История о том, как герой стал настолько сильным, что оказался никому не нужным.

История о том, как герой стал настолько сильным, что оказался никому не нужным.

Уважаемые читатели, я здороваюсь с каждым из вас – здравствуйте! Сегодня, на примере одного аниме, я хотел бы порассуждать о сторителлинге, позиционировании главных героев и их прогрессировании, и мне кажется, я нашел хороший пример для этого. К сожалению, без спойлеров не обойтись, поэтому будет хорошо, если вы уже посмотрели данное аниме, либо читали ранобе - первоисточник. С удовольствием жду ваших комментариев, отзывов и мнений. Приятного вам прочтения!

Начну с сильного заявления: не каждый Марти Сью герой сёнена, но каждый герой сёнена равен или близок по возможностям к Марти Сью.

Любой главный герой героической приключенческой истории должен пройти свой путь до конца. Это сценарная аксиома. Можно пересчитать по пальцам произведения, где зацикленная на конкретном персонаже история или идея обрывается его выключением из оной, а после рассказ продолжается через его спутника или другого персонажа. Я знаю только одну – четырехтомник Э. Дж. Смита из цикла Best Fantasy. Настоятельно рекомендую.

Поэтому в дальнейших рассуждениях необходимо договориться – я предполагаю, что любой сёнен, да и в 95% других случаях главный герой останется жив к концу истории. Это важно понимать в контексте его роста и отношения к другим персонажам – в том числе его спутникам.

Я испытываю личную проблему при просмотре большинства произведений – мне сложно сопереживать главному герою. Конечно, есть условия, при которых персонажу волей-неволей сопереживаешь: его стремления к справедливости и преодоление внешних обстоятельств, четкие условия проигрыша героя (временные рамки, где жизнь героя не стоит на кону – а, например, чья-то другая), когда структура и история подается так, что ты веришь в непобедимость героя и готов подталкивать его вперед.Ну либо четвертый вариант: меня забавляли ситуации, когда злодей превозносится и его накручивают пафосом, хотя ты прекрасно понимаешь, что через пару серий им вытрут пол. Это тоже неплохо. Однако обратной стороной монеты будут моменты продолжительной демонстрации злодея, выдавливания жалости и его нераскрытия в конце. Пример - выходящий сейчас онгоинг "Невеста Чародея 2 сезон 2 часть". Нечто похожее мы увидим и в нашем случае.

Но нет ситуации хуже, когда лицензированного Марти Сью помещают в ситуацию, в которой он якобы находится в смертельной опасности, из которой “невозможно” выбраться, и хуже всего, когда сверху прикручивают флэшбек персонажей из прошлого, которые не смогли преодолеть опасность и выписались из сюжета - приправляя это надавливанием на зрительскую жалость. Данное комбо собрало высокорейтинговое и известное аниме: “Найду красавицу в подземелье”, а именно его четвертый сезон.

История о том, как герой стал настолько сильным, что оказался никому не нужным.

Белл Кранель…. Я начал смотреть это произведение в момент выхода первого сезона, и в те далекие времена оно привело меня в восторг. Ситуации казались необычными, второстепенные герои интересными, обыгрывание древних мифов – уникальным, а действия нашего зяблика – полными безысходности и отчаяния.

История о том, как герой стал настолько сильным, что оказался никому не нужным.

Да я и сейчас так думаю! Первый сезон если не очень хорош, то достоин просмотра. После него хочется увидеть продолжение … превращения Белла в типичного Марти Сью.

Не страшно, что нам открыто говорят о его важности и избранности в контексте описываемого мира. Важны победы, взятые из желания. Вот пример: героя зажимают в угол, показывают патовую ситуацию, которую якобы не решить имеющимися навыками и ресурсами. Что же случится?

Герой подумает, повоображает, произнесет про себя мотивирующую речь, включается драйвовая музыка, биты, экран покачивается, противник отшатывается на пару шагов и начинается резня!!! Такое явление не открытие в жанре, но лично я в такие секунды теряю всю создаваемую часами атмосферу.

Вспоминается последний сезон Клинка, где Танджиро, будучи ранен и буквально изнасилован, якобы, вспоминает рассказ Зенитцу о технике сокращения мышц ног, сокращает эти мышцы и вжух – летит как Наруто в режиме отшельника. Все из одной песни.

История о том, как герой стал настолько сильным, что оказался никому не нужным.

Вернемся к Беллу. Наш герой побеждает всех, кроме важной для сюжета и романтической ветки девчушки – Айс Валленштейн, которая является его предметом обожания, которую он хочет превзойти (об этом упомянем в конце, ведь это еще одна сюжетная проблема), но не может. В каждом сезоне он, сам того не подозревая, кадрит каждую женскую особь на экране, побеждает всех злодеев, спасает девчушек, душит их своим обаянием и бодрым темпом продвигается к четвертому сезону. Но, разумеется, не Айс.

Четвертый сезон представляет собою 2 части и, соответственно, две связанные между собой истории. Белл зовет всех друзей и подружек, собирает отряд в 10 человек, считая себя, и отправляется на нижние этажи местного данжа.

  Вот они - десять дылд
  Вот они - десять дылд

В аниме обыгрывается система, подобная DnD или Pathfinder. Каждому персонажу можно присвоить класс. Имеются подземелья, монстры, лут и магия. Типичное фентези.

Наш герой, на мой взгляд, имеет класс чародейского плута. Я ненавижу чародейских плутов в ролевых играх. Представьте дурачка, который может колдовать, уклоняться от всех и всего, иметь высокую защиту не от брони, а от ловкости, скрытность и скорость, повышенный урон от всяких воровских атак, способности вора, высокую харизму со всеми вытекающими, а на высоких уровнях – защиту от критических неудач. Это чертова имба. Осуждаю. Наш герой все это умеет… ( Тут я признаю свою субъективность )

  Статблоки любого героя иссекая
  Статблоки любого героя иссекая

Сбалансированный отряд из 10 персонажей ( все классы из Pathinder, необходимые для партии, присутствуют ) отправляется в путешествие в подземелье. Продвижение крайне успешно, но Кассандре (одна из побочных героинь, отсылка на Трою) не спится – каждый день ее терзают предзнаменования грядущего бедствия, но ей, о нет, никто не верит. И вот в подземелье герои находят отряд эльфов, раненных и просящих о помощи. Это оказывается ловушка разумного монстра!!!! Он хитростью ранит одну из девушек, которой даже не прорисовали глаза. Имени ее я не помню, сорри.

История о том, как герой стал настолько сильным, что оказался никому не нужным.

Белл пытается убить монстра, но его отбрасывает в подземную реку, и поток бурной воды уносит его куда-то там. Герои разделены! Белл получает свою сюжетную ветку, а его 9 спутников во главе с амазонкой-варваром свою.

  Айша (амазонка-варвар) косплеит Дехью. 
  Айша (амазонка-варвар) косплеит Дехью. 

Чтобы поберечь ваше время, расскажу продолжение очень кратко: вторая арка сезона повторяет первую, но с большим размахом. Белл идет вперед, чтоб спасти эльфийку с кличкой Шторм, а его 9 спутников движутся в другую сторону, попадают в опасность, выживают + превозмогают. Я вернусь к этому моменту позже.

История о том, как герой стал настолько сильным, что оказался никому не нужным.

Сейчас я хочу обратить ваше внимание на дважды повторяющийся сюжетный ход. В момент, когда над отрядом возникает смертельная опасность, и героям необходимо преодолевать себя и выживать в подземелье – Белл исчезает. То он падает в реку, то уходит сам по важным сюжетным делам. А его 9 друзей, собственно, страдают сами по себе.

  Вторая по силе путешественница в отряде - амазонка Айша. Она и будет командовать. 
  Вторая по силе путешественница в отряде - амазонка Айша. Она и будет командовать. 

Никакой тайны тут нет – авторы хотят показать, как спутники нашего Марти Сью растут над собою, превозмогают и достигают новых высот. К слову, амазонка-варварша, которая принимает шефство над группой в отсутствие Белла, имеет тот же ранг и уровень в местном мире, как и главный герой. Они оба 4-уровневые авантюристы, близкие к пятому. Но она в разы его слабее. Вытягивает интересным характером и харизмой - будто сержант Хартманн в юбке (без юбки).

Сразу обозначу градацию силы в данной партии – Белл > Амазонка > другие члены семьи Гестии кроме Лили > оставшиеся 5 героев что отправились с Беллом в данж > Лили. Лили не боец, а стратег-барахольщик, так что она как бы вне этой пирамиды. И между этими ярусами огромный разрыв.

История о том, как герой стал настолько сильным, что оказался никому не нужным.

И вот возникает самая главная проблема: авторы хотят показать тяжелое, полное опасностей и риска смерти в любую минуту, выживание. Но это невозможно, пока Белл остается в отряде. Он настолько силен по отношению к окружающему его миру, что любое логичное обоснование трудностей и проблем отряда не выдерживает критики. Любую проблему может решить Белл, не потеряв ману, лут и что бы там у него не было. Мы не видели врагов, способных встать на его пути. Кроме этой девицы Айс. Но по ходу повествования о ней быстро забываешь.

С одной стороны хорошо, что авторы не совершили еще большую глупость и не оставили Белла в отряде, выключив его способности, на примере Наруто. Аналогия странная, скажете вы, но ведь Наруто имеет 100+ техник и скорость близкую к скорости света, но при этом в большинстве сюжетных боев, а также войны шиноби, он использует малую часть своего арсенала и бегает довольно медленно. Наруто мог разделиться на 100 клонов, желтой молнией пролететь по полю боя, перебить всех врагов и Кабуто в течение часа. Однако, тогда не будет грустных встреч, сопливых разговоров и движения сюжета вперед. Да и Мадара бы не воскрес.Чтобы не тратить ваше время, перенаправляю вас на ролик человека, с чьим мнением я практически полностью согласен.

Схожая проблема сюжета - довольно частое явление. Однако мне было проще показать их именно на "Поисках красавицы в подземелье"

Я уже не говорю о клише ждущего героя - когда злодей готов совершить злодейство, но стоит и рассказывает об этом. Герои, в свою очередь, тоже стоят, кукожатся и кривляются, терзаются флешбэками, но при этом не останавливают злодея, а потом борются с последствиями. И в нашем аниме такое тоже есть.

Во второй части сезона раненый злодей-никчемыш ( настолько никчемыш, что его имени в большинстве вики о аниме нет ) с супер-пупер злобным планом угрожает взрывом Беллу и вышеупомянутой эльфийки Шторм. Ну и вот. Герои его слушали целую серию (я слушал этот бред вмести с ними), а потом злодей взорвал свою бомбу, чем обвалил стены тоннеля и призвал на свет огромное чудище, которое будет финальным боссом всего сезона.

Может надо было просто шлепнуть этого никчемыша, и тогда проблемы и смертельные опасности, терзающие героев несколько серий не произойдут? Ах да, я сам ответил на свой вопрос…

Выглядит это максимально глупо. При этом я не верю в это ужасное чудовище. Я был уверен заранее, что и Белл и Шторм не умрут, победят чудовище, а эльфийка влюбится в героя. И да, это произошло. Никто не был удивлен.

 Они в огромной опасности. Прошу поверить в это. Правда, видите сколько на них крови. Девчушка даже идти не может. Что значит они будут биться на равных с супер-монстром через пару серий? 
 Они в огромной опасности. Прошу поверить в это. Правда, видите сколько на них крови. Девчушка даже идти не может. Что значит они будут биться на равных с супер-монстром через пару серий? 
 Вот с ним 
 Вот с ним 

Авторы первые подметили свой косяк и подвезли нам ее – необоснованную жестокость. Жесть ради жести и нагнетания базовой эмоции неприязни и злобы.

Небольшое отступление: если любому здравомыслящему человеку показать убийство, смерти, отчаяние и ужас, то он испытает адекватные показанному негативные эмоции. Это здоровая реакция живущего в социуме разумного человека.

Ради необычного примера приведу не к месту исторический факт. (Аниме делает отсылки на историю, сделаю и я) Не обязательно показывать зверства нацистов, в прошлом была малоизвестная в СНГ Парагвайская война. В конце этой войны, когда Парагвай был окружен превосходящими силами и потерял большую часть мужчин, то местный диктатор посадил в окопы на главном рубеже малолетних детей. Бразильцы и аргентинцы старались быстрее закончить войну, и поэтому ставили цель – смести парагвайцев и победить. Люди устали от войны и готовы были на все, даже на штыковую атаку на позиции, полные детей и удерживающих их малочисленных офицеров. Они катком прошлись по этим детям, перебив большинство из них. И вот, представьте себе, что вы стоите как Пьер на Бородинском поле, и смотрите на это побоище. Злые и грязные, озверевшие от многолетнего безумия войны, бразильцы врываются в траншеи и начинают рвать, колоть, резать и стрелять. Кровь, ужас, смерти и крики умирающих детей с формой не по размеру и копьями - мушкетов на всех не хватало. Но и самое страшное – многие в тот жуткий день думали, что действуют из необходимости. Другого выхода нет. Надо завершать ту войну. И они ее завершили, после чего постарались забыть.

История о том, как герой стал настолько сильным, что оказался никому не нужным.

Наши же авторы поступают иначе. Необходимо создать атмосферу непобедимого противника, жуткого монстра, против которого наш герой Белл беспомощен. Как они это сделают?

Покажут нам флешбэки эльфийки Шторм, где ее прошлая команда состоит из одних девушек, половина из которых – дети! И вот монстр нападает на них, и медленно убивает по одну за одной. Отрывает руки, ноги, жрет тела, сжигает заживо. А те, кто выжил, бросаются в самоубийственные атаки и умирают, выигрывая время для Шторм, которая не может ничего сделать и плачет от отчаяния, спасая свою жизнь бегством.

Я прям читаю идею, заложенную автором: медленно сходящая с ума от одиночества, отчаяния и груза прошлого эльфийка живет непомерно долгую жизнь, теряет свои навыки, становится нелюдимой и не видит света в своей жизни. Но вот она вынуждена преломить свои страхи и снова пойти в подземелье ради мести. Снова она натыкается на чудовище. Но тут ее спасает Белл, и она снова находит повод жить.

  До флешбэка этот монстр убил всех статистов в округе. Даже вот эту девчушку в купальнике. Очень жестоко убил. Вы должны пропитаться ненавистью и желанием увидеть, как Белл его разорвет. Либо должны бояться монстра и сопереживать Беллу. Я запутался.....
  До флешбэка этот монстр убил всех статистов в округе. Даже вот эту девчушку в купальнике. Очень жестоко убил. Вы должны пропитаться ненавистью и желанием увидеть, как Белл его разорвет. Либо должны бояться монстра и сопереживать Беллу. Я запутался.....

Звучит красиво? Наверное...

Но получилась полная шляпа. Все произведение я не испытывал негативных эмоций, отстранился от личной истории Белла, радовался выживанию девяти его попутчиков, но тут я вышел из себя. По правилам этого мира персонаж уровнем выше всегда побеждает того, кто ниже. Девушки из отряда Шторм были в основном пятого уровня. Пятого! Белл – четвертого.

Все девушки умерли, спасая эльфийку. А тут монстра побеждает один Белл. В одиночку! На уровень ниже их! Это как так можно обесценить смерть этих девчонок. Мне оскорбительно смотреть на это. То есть весь смысл этой истории в том, кто никто не может победить чудовище, которого боятся даже Боги, кроме Героя – Марти Сью? Или демонстрация массовых убийств должна вызвать бурю правденого гнева? Вы показываете особенно жестокие сцены расчленений и отчаяния, чтоб потом герой убил монстра не получив в долгосрочной перспективе никакого урона? А в чем тогда ограничения вашей истории, неуважаемые авторы? Что остановит вашего героя? Он официально непобедим! Он Бог этого мира, пропорционально он сильнее Наруто в несколько раз (по сравнению сил для каждой истории, ибо Наруто не мог победить Мадару в одиночку).

Еще раз: созданное богами чудовище, основная цель которого – убить любого персонажа любого уровня на вверенной ему территории. От его рук показательно жестоко умирают подруги Шторм, которые были одними из сильнейших авантюристов на тот момент. Чудовище повержено главным героем при содействии Шторм. Герой слабее девушек из флешбэка. Я не знаю, как это еще прокомментировать.

Я не удивлюсь, что дальнейший сюжет принесет нам какие-то чудеса, еще более опасных противников, богов с силой богов, либо уменьшит силу Белла. Возможно. Но на данный момент – это сценарное самоубийство. Можно посмотреть продолжение сюжета в ранобе, но стоит ли оно того? Я не стал.

А в этот момент наши 9 друзей Белла выживают. И тут я хочу сказать аниме спасибо. Их приключения выглядят интересно, тут я верю, что они в опасности. Мне было интересно наблюдать за их злоключениями. Очевидно, что никто не умрет, их превозмогания выглядят натурально и живо. Очень жаль, что для этого пришлось убрать из команду главного, черт возьми, героя!

 
 

Подводя итоги, я хотел заострить ваше внимание на проблему избыточной силы главных героев. На нашем примере видно, что Белл перерос созданный авторами мир. Он в нем лишний. Любая задумка ломается об невероятную мощь героя. Поэтому мы вынуждены смотреть и слушать получасовой монолог злодея, угрожающего подорвать бомбу, чтоб получить причину случившейся “трагедии”.

Мое предложение – пусть Белл героически погибнет, история будет вестись от лица кого-нибудь из его друзей, и мы получим разрыв стандарта в виде смерти героя гарема. Смешная шутка.

   Как же они будут жить без избранного героя....
   Как же они будут жить без избранного героя....

Нам суждено смотреть, как герои не убивают злодеев ( они умирают сами либо от других злодеев, либо по стечению обстоятельств ), как сюжет запрещает им предотвращать действия злодеев, как невероятная сила героев сначала описывается, а потом забывается.

Так было, и так будет дальше. А что до самого аниме “Встречу тебя в подземелье”? Я знаю, что многие из вас умеют игнорировать недостатки и наслаждаться хорошим аспектам и удачным решениям. Наверное, это правильный подход. Лично я получил удовольствие наблюдать за скитаниями 9 героев во главе с амазонкой-варваршей. Поэтому только по этой причине предлагаю вам его посмотреть, и либо согласиться с моими возмущениями, либо раскритиковать их.

Огромная благодарность всем тем, кто дочитал до этого момента. Для меня это многое значит. Надеюсь, вам было интересно. Я буду стараться и далее анализировать и делиться с вами не только сомнительными сюжетными ходами, но и хорошими историями разных прочих аниме. Люблю показывать искушенной публике малоизвестные самородки!

Так же у меня есть телеграмм канал, и я буду крайне признателен, если вы подпишетесь на него: t.me/Hexenohrring
Для меня это будет лучшей благодарностью.
Огромной вам удачи и до новых встреч!

4545
64 комментария

Комментарий недоступен

14
Ответить

Я бы не сказал, что Логг — история зацикленная на одном персонаже. Это как раз не протагонистоцентричное произведение. Тут героев много и нам рассказывают не столько их историю, сколько часть истории этого мира, в которой наши герои оказываются на первых ролях. Но эта история не исчерпывается их жизнью: мир Логг существовал до них и будет существовать после их смерти

3
Ответить

шо ж ты сразу, сломаеш беднягу, судячи по етому тексту

1
Ответить

Можно название, пожалуйста.

Ответить

Подводя итоги, я хотел заострить ваше внимание на проблему избыточной силы главных героев. На нашем примере видно, что Белл перерос созданный авторами мирЛюбой исекай говна с OP гг. Уже проходили 10 лет назад с Кирито, но там хотя бы (я серьёзно собираюсь похвалить сао? времена меняются, кто ж знал, что дальше будет хуже) иногда показывали, что он не всемогущий и опускали на землю с небес. Хотя САО вообще плохой пример, потому что к большой моей радости от центрирования собственно на Кирито, авторы ушли в развитие и других персонажей тоже - и сделали мир таким, что он не держится только на Чёрном мечнике и он не является решением всех проблем, хотя конечно он и остаётся почти всегда в центре событий и является мозгом операций (даже в реальном мире, когда все друзья собираются в кафе обсудить что-то). Вообще подобный подход - наверное лучшее развитие мира/персонажей, то есть расширение вселенной вширь, представление новых сильных героев/антигероев, которые либо становятся союзниками ГГ, либо его противниками (и вокруг них собираются свои банды/приспешники)

Мое предложение – пусть Белл героически погибнет, история будет вестись от лица кого-нибудь из его друзей, и мы получим разрыв стандарта в виде смерти героя гаремаЛуле, да не будет такого никогда, это всё равно, что было ожидать от Гоблин Слеера продолжения жести и пиздеца, которые показали в первых сериях первого сезона - дальше были только максимально нейтральные сцены без перегибов, фанатизма и культурного шока и он стал просто очередным аниме про приключенцев в +-постоянной пати.

P.S. Главная заслуга Данмачи - Хестия и её ленточка. Вот это было неплохо. Ну и в целом чардиз неплохой у богинь и выдающихся приключенцев

5
Ответить

Какой бы грушей для битья не было САО, но все таки стоит отдать ему должное — это не самый плохой исекай. К тому же именно успех САО в свое время и породил эпоху исекаев в которой мы живем.

2
Ответить

Конечно не будет. Но вдруг кто то решит сломать шаблон, типа как с Фрирен, и ради гэга сделать такое. Существует же аниме - мое перерождение в микрофон. А почему такое не может существовать

1
Ответить