Паразит: учение без практики - обзор манги и аниме-адаптации

Паразит: учение без практики - обзор манги и аниме-адаптации

«Паразит» — это одно из тех произведений, которое точно найдешь в вирусных подборках коротких видео под эгидой «топ философских аниме». Но соизмерима ли его известность со смысловой нагрузкой? В этом лонге предлагаю вам ознакомиться с историей создания, концепцией и проанализировать аниме-адаптацию. Однако отмечу сразу, что для меня этот тайтл вошел в рубрику «ни горячо, ни холодно».

История и синонимизм концепции

«Паразит» — это манга, написанная и проиллюстрированная Хитоси Ивааки. Она публиковалась с 1988 по 1995 года и насчитывает 10 томов. Изначально произведение появилось на страницах журнала «Morning Open Zōkan», но с 90-х перешло в «Monthly Afternoon». Fun fact, но по итогам опроса, проведенного министерством культуры Японии в 2007 году, манга занимает 12-ое место среди лучших работ всех времен. А со временем проект даже обзавелся двумя экранизациями — в виде life-action фильма и аниме-адаптации.

Паразит: учение без практики - обзор манги и аниме-адаптации

Однако для массового читателя манга не была такой резонансной, потому что в 1972 мир уже получил работу Го Нагаи «Devilman», ставшую культовым произведением и послужившую источником вдохновения для множества последующих проектов. Обе истории о людях, столкнувшихся со страшной угрозой, будь то демоны или паразиты. Обе поднимают вопросы о месте человека в мире, рамках дозволенного и тяжелых последствиях. «Паразит» не стал легендой не потому, что концепция клиширована, а скорее из-за открытого финала. Но это мое личное мнение, о котором мы поговорим чуть позже.

Что лежит в основе произведения

Влияние на разработку сюжета, безусловно, оказало увлечение Хитоси Ивааки документалками о природе и пищевых цепочках. Эта тема станет лейтмотивом. Ведь история манги начинается с того, что однажды с неба на Землю начинают проникать споры, из которых вылупляются паразиты. Движет ими лишь один инстинкт — как можно быстрее найти носителя и завладеть его мозгом, подчинив тело. Вы не смотрите на внешний вид и способности паразитов, они на самом деле хрупкие и ведут зависимый образ жизни.

Паразит: учение без практики - обзор манги и аниме-адаптации

Главному герою, Шиничи Изуми, невероятно повезло в этом плане. Парень уснул под прослушивание музыки, из-за чего добравшийся до него паразит не смог проникнуть в голову и обосновался в его правой руке. А ведь нам с детства говорили, что опасно спать в наушниках. А вот оно как по итогу бывает полезно...

Новый друг Шиничи получил имя Миги и оказался весьма способным: быстро освоил литературу и выучил японский. А еще почитывал «Преступление и наказание» Достоевского на досуге. Кстати, это показалось мне очень символичным моментом. Раскольников ведь тоже ставит перед собой вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Признаемся честно, именно Миги заставил меня дочитать мангу до конца и пробежаться по ее аниме-адаптации. Миги и Шиничи идут по жизни с абсолютно разной философией, но вынуждены сосуществовать и защищать друг-друга. У Шиничи возвышенные моральные ценности, привитые семьей и окружающими. Миги совершенно другой и живет на чистых инстинктах. Устал — поспи, оказался в опасности — оцени свои способности и либо убегай, либо сражайся.

Постепенно границы стираются, смешивая системы взглядов двух персонажей. Миги изучает мир, пытаясь понять последовательность и мотивацию выстраивания человеческих взаимоотношений. А Шиничи начинает осознавать, что люди ничем не лучше паразитов, а местами даже хуже. Ведь только этим индивидам почему-то дозволено решать, что лучше для остальных живых организмов, населяющих Землю.

Паразит: учение без практики - обзор манги и аниме-адаптации

Сама концепция имеет право на жизнь. Ведь пограничное между двумя формами жизни существование главного героя раскрывает два антонимичных видения мира. Но давайте рассмотрим несколько клише и плохо проработанных моментов истории, чтобы разгадать тайну, мешающую «Паразиту» стать культовым. Опять же на мой субъективный взгляд.

Паразит = умный хоррор?

Мысль данного тезиса не в том, что сюжет пугает избирательно, а в акцентности происходящего. И людей с тонкой душевной организацией произведение может шокировать обилием сражений, крови и мерзких трансформаций. Если же вы знакомы с мангой «Devilman», то «Паразит» не произведет на вас особого фурора.

Хоррор то умный, но до жути банальный. Особенно по части размышления о причине возникновения паразитов. Герои приходят к выводу, что их появление может быть связано с сокращением численности людей, которые слишком многое себе позволяют. Якобы высший разум решил при помощи паразитов провести небольшую зачистку. Но кто этим всем управляет и когда процесс остановиться не знает никто.

Сперва звучит страшно, а потом вполне логично. Вспомним «уничтожение воробьёв» в Китае в конце 50-х. Когда правительство решило, что уж слишком много их наплодилось, так еще и сельское хозяйство страдает от налетов пернатых. Так почему человеку можно заниматься подобной зачисткой живого, не думая о последствиях, а другим организмам нет?

Паразит: учение без практики - обзор манги и аниме-адаптации

Персонажи и логические выводы

Апгрейд главного героя — типичный момент, когда тот получает новые силы. После появления Миги, Шиничи не только избавился от плохого зрения и познакомился с лаком для волос, но еще и ульту подтянул. Теперь он может бегать со скоростью света, а еще перепрыгивать заборы высотой далеко за два метра.

Но есть и неплохой момент его трансформации. Заключается он во внутренних переживаниях персонажа. Со временем психика Шиничи становится более устойчивой к постоянным смертям. Он перенимает хладнокровие своего паразита, теряя возможность плакать по поводу и без. Получается, что Миги, даже без доступа к его сознанию, все же не бесследно существует в организме носителя.

Паразит: учение без практики - обзор манги и аниме-адаптации

Еще один раскрученный аспект строится вокруг серийного убийцы Урагами, которого противопоставляют паразитам. Он убивает и насилует жертв ради удовольствия от процесса. Паразиты же нападают на людей лишь с одной целью — добыть пропитание. Преступник, являющийся обычным человеком, здесь становится хуже монстра. Урагами даже научился определять паразитов по их инстинктам, которые сравнивает со своими. И опять возникает избитая тема: кто на самом деле хищник, а кто чудовище? Если самим людям порой сложно сохранить человечность.

Вопрос материнства обыгран достойно и раскрыт сразу в двух плоскостях — через мать Шиничи и паразита Рэико Тамуру. Обе сюжетные линии заставляют главного героя страдать. В первом случае, Шиничи приходится избавиться от близкого человека. Делает это он через боль, угрызения совести и почти что отлет на тот свет. С Рэико Тамурой все сложнее. Пожалуй, это самый раскрытый и проработанный здесь персонаж. Этот паразит хочет существовать с людьми на равных, узнавать мир и изучать себе подобных. В качестве эксперимента она даже обзаводится ребенком. Хотя за обращение с ним ее хочется лишить родительских прав. Характер паразита изменяется и развивается по ходу сюжета. Из холодной и расчетливой, Рэико становится матерью, в прямом смысле слова способной убить за своего ребенка. Финал ее жизни весьма трагичен, а о будущем младенца, которого она передала Шиничи, ничего не известно.

Паразит: учение без практики - обзор манги и аниме-адаптации

Почему концовка не работает на замысел

Начнем с цитаты Миги, раскрывающей основную мысль произведения: «Если у вас есть право на жизнь, оно есть и у нас. Предоставление прав на что-либо - это странное явление, которое я замечал только у людей». Почему человек решил, что он на планете хозяин и что будет, если его система рухнет перед лицом внеземной опасности? Это база, на которой стоит «Паразит», но оттолкнуться от нее манге сложно.

Проблема лишь в том, что философия не раскрыта подробно. В сюжете много штампов и вопросов без ответа. Если уж ставить диагноз, то курс лечения тоже назначить следует. Главная проблема манги — счастливый и открытый финал. Я ничего не имею против хэппи-эндов, но только когда они обоснованы. Читатель же видит такую картину: Шиничи побеждает злодеев, лежит на крыше и думает о жизни со своей девушкой, а паразиты просто ушли в тень. Стало быть, главный фактор зачистки людской популяции не ликвидирован, а спрятался лишь на время. Да и откуда они все же свалились на Землю? И мотивация исчезновения Миги звучит вяло: он слишком много узнал и теперь хочет побыть наедине, поэтому уснет на неопределенный срок.

Паразит: учение без практики - обзор манги и аниме-адаптации

Нельзя не провести параллель с уже упомянутым «Devilman». По посылу проекты похожи, но по части концовки полные противоположности. В работе Го Нагаи чувствуется завершенность, поэтому и идея произведения оставляет след в сознании читателя. Да, там все плохо, мир обречен пасть и даже Сатана плачет. Но разве не этот момент заставляет читателя задуматься над ценность каждой жизни и ее сохранением? «Паразит», поднимая все тех же вечные проблемы, оставляет еще более неразрешимые дилеммы. Да и гротеска для усиления воздействия проекту явно не хватает.

В общем, эффекта «манга — паразит, проникающий в мозг и захватывающий мысли читателя» после знакомства с историей не произошло. Вопросы для размышлений есть, но они уже настолько избитые, что каждый успел сформировать свое отношение к ним.

Аниме-адаптация и издержки статистов

В 2014 на основе произведения была выпушена 24-х серийная экранизации от небезызвестной студии Madhouse. У нее много классных экранизаций, но «Паразит» для меня стал тем случаем, когда лучше читать мангу, а не смотреть аниме.

Паразит: учение без практики - обзор манги и аниме-адаптации

О вкусах не спорят, но дизайн персонажей оригинального произведения явно выигрывает. В них чувствуется более точная передача эмоций и авторская эстетика Хитоси Ивааки. Аниме же сделало из героев плюшевые игрушки, вышедшие из типичного школьного ромкома. Также пришлось изменить и тайм-лайн, заточенный теперь под современность. Поэтому вместо новостных газет у всех смартфоны и планшеты. И это скорее уходит в минус, потому что пропал антураж 90-х, так хорошо вписывающийся в атмосферу манги.

Не буду спорить, по части боевки в аниме все хорошо, особенно для своего времени

С графикой некоторые моменты тоже вышли до жути комичными. В целом, аниматорам удалось неплохо прорисовать не только моменты повседневности, но и сцены боевок. Но зачем было делать настолько криповых 3D-статистов? Каждый раз смотришь серию, вглядываешься в многолюдные сцены и просто пугаешься этих зацикленных в одной позе героев из Sims.

Паразит: учение без практики - обзор манги и аниме-адаптации

Опенинг оставляет смешанные чувства. Дело не в музыке, она крутая и соответствует замыслу. Вопрос у меня касается сюжетного содержания: почему герои, слитые из истории еще в начале и середине тайтла, продолжают появляться на экране и улыбаться аудитории? Все же для проекта на 20 с хвостиком серий можно было и вторую открывашку сделать. Что, в целом, как раз является частым приемом в сезонах, где больше 12-и серий.

Какого рода этот сёнэн

Что мне понравилось в этом произведении, так это то, что оно никогда не было баттл-сёнэном, хотя имеет достаточно богатый пласт сражений. Кстати, одна из частых претензий именно к аниме - это то, что все батальные сцены уж очень короткие, простые и изобилуют самоповторами. Тут я не соглашусь, потому что это не типичный в своем понимании сёнэн. Здесь главный герой не получил еще одну силу после тренировки с могущественным мастером боевых искусств и не уничтожил никого при помощи какой-нибудь техники дальнего боя. Шиничи остается ослабленным после потери Миги, испуганным и беспомощным. И когда его находит старушка, она напоминает ему, что значит быть человеком. Это все, что ему нужно, чтобы вновь быть готовым столкнуться с монстром. И данное фокусируется не на сражениях, а на ценностях человека и его жизни.

Паразит: учение без практики - обзор манги и аниме-адаптации

Если резюмировать свое отношение к произведению, будь то манга или аниме, то у него была отличная первая половина, и разочаровывающий второй тайм. Слишком много сюжетных дыр и странных мотиваций персонажей. И одна из самых больших проблем заключается в том, что нам так и не объяснили происхождение паразитов. Много вопросов остается и к тому, почему слили интересных второстепенных персонажей, таких как Рэико или же Кана, при этом оставив скучных, как, например, Мурано.

Паразит: учение без практики - обзор манги и аниме-адаптации

В сухом остатке, как занимательная лекция «Паразит» состоялся. Но любой, прошедший студенчество человек, знает, что их нужно еще и на практике закрепить. В итоге, сюжет заваливает нас на дополнительных вопросах, лишая возможности получить на них внятные ответы. Хороший посыл, но слишком уж с многозначительным эндингом.

P.S. Материал был написан мной еще осенью в рамках учебной практики, так что его первоначальный образ можете чекнуть на сайте NewsForward. В результате моего небольшого творческого кризиса и рабочих моментов, в Блог я решила залить его доведенную до ума версию. Надеюсь, в скором времени запал писать лонги снова появится, а пока буду переносить сюда то, что создавала уже ранее. Чтобы вы не скучали, и чтобы мои тексты не пропадали даром.

В комментариях можете делиться своим мнением о «Паразите».

Ваша Саша
Обзорщик манги и аниме в этом Блоге
84
34 комментария

Это мы читаем вечерком)
Паразит, к слову, показался неплохим, но нехватает ему чего-то словно.

6
Ответить

может проблема в раскрытии лора

3
Ответить

Ну вот если максимально сократить лонг, то у меня такое же мнение)

2
Ответить

Паразит, одно из лучших произведений которые я читал, доброе и интересное начало (как и многих манг) сильная как по мне середина (особенно момент с матерью гг) и скомканный финал, победа гг это вообще рояль в кустах.
Вспомнил прочитав Лонг мангу Ганц, блядь вот было супер интересно, отличная рисовка и голые сиськи. Но блядь как же было тупо делать продолжение после смерти гг, просто всратая концовка.
Манги читал много, за мангу могу поболтать, есть плохая и ужасная но паразит из топ типа, к прочтению обязательно, даже Гринпис бы оценила ее

6
Ответить

Заинтриговал тем, что много читаешь мангу. Жду теперь какой-нибудь лонг-обзор !

1
Ответить

Обзор по моему мнению в кратце:
Начало - интересное
Середина - не плохо, но к чему всё идёт?
Конец - ааа, файт с боссом, ну гениально че, учение о жизни че.

2
Ответить

Ну примерно так) Я в конце лонга и отметила, что начало было бодрым, а с середины уже возникают вопросы к тому, зачем это вообще надо

1
Ответить