Театральный роман 🎭 Обзор манги «Стеклянная маска»
Бесконечная история о жизни и смерти на сцене
[Новая, дополненная и улучшенная версия статьи доступа здесь]
В 1976-ом году произошло ключевое событие для всего мира манги. В новейшем журнале для девочек Hana to yume одновременно стартовали две культовые серии: Sukeban Deka и «Стеклянная маска». 70-е ознаменовались расцветом направления седзе-манги, такого влияния комиксы о цветочках и мальчиках не имели ни до, ни после, и первый приз несомненно принадлежит юной актрисе Китаджиме Майе, героине «Стеклянной маски». «Маска» от молодого художника Судзуэ Миути была самой популярный мангой для девочек своего времени вплоть до 90-х, когда вышел на сцену сериал Boys over flowers.
В китайском ресторане в Иокогаме работает мать-одиночка Хару Китаджима. Муж давно погиб по неизвестным причинам, и вся ее жизнь сосредоточена на воспитании своей непутевой и глуповатой дочери Майи.
Девочка устроена на полставки в том же ресторане курьером. Каждый работник знает: нельзя посылать Майю с доставками в кинотеатр, рассеянная школьница непременно пользуется положением и бесплатно смотрит кино (а платно у нищей семьи денег не водится), забывая обо всем на свете.
Даже периодические побои от матушки не вправляют Майе мозги. Ее, пребывающую в творческом астрале, примечает загадочная женщина в черном платье — позднее незнакомка сыграет решающую роль в судьбе девочки.
Дочка хозяина ресторана, завистливая Сугико, примечает в Майе человека, увлеченного своей далекой мечтой, ее неистово бесит то, как Майя способна погружаться в себя, смотря фильмы по телевизору, ведь сама Сугико просто пустышка, потолок мечтаний которой — встречаться с парнем. Сугико придумала изощренную пытку: она предлагает девочке билет в театр, где Майя никогда не была, но страстно желает, в обмен на то, что она выполнит за всех доставки в новогодний аврал.
Нереальная задача даже для взрослого, но Майя ослеплена своей зарождающейся страстью, она, стирая ноги в кровь, в последнюю минуту успевает.
Разозленная Сугико, прогуливаясь с мальчиком по набережной, издевательски выбрасывает билет в Токийский залив: мечта Майи уничтожена навсегда.
Но это становится не концом, а началом безумного пути Майи к сцене: девочка бросается в залив. Ее чудом спасают, а ее как будто это и не волнует, она судорожно сжимает заветный билетик и шепчет безумные мантры к ужасу всех окружающих, включая собственную мать.
А наблюдающая со стороны женщина в черном, бывшая актриса Цукикаге Чигуса, принимает окончательное решение.
Даже сейчас, спустя десятилетия, несмотря на древнюю ручную рисовку, условности и упрощения, первая глава «Стеклянной маски» впечатляет до мурашек. Именно так должно выглядеть начало истории, пережившей поколения. Фанатизм Майи, ее готовность пожертвовать всем, даже жизнью, ради искусства — вот что поднимает Майю из сонма седзе-героинь, милых, добрых и неуклюжих — до сверхчеловеческого уровня.
Спектакль «Дама с камелиями» так поражает героиню, что она не может думать ни о чем, кроме театра. Неудивительно, что она сразу же вызывается играть в простенькой школьной пьесе о принце, ищущем среди крестьянок себе невесту. Майя мечтает играть избранницу принца, но жизнь наносит ей серьезный удар. Будучи посмешищем всего класса, она получает соответствующую роль - деревенской дурочки Биби.
Комический персонаж, вообразивший себя достойной женой принца — это ли не метафора жизни самой Майки. Дама в черном Чигуса Цукикаге вызывается помочь Майе с ролью. По ее словам, ей досталась самая сложная часть пьесы.
Она обучает ее первым театральным движениям и репликам. Майя, поначалу расстроенная, забывается в творческом угаре, она днями и ночами репетирует роль Биби, пугая несчастную мать. Она щелкает каналами ТВ в поисках образов шутов и сумасшедших.
Мама, уверенная, что дочь опять выставит себя идиоткой и опозорит семью, не решается идти на спектакль, но для Майи так даже лучше. Расстроенная и раздавленная, она сыграла так проникновенно, что родители учеников только о ней и говорят. А кто там был принцем и принцессой? Никто и не вспомнит.
Первые главы «Маски» я ценю едва ли не больше всего остального сериала. В них отразилось больше всего биографического, Миути так же шла к своей мечте стать художником через насмешки окружающих и осуждение родителей. И, как и Майя, она вписала себя в историю искусства отчаянным порывом молодости. В 70-е манга еще не была общим местом в жизни каждого японца, и желание стать художником было сродни карьере стримера или блогера.
Планы Чигусы Цукикаге простираются куда дальше школьных постановок. Она, великая актриса в прошлом. В довоенной Японии Цукикаге нищенствовала на улицах и отбирала еду у бродячих кошек, пока ее не подобрал популярный театральный режиссер и драматург Ичирен Одзаки. Он разглядел в девочке талант и воспитал ее для исполнения ролей в своих пьесах. Уже взрослая Чигуса стала любовницей Ичирена.
Во время бомбардировок Токио уничтожен театр Ичирена. Под впечатлением от случившегося Одзаки уезжает в места своего детства — Багровую долину, и там пишет свой самый известный шедевр, драму «Багровая богиня», созданную специально для исполнения Чигусой.
Пьеса становится хитом и привлекает внимание безумного олигарха, влюбившегося в героиню Чигусы. Озверевший богач уничтожает дело жизни Ичирена, и его самого — лишь бы завоевать Чигусу, но добивается лишь прекращения постановок «Богини».
Карьеру одинокой Чигусы прерывает нелепая случайность: упавшее освещение сжигает ей половину лица. Она уходит со сцены навсегда, нося пожизненный траур в память о театре. Однако мечта возродить «Багровую богиню» поселяется в ней, с новой актрисой на новой сцене. Именно в Майе она разглядела то пламя фанатизма, что когда-то горело в ней самой.
Чигуса Цукикаге собирает новую труппу и снимает помещение на остаток своего состояния - в надежде выигрывать национальные театральные конкурсы, добиться признания и получить деньги на «Багровую богиню».
Слухи о возвращении легендарной актрисы доходят до Хаями Масуми, директора медиахолдинга Дайто Энтертеймент, красавца, самого завидного жениха Японии, известного своим холодным и жестоким отношением к работе.
У Дайто есть собственный театр со своей собственной молодой звездой.
Химекава Аюми — полная противоположность Майи.
Золотой ребенок, она дочь знаменитых актрисы и режиссера, с детства привыкла к роскоши и поклонению. Театральные курсы театра Андин - чистая формальность. Аюми уже звезда, играющая на сцене и в кино, ее лицо смотрит на Майю со всех японских экранов. Осталась самая малость: забрать у Чигусы права на пьесу и передать своему режиссеру, зловещему толстяку Онодере. Вот только Чигуса скорее умрет, чем отдаст дело своей жизни расчетливым воротилам шоу-бизнеса.
Поначалу Аюми кажется типичной седзе-злодейкой вроде Элизы из Кэнди Кэнди. Богатенькая, избалованная, корчит злодейские рожи. Так и ждешь, как она будет сыпать стекло в сценическую обувь Майи.
Судзуэ Миути поступила гораздо интереснее. Аюми — такой же фанатик искусства, как и сама Майя. Она раньше прочих разглядела в этой нелепой девочке зловещей силы талант, угрожающий ее собственной карьере. Но Аюми не уничтожает соперника, хотя и может, она искренне болеет за дело театра и ставит личное ниже искусства. Мечта Аюми — победить наглую выскочку на сцене, а когда это не выходит, она прячет слезы в своей комнате, сохраняя публичный образ железной леди.
Когда хейтеры добиваются изгнания Майи из шоу-бизнеса, Аюми отправляется мстить за Майю. Не из-за любви, просто ей невыносимо то, какие ничтожества занимают подмостки вместо истинного гения. Не будь в манге такой злодейки, она не получила бы и половины своей популярности.
Для Майи начинается тяжелая пора настоящей театральной жизни, изматывающие репетиции, первые искренние друзья и завистливые хейтеры, готовые подпиливать прожекторы. Цукикаге из милой бабушки обращается в мегеру, которой ничего не стоит избить Майю, если та изображает страдание персонажа недостаточно убедительно.
Любая другая на месте Майи сбежала бы от сумасшедшей старухи, но девочка после побоев благодарит наставника! Теперь она действительно может сыграть страдание на сцене.
Ее первая серьезная пьеса по роману «Маленькие женщины» не только поражает зрителей, но и привлекает внимание Хаями Масуми, директора Дайто. Глупая девочка, путающаяся у него под ногами, уже не кажется ему такой бесполезной дурочкой...
Ни одна седзе-манга не будет удачной, если в ней не засияет звезда Крутого Мужчины Гигачеда. Хузбандо удался на славу. Хаями Масуми по популярности среди японских школьниц может поспорить с Цукасой Домедзи из Boys over flowers, а уж куда там Терри (Кэнди Кэнди) или Мамору (Сейлор Мун). Огромный рост, мощная челюсть, взгляд падшего ангела. За душой этого холодного и расчетливого бизнесмена скрывается немало трагедий.
Кульминацией их отношений с Майей становятся национальные театральные конкурсы. Режиссер театра Андин, толстяк Онодера, не в силах одолеть труппу Цукикаге в честном бою, уничтожает декорации и задерживает актеров на пути к конкурсу. Для Майи это не проблема, она в одиночку сыграет всю пьесу, сорвав овации.
В злоключениях театра Майя не безосновательно винит жестокого Хаями Масуми. Он — главный враг Майи, строящий ловушки на каждом углу. Готовый на все ради прав на «Багровую богиню». Он неотступно следует за Майей, разумеется, чтобы уничтожить ее, зачем же еще.
К счастью, мир не без добрых людей. Загадочный анонимный фанат всегда готов придти к Майе на помощь, он оставляет ей записки с теплыми словами и присылает свой символ — фиолетовую розу. Создатели аниме «Сейлор Мун» еще ходили в младшие классы школы, а таинственный телохранитель с розами уже спасал Китаджиму Майю в самых критических ситуациях.
Репетиционную базу отобрали за долги? Аноним отдаст Майе свою виллу. Театр опального режиссера превратился в руины? Фанат безвозмездно отремонтирует его. Откуда же глупенькая Майя может знать, что за «розовым поклонником» скрывается жестокий Хаями Масуми, уже давно и прочно влюбившийся в актрису. Все сцены между ними — жемчужины сериала. Майя бесконечно обличает злодея, а он, сохраняя публичное лицо джокера-гигачеда, вынужден подыгрывать, издеваясь и хохоча над несчастной.
В самой знаменитой романтической сцене «Маски» она обнимает Масуми, не узнавая его: Майя готовится к роли слепоглухонемой девочки. Эта любовь живет в другом мире, не видимом даже самим влюбленным.
«Стеклянная маска» поражает масштабом исполнения. Миути вознамерилась охватить все аспекты театральной жизни. Школьные пьесы, детские утренники, экспериментальные андеграундные театры, городские праздники, шекспировская классика, большая сцена, кинематограф и летние блокбастеры.
С короткой кинокарьерой связана наиболее драматичная арка сериала: Майе предстоит испытать самую сильную злобу завистников, переходящих грань преступления.
Для манги Миути использовала как готовые сценические стандарты, так и собственноручно написанные сценарии, некоторые из которых позднее становились постановками в настоящих японских театрах, посетить которые можно даже сейчас. И это при том, что в театре автор мало что понимал и познавал сцену вместе со своей героиней по ходу сюжета.
Темп сюжета со временем падал, Миути все больше уделяла времени постановкам, некоторые становились полноценными арками, рассказами в рассказе. Отдельных любителей драматичного мыла из жизни актрисы это может расстроить, но без этого «Маска» не была бы таким уникальным произведением.
Неизменно одно: безумная любовь Майи к театру. Сколько бы ее не уничтожали и не топтали враги, она всегда возвращается к подмосткам. На пути она теряет родных и друзей, но каждый раз находит себя заново на сцене. Если нужно сыграть огонь, то Майя подожжет себя. Если надо быть волком, она встанет на четвереньки и будет грызть кости.
В обычной жизни Майя жалкий и слабый человек, ее травят и избивают, а она может только плакать в ответ.
Все меняется на сцене, где она обретает поистине божественную власть. Любая трагедия отходит на второй план по сравнению со счастьем играть снова.
Куда страшнее: плохо выступить, разочаровать публику. Лучшая подруга Майи, девушка-травести Рей, учит героиню беречь стеклянную маску - самое дорогое и хрупкое сокровище в жизни актера.
В Майю влюбляется мальчик Сакуракоджи Ю, главный артист конкурирующего театра Андин. Любая другая девочка была бы вне себя от счастья. Но они идут в кино и Майя не замечает его! Настолько она увлечена зрелищем. Она не способна хорошо учиться в школе, но сразу же запоминает все движения и реплики героев, удивляя даже бывалых театралов.
Зачем нужна жизнь, где ты никчемная двоечница, когда на сцене можно прожить тысячи жизней. Принц не нужен, если ты сама можешь быть и принцем, и принцессой, и кем захочешь. Истинное блаженство - в постоянном движении, пока никчемный реальный мир замирает, затаив дыхание. Враги кипят от зависти к славе и деньгам, но им не доступна главная тайна. За ней люди идут по ковровой дорожке, проливают слезы самоистязания, расплачиваясь одиночеством за вечность.
Полное издание манги насчитывает 49 томов. «Стеклянная маска» считается одним из старейших онгоингов. Вот только корректно ли считать ее онгоингом? Манга прекращала выход в 90-е, ненадолго Миути отвлеклась на сериал «Аматэрасу» (также незакончен), и вернулась к Майе снова в нулевые в журнале Bessatsu Hana to yume. Последние главы вышли в начале 10-х, после чего журнал закрылся — а вместе с ним и манга. Началась другая эпоха: тиражи манга-журналов в общем, и седзе-журналов в частности были далеки от вечного роста предыдущих десятилетий.
Манга для девочек стала не интересна самим девочкам. Ныне аудитория мужского журнала Shonen Jump наполовину состоит из женского пола. Феминизация (от слова «феминизм») добралась и до Японии. «Все давно уравнялись», мечты о принцах остались в далеком прошлом, уступив место всепоглощающей гик-культуре. Школьница с рисунками Хаями Масуми в тетрадках — артефакт прошлого.
Сама Судзуэ Миути состарилась, ей уже за 70. С прошлого года она ничего не пишет в твиттере. Фанаты «Маски» уже по больше части такие же старики, жалующиеся в комментариях, что им не дожить до финала. Надо готовиться к тому, что «Багровая богиня» никогда не будет поставлена на сцене, а противостояние Майи и Аюми будет вечным. Майя уже давно не школьница, ей 20 лет, она - профессиональная актриса.
Стоит ли огорчаться. За тысячи страниц сериала было сказано все что нужно, постановка уже не сможет быть настолько идеальной, насколько рисуется в воображении фанатов. Майя и Масуми не будут вместе. Но главное ведь не узреть героиню в свадебной фате. Эта история — в первую очередь о творчестве, и эта история не закончится никогда.
P.S. Я сошел с ума и сделал уже 7 роликов на ютюбе по «Стеклянной маске». И не собираюсь останавливаться. Там будут обзоры всех арок. Вот последний, с обзором новейшего перевода 43-го тома:
Для западных читателей Маска все еще актуальный онгоинг! Ожидается мощная драма в жизни Аюми и мужественное ее преодоление.
Один из самых интересных моих роликов — мнение о разных экранизациях «Маски»:
Ни одна из них не кажется мне конгениальной. Особенно я раскритиковал любимое многими аниме 2005-го года. Более-менее понравился сериал 90-х с обаятельной молодой актрисой Юми Адачи (сейчас ей уже за сорок). Хотите настоящую «Маску» - добро пожаловать в мангу.