы существования в такой клубок хитросплетений и интриг, что попытки его развязать сродни обезвреживанию взрывного устройства.

<i>Отомо </i>днём<i>.</i>
Отомо днём.

Тем не менее, это отнюдь не прогнивший от преступности и прокуренный промышленностью Готэм и даже не злачный «спауновский» Нью-Йорк. Отомо днём — это обманчиво милая пастораль Хинамидзавы, сплавленная с современным японским мегаполисом средних размеров. Отомо ночью — нелюдимая чикагская глушь асфальтовых джунглей, впитавшая в себя, пожалуй, все клише классических нуаров.

<i>Отомо</i> ночью.
Отомо ночью.

Непростому городу и жители под стать — глубоко травмированные (в первую очередь, разумеется, войной), вечно живущие наедине с неотступным прошлым и хранящие в шкафу свои маленькие грязные секреты.

Например, <i>Масаки Кумаширо</i> — формальный руководитель <i>концерна Отомо, —</i> жёстко страдает от отсутствия теплоты со стороны отца, но в отличие от <i>Синдзи Икари</i>, прозорливый <i>Масаки</i> трансформирует свою боль в силу.
Например, Масаки Кумаширо — формальный руководитель концерна Отомо, — жёстко страдает от отсутствия теплоты со стороны отца, но в отличие от Синдзи Икари, прозорливый Масаки трансформирует свою боль в силу.

Разумеется, есть в городе и светлые пятна — католический священник Ёсио (некогда капеллан при элитном отряде), содержащий сиротский приют, из которого когда-то и вышел; храбрый детектив Синдзё, который, несмотря на вспыльчивость и импульсивность, один из самых благородных персонажей сериала (образ, объединивший в себе личности детективов Отаки и Хёка из ремейка манги); нежная и болезненная Майя Кумаширо — днём, заботливый волонтёр при церковном приюте Ёсио; и, разумеется, Хаято напару с Кирико, пытающиеся помочь зрителю разобраться в хитросплетении судеб участников этой шекспировской трагедии.

<i>Хаято</i> встречает <i>Майю</i> в сиротском приюте при католическом приходе <i>Ёсио</i>. Кстати, детей и подростков в сериале практически нет.
Хаято встречает Майю в сиротском приюте при католическом приходе Ёсио. Кстати, детей и подростков в сериале практически нет.

Да, как и в случае с оригинальной мангой, у авторов получилась именно трагедия. Трагедия, словно буран, уносящая за собой судьбы, события, да и сам злосчастный город. Ведь всё это — приходящее перед чужой волей к власти, сталкивающейся с лживой сверхчеловечностью. Нельзя не признать, что сериал излишне буквально цитирует классика, но ницшеанским он от этого быть не перестаёт.

Один из персонажей сериала буквально обожает его философию и цитирует классика время от времени.
Один из персонажей сериала буквально обожает его философию и цитирует классика время от времени.

Впрочем, нельзя не отметить, что истории явно не хватает хронометража. Возможно, в силу бюджетных ограничений, в малый объём уместили то, что по-хорошему рассчитано на стандартные 24-26 серий. Отсюда в первую очередь растут ноги у негативного восприятия сериала аудиторией, которая в лучшем случае запуталась в сюжетных хитросплетениях, а в худшем — увидела в каноничном неонуаре скучный боевик про супергероев в сеттинге "Острова доктора Моро".

Осторожно, спойлеры, но эта иллюстрация наилучшим образом демонстрирует количество персонажей и их взаимоотношений. А ведь сюда уместились далеко не все!
Осторожно, спойлеры, но эта иллюстрация наилучшим образом демонстрирует количество персонажей и их взаимоотношений. А ведь сюда уместились далеко не все!

Тем не менее, как и в случае с мангой-первоисточником, я категорически отказываю себе в удовольствии поделиться деталями сюжета сериала с читателем (надеюсь, благодарным за это) и перехожу к разговору о его аудиовизуальной составляющей.

3D-модели, конечно, страшненькие.
3D-модели, конечно, страшненькие.

По части визуала (за исключением 3D), безусловно, сериал Bones смотрится молодцом, в том числе благодаря частичной ретро-стилизации персонажей. Не в последнюю очередь, полагаю, это и заслуга режиссёра, иногда уводящего зрителя в стильный сюрреализм и умело орудующего хичкоковскими приёмчиками.

Изобретательная сцена сна <i>Хаято</i> из n-ой серии — приятный сюрприз для зрителя.
Изобретательная сцена сна Хаято из n-ой серии — приятный сюрприз для зрителя.

Равно не могу не похвалить и сцены сражений — они достаточно эффектны, но особенно, когда в бой вступает отряд киборгов SIRKS!

Некогда растоптанные войной, эти страдающие от ПТСР универсальные солдаты вновь едут на встречу со Смертью.
Некогда растоптанные войной, эти страдающие от ПТСР универсальные солдаты вновь едут на встречу со Смертью.

Но, разумеется, всё бы это смотрелось не так эффектно и эмоционально, не будь на заднем фоне потрясающей (лично для меня) музыки Сиро Сагису!

На мой взгляд, <b>Сагису</b> — ещё один полноправный соавтор «<b>Черепа</b>».
На мой взгляд, Сагису — ещё один полноправный соавтор «Черепа».

Кому-то может показаться, что сериалу не хватает Ёко Канно, но поверьте мне — такого стильного, мрачного и глубоко эмоционального, пробирающего насквозь саундтрека мастер не выдавал, быть может, со времён «Евангелиона»!

Композиция «Shitou» (если верно перевёл — «Смертельная битва») прекрасно передаёт настроение, когда даришь свет и тепло там, где в ближайшие часы всё покроется тьмой и трупным холодом.

Именно такая музыка должна отражать крылатое выражение о том, куда благими намерениями вымощена дорога — ещё один лейтмотив всего сериала.

А это «Элегия» — музыка неминуемой расплаты за непоправимое. Боль палача и ужас жертвы.

Вроде и добавить нечего, да нельзя в контексте сериала не упомянуть дораму-приквел. О чём думали создатели «Увертюры тьмы», сейчас уже понять сложно, да и не так уж важно.

Да, у неё даже свой опенинг в стиле комиксов имеется!

На мой взгляд, Макото Ёкояма и его коллеги этим бледным огрызком испортили хороший сериал, во-первых, раскрыв интригу, которая до поры, до времени неочевидна зрителю, а во-вторых, бездарно потратив бюджет сериала на местную графику. Бюджет, который мог бы уйти, скажем, на дополнительную четырнадцатую серию.

В динамике это выглядит ещё хуже, а с манерой актёрской игры и вовсе превращается в цирк.
В динамике это выглядит ещё хуже, а с манерой актёрской игры и вовсе превращается в цирк.

Сюжет, предваряющий сериал, прост, как дважды два — влюблённая пара учёных решает «кинуть» своих работодателей, с результатами чего, как ни странно, разбираться в итоге приходится нашему герою.

Тем не менее, музыка из основного сериала неплохо оживляет дораму, отдельные сцены которой становятся более яркими и трогательными.
Тем не менее, музыка из основного сериала неплохо оживляет дораму, отдельные сцены которой становятся более яркими и трогательными.

В заключение, да простит меня мой утомлённый читатель, я уверенно напишу невероятную пошлость, но из песни слов не выкинешь — сериал «The Skull Man», — глубоко недооценённый нуарный шедевр, сотканный из подозрительной атмосферы, ницшеанских мифов и вполне осязаемого зла. Того, что находится внутри нас, что так и рвётся наружу. Я не рекомендую его к просмотру зрителю, который просто ищет, чем занять бесценное время, но вдумчивому, насмотренному, внимательному, тем паче, поклоннику вселенной «Киборга 009» — более чем. Поддайтесь мрачному очарованию бездны, и она ответит признательностью, показав чудовище на ваш вкус.

Самое увлекательное — гадать во время просмотра, кто из персонажей скрывается за белой маской.
Самое увлекательное — гадать во время просмотра, кто из персонажей скрывается за белой маской.

P. S. Читатель, пойми меня правильно, я не из вредности или лени отказываюсь пересказывать сюжет, а ради твоего удовольствия от просмотра/чтения. ;)

1515
4 комментария

Наверное, статья должна была быть про "Персону", но уж что есть.

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Хорошая статья, но не сказал бы, что Человек-череп находится теперь на уровне Берсерка в перечне моих любимых аниме и манги. Хотя идея, заложенная в основе повествования данного произведения цепляет своим драматизмом, а сам протагонист напоминает Бэтмена в своем желании навести справедливость в мире и заодно отомстить за смерть родителей.

1
Ответить

Даже мне приходится признавать, что в статье я невольно хвалю студию, а не только отдельных людей.

Ответить